Авторский блог Редакция Завтра 03:00 12 июня 2007

ТРАВА ЗАБВЕНИЯ

№24 (708) от 13 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Белов
ТРАВА ЗАБВЕНИЯ

И 50-летие, и 60-летие Победы над фашистской Германией наш народ встретил в смятении чувств: нет той страны, за независимость которой он сражался и проливал кровь. Она рухнула в результате государственного переворота, совершенного "пятой колонной". Унижен великий русский народ, за здоровье которого поднимал тост Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин в 1945 году: сегодня русский народ катастрофически вымирает. Победу у нас украли, на историю же войны делаются наскоки с целью исказить и умалить значение подвига советских воинов.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник в своей экспозиционной деятельности если и отражает, от случая к случаю, тему Великой Отечественной войны, то весьма своеобразно — выборочно. Так, в 1994 году в бывшем архимандритском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря была развернута выставка "Память о плене" (немцев, итальянцев и проч.); ныне в братском корпусе вниманию туристов предлагается экспозиция "Сплетение судеб" — о пребывании здесь итальянских военнопленных. Сюда же почему-то вошли материалы о сценаристе и художнике Т.Гуэрра (Италия) и фильме "Андрей Рублёв" кинорежиссера А.Тарковского, хотя мастера киноискусства, при всем к ним уважении, к историческому прошлому Суздаля прямого отношения не имеют. Но речь о другом.
Приоритет в экспозиции отдается памяти тех, кто пришел на Русскую землю в 1941 году с огнем и мечом, даже в качестве союзников (Италия). А как же советские воины, многие из которых погибли в концентрационных лагерях? Почему бы не рассказать о земляках, героях и рядовых бойцах, тружениках тыла, их вкладе в дело Победы? Почему не устроены выставки, посвященные Винницкому военно-пехотному училищу, которое в 1942-1944 годах находилось "на квартирах" в Суздале, или детям, вывезенным из блокадного Ленинграда. "Нерентабельные предки" — или банальная "трава забвения"?
Как предательство можно рассматривать установку на старом закрытом городском кладбище (православном) двух памятников: немецким и итальянским военнопленным, умершим в лагере НКВД №160 (бывший Спасо-Евфимиев мужской монастырь). Это делалось по инициативе Международной ассоциации "Военные мемориалы" (генеральный директор А.Быстрицкий) с согласия городских властей. Второпях. На открытии памятника итальянским военнопленным 31 марта 1992 г. присутствовал президент Итальянской Республики Франческо Коссига. Склонив голову, стоял он перед памятником с надписью: "Здесь спят вечным сном погибшие итальянцы". Немцам стало обидно — они стали в январе 1993 года вести переговоры с представителями "Военных мемориалов" по поводу установления памятного знака в память немецких военнопленных, умерших в Суздале, причем выразили пожелание: "Форма, материал и размеры памятного знака должны ориентироваться на уже существующий памятник итальянским умершим", "по возможности, он должен быть установлен на кладбище или в его близи". За изготовление, доставку и установление памятного знака Ассоциации "Военные мемориалы" было обещано 3,5 тысячи немецких марок. Памятник немцам был установлен и открыт на том же кладбище 9 июня 1993 года. Деньги на него были выделены г.Ротенбургом-над-Таубером, который поддерживает с Суздалем дружеские связи, присылает делегации и группы и регулярно привозит жителям русского города гуманитарную помощь, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны (победителям). Памятник установили, и что же? Несколько раз неизвестные злоумышленники-"народные мстители" — сносили и разбивали его. Поэтому по распоряжению городской администрации памятник спрятали в надежное место, водружают его на постамент только к приезду официальной делегации из города-побратима.
Вполне возможно, что снос памятника немецким военнопленным — это не просто акт вандализма и хулиганства, а, пусть и не заслуживающая одобрения, акция протеста против того, что увековечивается память о побежденных на православном кладбище, на земле, где покоится прах суздальцев, в то время как само кладбище находится в заброшенном состоянии. А главное — никто из военнопленных не захоронен здесь! Не здесь "спят вечным сном" умершие в Суздале немецкие и итальянские военнопленные. Во всяком случае, общественности не представлено документальных доказательств. Вот народ и протестует против лжи и показухи. Миллионы рублей были угроблены на срочное асфальтирование дороги к заброшенному кладбищу — к приезду Ф.Коссиги и большой группы иностранных журналистов.
