Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 5 июня 2007

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ РАСПУТИНА

№23 (707) от 6 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ РАСПУТИНА

Жанр интервью, пожалуй, — основная составляющая нынешней отечественной журналистики. Высказаться, разоткровенничаться, а чаще всего выболтаться спешат все, начиная с политиков высшего ранга и кончая столь же высокопоставленными жрицами любви. Слаб человек и хочется ему найти поддержку у других людей, попенять на нелёгкую судьбу свою или облить грязью не заслуживших зачастую поругания современников. Душевный стриптиз отдельных собеседников подчас переходит всякие рамки приличия: начав раздевать себя, они не щадят ни матерей с отцами, ни детей любимых и нелюбимых. Те, которые похитрее и "образованность свою показать хочут", кокетничают, изворачиваются, стараясь и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Больше других преуспевает в такой гламурной изощрённости заматеревший донельзя музыкант Гребенщиков. Выступая на страницах близкой ему по духу "Новой газеты", он начал с кокетливого нежелания давать какие-либо интервью, сославшись на неразговорчивость св. Андрея Рублёва, умевшего держать язык за зубами. Честно говоря, будучи неплохо знакомым с историей древней иконописи, я подтверждений молчаливости легендарного мастера в хрониках и других документах не встречал. Видимо, вспомнил маэстро об обете молчания, возложенном Тарковским на героя своего прославленного фильма. Тарковский, в отличие от нынешних “звёзд” сошедшей с круга родной культуры, советовался со специалистами в процессе яркого своего творчества. Да и считал энциклопедией русской жизни роман Толстого "Война и мир", который Гребенщиков в том интервью предал презрению. И среди навозной кучи подобных бумажных откровений найти алмазное зерно удаётся крайне редко.
Мне повезло, ибо начиная с 1993 года, внимательно, не пропуская ни одного слова, ни одной мысли, с восхищением и преклонением перед собеседниками читаю я диалоги-размышления Валентина Распутина и Виктора Кожемяко.
Близко зная достойнейшего русского писателя, имея возможность сверять с ним часы на протяжении многих лет, я с первых же бесед почувствовал, как органичен, глубок и значителен расспрашивающий моего друга Виктор Кожемяко. Высокопрофессиональный журналист, имеющий многолетний опыт газетной работы, трепетно относится к распутинскому таланту, умеет ценить каждое его слово, старается донести до читателя самые сокровенные душевные порывы радетеля за родную землю и многотрудную судьбу русского народа.
Они встретились в октябре 1993 года — одном из самых трагических и кровавых месяцев ельцинского правления. Кто из нас не плакал, глядя на отстранённые, а иногда откровенно злорадные репортажи зарубежных и отечественных СМИ, вливающих в человеческое сознание яд творимого среди бела дня невиданного преступления!
Не случайно в первом вопросе к потрясённому происходящим писателю В.Кожемяко цитирует одного из супердемократических коллег Распутина: "Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним совершенно не было. И, может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело".
"Когда вы будете думать об одурманенном и увлечённом вами в пропасть народе, не будете ли вы слышать роковые слова: горе тому, кто соблазнит единого из малых сих. Когда вы будете вспоминать обо всей той крови, которая пролилась благодаря вашему духовному попустительству, то не будете ли вы слышать вокруг себя: "Каин, Каин, что ты сделал с братом своим?" Так впоследствии ответит жаждавшим крови "инженерам человеческих душ" Игорь Золотусский. А тогда, за несколько дней до расстрела невинных жертв “Белого дома”, в моей мастерской собрались Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Крупин и Валентин Курбатов. Несколько часов говорил о предательстве нашей интеллигенции Владимир Максимов, словно предвидевший непристойное письмо "42-х", и называл почти всех его будущих подписантов.
Только что вышедшая в издательстве "Алгоритм" книга В.Кожемяко "Валентин Распутин. Боль души" — это отражение многолетнего творческого сотрудничества двух достойных граждан Отечества. Уверен, что беседы эти будут продолжаться, ибо нельзя запретить дереву расти, разве что срубив его топором. Не могут оставить равнодушным слова Валентина Распутина о Родине, сказанные им в одной из бесед: "Любовь к Родине — то же, что чувство к матери… Родина дала нам всё, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мыслей… Патриотизм — это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землёй, но прежде всего долг перед нею, радение за её духовное, моральное и физическое благополучие… Человек в Родине — словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он — духовный оборвыш… Человек, имеющий в сердце своём Родину, не запутается, не опустится, не озвереет… Она и силу, и веру даёт". Выстраданные всей жизнью, эти слова Распутина вряд ли дойдут до доморощенных олигархов, прячущих книги между денег. Посмеются над кажущимся им юродивым русским классиком воротилы опущенной донельзя массовой развлекаловки. Тут остаётся рассчитывать на врачей и отчитывание сих прокажённых церковными батюшками. О них Распутин говорит так: "Иноземная школа, дурноголосая и пошлая культура, опустившийся на дно приличия театр, потрошение классиков в кино и на сцене, непотребные и дикие развлечения, телевидение как чума и холера на всю Россию, чужая архитектура, чужие правила жизни — чужое, чужое, чужое, как при оккупации…" И всё же писатель вселяет в нас надежду на возрождение державы. "Нет, с Россией прощаться рано… Вспоминаются слова В.О.Ключевского, историка и знатока духовной истории нашей Родины: "В России центр на периферии". Вот на это надежда и по сей день. Там, в провинции, беднее, но и роднее, солнечней, чище и приветней. Конечно, и туда доносится беспрепятственно дух перемен, и там не обошлось без местного общества, с радостью принимающего ложь и разврат, но нет там победы чужого. Да и народ там не ушёл в небытие. И не собирается уходить".
Книгу бесед Виктора Кожемяко и Валентина Распутина следовало бы издать многомиллионным тиражом и заменить ею соросовские учебники, способствовавшие сползанию России в пропасть бездуховности и цинизма. Добро должно побеждать зло, ибо "не в силе Бог, а в правде".
1.0x