Авторский блог Владимир Юдин 03:00 25 сентября 2007

«ЕГЭ ПОГУБИТ НАШУ ШКОЛУ...»

№39 (723) от 26 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Юдин:
«ЕГЭ ПОГУБИТ НАШУ ШКОЛУ...»

Сомнительная новация — введение единых экзаменов надвигается на российскую школу. В принудительном порядке эта система проверки знаний, похожая на телевизионную шоу-игру, внедряется в практику преподавания. Сегодня мы беседуем об этом с профессором, академиком Петровской академии наук и искусств, заслуженным работником высшей школы РФ Владимиром Юдиным.
"ЗАВТРА". Владимир Александрович, известно ваше негативное отношение к Единому государственному экзамену. На чем оно основано?
Владимир Юдин. Моё мнение о ЕГЭ более чем негативное! Это исключительно вредная,опасная и весьма затратная затея Минобразования РФ, способная окончательно погубить некогда плодотворную, традиционно сложившуюся систему образования в России. Более того, ЕГЭ — отнюдь не изобретение досужих российских чиновников Минобразования, мало чего смыслящих в образовательном процессе, как может подумать иной соотечественник. Тестирование — форма американской системы обучения. Причем за неё уцепились после того, как она своей примитивностью скомпрометировала себя во Франции, Германии, Бельгии и других странах Европы. Там-то от неё отказались весьма быстро! А приговор этой системе обучения в 2005 году вынес основатель "Майкрософта" Билл Гейтс. На конгрессе американских губернаторов, посвященном проблемам образования, он заявил, что американская школа скатилась к концу XIX века, при этом уровень образования ребят упал едва ли не до самого низшего предела. Зачем же наших ребят тянут в каменный век?
Впрочем, как считают ученые, тестовая форма оценки сама по себе не вредна и может применяться. Но только как промежуточный этап в процессе обучения, чтобы найти проблемы в знаниях учеников и что-то подкорректировать. Не более того.
"ЗАВТРА". Российские управленцы от образования безоглядно отказываются от отечественных, веками наработанных образовательных традиций и методов, стремятся направить школы и вузы по западноевропейскому пути. Но что это за путь? Почему он, по-вашему, неприемлем для нас?
В.Ю. Уже четвертый год идет активная подгонка российской образовательной системы под западноевропейские стандарты, определенные Болонским соглашением стран — участниц Европейского союза. Однако до сих пор не прозвучало внятного ответа на вопрос: зачем нужна вузам России эта реформа, если Болонское соглашение распространяется только на ЕС? Болонский процесс представляет собой закономерное следствие европейской интеграции в контексте всемирной глобализации, т.е. стремления управлять всем человечеством из единого центра Мирового правительства. Он является составной частью создания общего и прозрачного для стран-участниц Европейского союза рынка труда и услуг, предполагает унификацию учебного процесса на разных уровнях в странах ЕС и включает в себя как стандартизацию процесса подготовки (бакалавриат-магистратура), так и стандартизацию учебных курсов и общий механизм оценки знаний (рейтинговая и кредитная системы). Всё это делается для увеличения мобильности населения внутри Евросоюза, когда гипотетические студенты, окончив университет, например, в Германии, без особых проблем могут найти работу во Франции, так как система дипломов унифицирована и критерии оценок прозрачны и понятны для всех. Дополнительным плюсом является максимальное упрощение студенческого обмена. Наше многострадальное отечество, уже триста лет стремясь догнать и перегнать Запад, с радостью восприняло это ноу-хау...
"ЗАВТРА". Понятное дело, это нужно всё более интегрирующейся Западной Европе, быть может, США. Но нам-то, в России, оно к чему? Ведь мы еще не стали "полноценными" европейцами, да нам и не суждено таковыми стать. У нас свой, особый путь исторического развития...
В.Ю. Вы правы, Болонское соглашение предусматривает признание дипломов исключительно стран-участниц ЕС. Собственно, только ради этого оно и подписывалось. Поэтому никто в ЕС не заинтересован признавать российские дипломы наравне со своими: зачем европейским вузам дополнительная конкуренция, тем более что Россия не является членом Европейского союза и в обозримом будущем им не станет. Конечно, такие титаны, как МГУ, МГТУ, МГИМО, СПбГУ, будут котироваться на европейском рынке образовательных услуг, но им для этого не нужен Болонский процесс, о чем руководство МГУ во главе с ректором Виктором Садовничим, кстати, многократно говорило, отказываясь признавать результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов.
Этот процесс нужен провинциальным вузам. А с признанием их дипломов, мягко говоря, будут большие проблемы. Вот почему главная цель включения России в Болонский процесс бесперспективна в принципе.
"ЗАВТРА". Большинство российских реформ, начиная с петровских, как известно, проводилось с какой-то поистине маниакальной прямотой, и эта, похоже, не исключение. Что, в сущности своей, она предполагает?
