Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 2 октября 2007

ОГОЛТЕЛЫЙ «ПАУК»

№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
ОГОЛТЕЛЫЙ «ПАУК»

В галерее, известной своими нетривиальными акциями, "С. Арт" (м. "Курская", ул. Земляной вал, д. 14, вход со стороны Малого Казенного переулка) проходит выставка работ Сергея Троицкого — Паука, именуемая "Оголтелый арт" — первая акция нового народного искусства". Представлены картины Паука, фотографии из творческой летописи бессменного предводителя "Коррозии металла".
Последнее время казалось, что Паук как-то затих. Продюсировал группу экстремального диско "Бурый медведь", выпустил очень приличный сольный альбом "Одинокие сердца", но было ощущение локальности. И вот, наконец, новое наступление.
Выставка совпала с представлением книги Паука — "Девки, музыка и бухло", смело выпущенной издательством "Эксмо".
За несерьёзно-комичным названием, которое является парафразом знаменитого "sex, drugs, rock-n-roll", скрывается мощный и яркий текст. Что Паук нехилый сочинитель, он прекрасно показал ещё в культовом сборнике "Последние пионеры"
Четырёхсотстраничное полотно "Девок, музыки и бухла" — это одновременно школа жизни, "карта вин", "паучья" "метафизика пола" (или же "пол и характер"), история "Коррозии", россыпь феерических баек, социально-политические наблюдения.
Неподготовленного человека и книга, и экспозиция могут шокировать. Контекст, несомненно, здесь важен. Но те, кто "в теме", в накладе не останутся. Энергии Паука можно только позавидовать. В прессе атаковали, в тюрьму сажали, клоуном выставляли, а он, знай, гнет свою линию, выбирая лишь адекватные времени формы. Паук не просто играет трэш-металл, он апологет и проводник трэш-эстетики в целом. Он обречен на эксперименты, арт-провокации, на использование таких инструментов, как аллегория, гротеск, "проклятые" вопросы. Здесь неизбежны резкость, грубость, иногда даже вульгарность, но не пошлость. Паук на своём фланге и своими средствами ведёт работу по диффамации демонов современного мира.
Что касается пресловутой несерьёзности Троицкого…
Блестящий музыкант и тонкий исследователь, ныне покойный Иван Соколовский в своих "United colours of music" заметил: "Музыка, отражающая "пустоту" депрессивной невротической личности, часто трактуемая как "лирическая" и "романтическая", становится мейнстримом. Достаточно посмотреть старые фильмы и сравнить их с современными, послушать и сравнить музыку к тем и к другим, чтобы понять то негласное табу на всё "жизнеутверждающее", которое налагают глобальные форматы на современное искусство.
Жизнеутверждение, свободное от депрессии и невроза, трактуется как отсутствие тонкого вкуса и эстетических способностей, как недоразвитость личности. Определённая доля "жизни", конечно, присутствует в виде латино-американской или иной экзотической музыки, "весёлого" рок-н-ролла и.т.д., но вся эта жизнь — скорее карнавал и маскарад, чистое развлечение, обратная сторона депрессивности. "Душевное" искусство неизбежно должно стать депрессивным и невротичным. Декадентское эстетствование приветствуется лишь в той мере, в которой оно не ведёт к восприятию личности художника как чего-то выходящего за рамки общественной психологии, за рамки депрессии и невротизма. Подлинным художникам и поэтам часто приходится разыгрывать из себя полудурков — лишь бы их не заподозрили в чём-то "серьёзном".
Все высокомерные наезды на Паука, "Коррозию" исходят именно из этого.
Ведь главная творческая линия, проходящая через все "паучьи" проявления, — гимн жизни, призыв из унылого тартара современности к восторгу бытия. Расшевелить человека, остановить "автоматизацию" одних ("успешных") и вдохновить сломавшихся, опустивших руки.
Не случайна фирменная "паучья" фраза, которой он открывает концерты "Как бодрость духа?!".
"Коррозия" всегда являла собой прекрасный образец агрессивно-жизнеутверждающего действа. На фоне унылого пейзажа музыкальной сцены экстатическая энергетика "Коррозии металла" — очень к месту. Как призыв отринуть ветхие одежды настоящего и рвануть ввысь, к красоте и силе. От гнилой либеральной демократии — к корпоративной империи.
Слово Пауку:
"Вся деятельность "Коррозии Металла" была построена на том, чтобы дать больше радости и угара русским людям… Наш народ был полностью ограблен и разломан, поэтому одна из задач Русского Металла и КТР заключалась в том, чтобы поднять у людей бодрость духа, поселить уверенность в себе и в светлом будущем, а также осветить некоторые аспекты жизни".
"Нужны радикальные и оригинальные меры. Кому-то они покажутся экстравагантными или архаичными, глобальные решения всегда изначально выглядят странно. Они необходимы: мы теряем, как на войне, по миллиону в год. Простые, привычные рецепты уже не подойдут".
"Рок-музыка, как и все массовое искусство, состоит из различного типа эпатажа и имеет абсолютно естественное воплощение, которое не только возбуждает и развлекает публику, но и помогает артисту "через эпатаж" быстро донести до людей какие-либо мистические или бытовые идеи через призму примитивных или заумных образов. Мы, в свою очередь, стремились к простому, то есть быстрому пониманию. Другие пытаются это сделать через сложные формы. Очень часто за так называемыми вдумчивыми и замороженными образами скрываются обыкновенная тупость и серость творческих бездарей, скучных по жизни людей, а также некрофилов…
"Если Россия сможет разорвать порочный круг недоверия и тупизны, провозгласит "Всё для своих", "Здесь и сейчас" — тогда мы полетим к звёздам. Народ создал государство, а не государство народ, и ему необходимы клёвый дизайн, созидательная атмосфера жизни и самобытные герои".
Да будет так.
1.0x