Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 июня 2007

КОМУ КРИЧИТ ПУЗЫРЬ «УЙДИ»?

№23 (707) от 6 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Чехонадский
КОМУ КРИЧИТ ПУЗЫРЬ «УЙДИ»?

В передаче "Рекламная пауза" на канале РБК недавно пришли к выводу, что "потребитель уже не обращает внимания на обыкновенную рекламу". Посему деятели рекламного бизнеса расширяют поле деятельности, продолжая нашествие на мировую и русскую культуру. После "обучения плаванью Му-му", показа счастливой семейной жизни Ромео и Джульетты, выпивших йогурт, дров, принесённых тимуровцем-Раскольниковым вместе с топором для старухи, в ход пошло "солнце русской поэзии" под версией "Если бы Пушкин жил в наши дни…" На этот раз молодой человек, небрежно одетый и загримированный под актёра Безрукова в роли Пушкина, сидя на столе, что-то сочиняет. На звонок с вопросом: где он был, отвечает, как ни странно, что не "пиво пил", а "писал стихи". Абонент насмехается: "И ты что? Ничего лучше не мог выдумать?" "Пушкин" с радостью подхватывает эти слова и заканчивает ими свой стих: "Мой дядя самых честных правил"… Сцена эта без стеснения похищена из фильма "Большой вальс", когда композитор Штраус, сочиняя пьесу, останавливается, не находя продолжения, а извозчик, понукая лошадь, продолжает: "О, май Рози! О, май Рози!"
Когда-то в прессе прошла информация, что московские власти собираются запретить употребление без разбора слова "московский" в разного рода названиях. Может быть, следуя этому примеру, пора ввести лицензии на использование образов классической литературы в рекламных целях?
В "Год русского языка", а заодно и в день Вознесения Господня, в который произошло знаменательное событие — восстановление единства русской православной церкви, на канале НТВ тоже произошло "событие" — премьера новой "программы о любви", названной смело и эффектно "Сука-любовь".
В детстве нас, троих братьев, мать учила, что есть "чёрные" слова, которые не следует повторять. Например, если дворовый хулиган обозвал соседскую девочку сукой, то повторять это "чёрное" слово не следует. А тем более слова, связанные с матом. Но теперь мама, которой за восемьдесят и которая регулярно смотрит телевизор, не удивилась, увидев на экране премьеру новой еженедельной "программы о любви" с таким названием. Да и чего удивляться, когда название это, видимо, дано передаче по названию известного зарубежного фильма и музыкальной пьесы уже умершего российского композитора?
Такая вот эволюция произошла с некоторыми элементами русского языка и понятиями этики всего лишь при жизни одного поколения. А со времени, когда писали Ильф и Петров, всё изменилось совсем. Они установили, что "параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретён дизель-мотор, написаны "Мёртвые души", построена Днепровская гидростанция и совершён перелёт вокруг света. В маленьком мире изобретён кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". Но теперь эстетика "кричащих пузырей", "кирпичиков" и "построенных брюк" торжествует, поэтому и название передачи НТВ, и публично "озвучиваемые" "чёрные" и матерные выражения в литературе и на ТВ считаются почти нормой… Стоит задуматься — почему?
В передаче "Письма из провинции" на канале "Культура" один школьный учитель кратко, но ясно объяснил смысл этого: "Удобнее для государства (любого), когда люди меньше думают"…
Это проявляется в разных аспектах. Например, в английском языке слово "великий" употребляется по любому поводу: "великими" называют спортсменов, джаз- и рок-музыкантов: "великий баскетболист Джордан", "великий музыкант Брубек"… В русском языке до последнего времени это слово употреблялось с осторожностью. Однако в передаче Первого канала "Минута славы" звания "великий юморист, писатель и сатирик" удостоился Михаил Задорнов. А ансамбль молодых людей из Одессы, кое-как изобразивших популярную песню о Косте "Шаланды, полные кефали", был охарактеризован как "одесские мальчишки — гении".
В молодёжном ток-шоу "Большие" на канале "Культура" на тему "Как сохранить фольклор?" приняли участие молодые филологи, музыканты, актёры, посетители интернет-кафе. В беседе участвовала "лидер арт-фолк группы" Пелагея, которая несколько лет назад поразила слушателей прекрасным исполнением русских народных песен, о чём вспомнил приглашённый на передачу в качестве эксперта народный артист России композитор Алексей Рыбников. В частности, то, как она исполняла без всякой "электроники" песню "про атамана": это потрясало до слёз". Пелагея ответила, что она-де тогда "была маленькая". И изложила иное понимание современного бытования фольклора: чтобы привлечь молодёжь, "фольклор необходимо адаптировать, используя для этого современные способы, с помощью электроники и рок-музыки. Необходимо внедрять аутентичный фольклор в привычные для современного слушателя формы". У зрителей, удивлённых тем, во что выродилось творчество этой талантливой певицы, возникает вопрос: кто и зачем подвиг её "внедрять" русскую песню в "привычные для современного слушателя формы" так, что от оригинального звучания произведения почти ничего не остаётся? И при этом участники передачи справедливо говорили о деградации и примитивизации творчества Бабкиной, которому "шоу-бизнес диктует свои правила"! А ведь смысл происходящего с Пелагеей охарактеризовал Рыбников: "Мы забываем о культурной глобализации, которой сохранение национальных корней противоречит".
Накануне этой передачи был показан документальный фильм о жизни и творчестве Лидии Руслановой. Здесь было сказано, что она "понимала, как нужна бойцам хорошая русская песня". Добавим: а не "пузыри" "уйди-уйди" и брюки фасона "полпред", выдаваемые за свершения большого мира…
1.0x