Целый скандал разразился после выпуска телевизионных "Вестей", корреспондент которых сделал заявление о том, что на суздальском городском кладбище не было захоронений итальянских солдат, что местные власти распорядились установить памятник, чтобы "угодить Коссиге". Эта весть дошла до Италии и до господина президента, который вынужден был дать объяснение ситуации корреспонденту итальянкой газеты "Стампа". Он, в частности, сказал: "Меня отвезли в Суздаль российские власти, не мы организовывали эту поездку. Нас везли представители российских властей. История возведения памятника погибшим итальянским военнослужащим не вызывала сомнений".
Странно, что не вызвала — хотя бы в самом Суздале. Ведь известно, что подавляющее большинство итальянских, немецких и прочих военнопленных умерло от тифа, дизентерии, прочих болезней и истощения по дороге в лагерь НКВД (они от Владимира до Суздаля шли пешком) и в первые месяцы пребывания в нем (январь, февраль, март 1943 г.), пока не была укрощена эпидемия усилиями наших медицинских работников (некоторые из них умерли в результате заражения). Трупы собирались и складировались в одном из помещений Спасо-Евфимиева монастыря.
Весной, когда земля немного оттаяла, все трупы умерших военнопленных были захоронены в одной большой, специально приготовленной за пределами города, яме — "братской могиле". В яме, а не на кладбище!
В начале 1990-х годов бывший итальянский военнопленный Г.Калеппио в московских архивах нашел документы, касающиеся мест захоронения военнопленных на территории СССР, и в том числе Суздаля, в том числе акт "обследования состояния кладбища военнопленных", составленный специальной военной комиссией (при участии врача Владимирской областной государственной санитарной инспекции Н.М.Покровской) 18 октября 1949 года. Обратите внимание: речь идет о специальном кладбище военнопленных! Читаем вывод:
"Комиссия считает, что расстояние вышеуказанного кладбища от городских построек не отвечает санитарным правилам и нормам, и считает необходимым кладбище военнопленных ликвидированного в июле 1946 года лагеря № 160 МВД СССР в количестве 819 могил (восемьсот девятнадцать могил) закрыть".
Это и была та самая "яма" — "братская могила", в которой были захоронены вперемешку итальянцы (среди них была самая высокая смертность), немцы, румыны, представители других национальностей.
Лагерь военнопленных в бывшей монастырской обители существовал почти три с половиной года (1943-1946). Условия содержания были очень хорошими. Оставшиеся в живых итальянцы до сих пор приезжают в Суздаль, в Спасо-Евфимиев монастырь, и с теплотой вспоминают отношение к ним персонала и местных жителей. Но вы вправе задать вопрос: были ли случаи смерти военнопленных после 1943 года?
Были. Жизнь есть жизнь, люди могут умирать в любое время и при любых условиях. Умирали и итальянцы, и немцы. Уже после капитуляции фашистской Германии и Победы. Весной 1945 года исполком Суздальского городского Совета дал разрешение лагерю занять участок земли для устройства кладбища военнопленных №2. Опять же за пределами "общегородского кладбища", о котором шла речь. Но кладбище военнопленных №2 тоже просуществовало недолго. Комиссия, снаряженная в августе 1958 года, установила, что "признаков кладбища не имеется, его территория не обгорожена, могильных холмов не имеется". Поэтому земельный участок "из-под кладбища" был передан Суздальскому горкомхозу. На поиски именно этого кладбища летом 1992 года в Суздаль приезжала группа специалистов Министерства обороны Италии и Ассоциации "Военные мемориалы", имея на руках копии архивных документов, планов и схем, проводили на краю бывшего фруктового сада (ныне городского парка) земляные работы ковшом экскаватора, но не нашли ни одной могилы... Начальник отдела по поиску павших Министерства обороны Италии генерал Ренато Саджезе обещал вознаграждение в 5000 рублей тому, кто укажет место. Даже это не помогло.
Итальянцы, храня память о своих соотечественниках, планировали провести эксгумацию останков, для чего привезли специальные металлические контейнеры, но уехали из Суздаля ни с чем. Пропало кладбище, а ту "яму" же, в которой захоронено 819 человек, никто искать пока не собирается. Хотя можно было бы и найти, установить какой-то памятный знак. Неподалеку сейчас строятся жилые дома, и вряд ли будет правильно, если какой-то из них встанет на костях…
Суздаль
1.0x