В.Ю. Основные элементы реформы следующие: принятие новой, двухуровневой системы подготовки "бакалавриат — магистратура", что влечёт отмену такого понятия, как "специалист", введение рейтинговой системы контроля знаний и триместровой организации учебного процесса. Теперь по порядку. В Западной Европе "бакалавр" — это технический специалист, выполняющий какую-либо узкую функцию в рамках своей специальности; магистр — это управленец, координирующий нескольких таких бакалавров на производстве. Социальные функции и сферы компетенции российских бакалавров и магистров не ясны никому, включая самих архитекторов реформы. В Западной Европе существует рейтинговая система контроля текущих знаний, которая проходит по смысловым блокам, так называемым модулям, и её главная задача — дать целостное представление об изучаемом предмете. Завершение смыслового блока курса лекций заканчивается контролем, и по сумме баллов за модули выставляется оценка за курс. Это сделано для того, чтобы любой европейский студент мог без помех перевестись в тот вуз, где, по его мнению, выбранный им курс преподают наиболее основательно (или, что не менее важно, обучение стоит дешевле...). Аналогичный механизм обучения и контроля успеваемости приказано ввести, к примеру, в Тверском госуниверситете, где я много лет работаю.
Тем самым Болонская система — это первый шаг к превращению всех университетов Евросоюза в некое единое общеевропейское высшее учебное заведение. Рейтинговая система ТвГУ имеет ту особенность, что она проходит директивно три раза в семестр, когда все студенты факультета за одну неделю пишут контрольные по всем читаемым курсам вне зависимости от смысловой завершенности прочитанного материала. А это ни к чему, кроме лишней нагрузки на студентов и преподавателей, не приводит.
Третий триместр в Европе — это летний триместр, имеющий дополнительный характер, где можно добрать необходимые для получения диплома баллы (кредиты), чем-то напоминающий заочный курс. Триместровая система ТвГУ — это механическое членение старых двух семестров на три части, что влечет сокращение первого семестра на один месяц и разделение второго семестра на две части с введением дополнительной сессии и потерей лекционных часов и зарплаты преподавателей.
"ЗАВТРА". Стало быть, получается по известному афоризму: где европейцу хорошо, там русскому жить нельзя?..
В.Ю. Именно так. Унификация программ на Западе означает возможность беспрепятственного студенческого обмена, но о каком обмене может идти речь, если наши библиотеки в принципе не обладают фондами оригинальной научной литературы на европейских языках? Поэтому совершенно непонятно, зачем нужна такая реформа...
"ЗАВТРА". Владимир Александрович, кто же осчастливил нас законопроектом,распространившим обязательное введение ЕГЭ на всей территории страны, после чего его подписал президент В.В.Путин?
В.Ю. С легкостью неимоверной сделали это в Госдуме доблестные депутаты-"единороссы", продавив законопроект большинством, судя по всему, не задумываясь, что натворили. Ведь, по сообщению замминистра образования и науки Д.Ливанова, отныне "затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ составят около трехсот миллионов рублей в год". И еще каждый регион (разумеется, и Тверская область с ее остродефицитным бюджетом) должен будет раскошеливаться на пять миллионов рублей. Что и говорить — хороша кормушка!
Возглавивший российское образование выпускник (согласно сообщениям печати) Гарвардского университета технарь Андрей Фурсенко вкупе с депутатами-"единороссами" Госдумы, следуя, видимо, предписанному сценарию других "гарвардских мальчиков", активно внедряет ЕГЭ, дабы погубить российскую школу и образование в целом...
Бедная, бедная Россия!.. Казалось бы, давно канула в прошлое "холодная война". Страна встала на путь демократических перемен, политической открытости и дружественных, партнерских связей с закордонным миром, однако антироссийская направленность политики Запада как была, так и остается заглавной государственной доктриной. И пока мы этого не поймем, не осознаем, не предпримем твердых контрмер на уровне государственной власти, отринув дешевый либеральный самообман, порядка в родном отечестве не будет. Но самое главное, должный порядок нам следует навести в собственных головах, в родном Отечестве, отринув самую мысль, будто Россия существует в качестве полигона для проведения сомнительных социально-политических, экономических, образовательных и прочих экспериментов западных и доморощенных русоненавистников.
"ЗАВТРА". А как же расценить выкрики правящей партии "Единая Россия" о выводе страны "на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования", про "обеспечение мировой конкурентоспособности российского специалиста с вузовским дипломом", про "утверждение образовательных учреждений в качестве главных воспитателей молодежи, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности"?
В.Ю. Это благонамеренные, популистские, но пустые декларации. Национальный проект "Образование", вокруг которого подняли столько шума, предусматривает перевод системы образования на Болонские стандарты зарубежных недоучек, а не вывод страны "на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования". Для людей, способных освоить программу обучения 7-го класса общеобразовательной школы, уже предельно очевидно, что при ныне существующей "элитарной" системе платного образования включение России в орбиту Болонских соглашений и сохранение тенденций учебных заведений к "автономизации" (по сути — приватизации "5-й группой населения") полностью противоречит логике воссоздания в России "качественного обучения"; тем более обучения, связанного с декларируемым "привитием высоких духовных и нравственных ценностей". Какие у болонок и болванов могут быть нравственные ценности, кроме "Педика Гри" или "Видал Сосуна"! Этого не могут понять только не осилившие даже 7-й класс, но претендующие на мировое лидерство в разрушении своей страны разработчики проекта "образование".
Беседу вел Виктор Попов
г.Тверь
1.0x