Авторский блог Даниил Торопов 03:00 5 июня 2007

РОЛЬ-ТРОЛЛЬ

№23 (707) от 6 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Даниил Торопов
РОЛЬ-ТРОЛЛЬ

Каждую субботу с телеэкрана шумно доносится: "Скандалы! Интриги! Расследования! Программа "Максимум". Эпатажный ведущий одной из самых скандальных и рейтинговых программ Глеб Пьяных "берет на себя роль расследователя, "разгребателя грязи", задача которого — раскопать то, что другие пытаются скрыть, показать подноготную событий. Он не взирает на высокие должности, чины и условности в своем стремлении добиться правды и разоблачить корыстный интерес и коррупции. Кому-то представленные им репортажи покажутся расследованиями, а кому-то — разоблачениями. Но это лишь беспощадно объективный анализ в броской журналистской оболочке". Таково пафосное представление популярной программы и её автора.
Кокаинисты в туалетах Государственной думы, могила отца Жириновского в Израиле, развал космодрома Байконур, издевательства в детских домах, скандалы со "звездами", торговля детьми под видом усыновления, совокупление на сцене ночной дискотеки за клубные карты.
За два года программа стала одной из самых рейтинговых как в сетке НТВ, так и в целом на телевидении и успешно конкурирует с разнообразными "чрезвычайными происшествиями" и "чистосердечными признаниями". А "злой тролль" — ведущий с мультипликационной физиономией и интонацией следователя гестапо — превратился в одну из самых популярных телеперсон.
Сам Пьяных в 90-е работал в "Коммерсанте", затем пришёл на телевидение. Сначала в "Главную тему" на "Третьем канале", затем — "Вести+" на РТР.
С апреля 2005 года — Пьяных находит себя как автор и ведущий "Программы Максимум" на телеканале НТВ. Кстати, в СМИ проходила информация, что изначально программа должна была называться "Глазами Пьяных" — и это, по-моему, более соответствовало бы содержанию.
Характерные высказывания Пьяных в интервью газете "Жизнь": "Власть та очень мне не нравилась. Я был антисоветчик. Но в конце восьмого класса, когда нужно было думать об институте, понял, что пора завязывать с идеализмом, и... стал замом комсомольской организации школы по идеологии. В партию, правда, не успел вступить, её распустили..." В этом — весь Пьяных как типаж современного либерального журналиста. Высокомерие, цинизм и четкое следование конъюнктуре.
В 1991 году в августовском "Коммерсанте" он писал следующее (текст назывался — "Убиваются за свои идеи. Самоубийства после мятежа"): "После мятежа хунты в СССР убили себя несколько коммунистов: управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина, советник президента СССР, маршал Сергей Ахромеев и секретарь Курганинского райкома КПСС Зоя Боровикова. Арестованные члены ГКЧП живы, но переведены со спецдачи в общие камеры обычного следственного изолятора".
"Линия партии" проведена идеально — здесь и ложь, и сарказм, и гнев, и четкие формулировки.
Придет время, и с таким же драйвом появится сюжет на ту же тему, но с другой интонацией. Не верится? Наши телевизионщики успешно доказывали это уже в "Новой России", когда снимали в 1994-95 году откровенно прочеченские репортажи, а через несколько лет — милитаристско-патриотические ролики. Профессионалы…
Шеф-редактор "Программы Максимум" Гоша Андроников откровенен: "Истории складываются в такой сериал "Однажды в России": везде чиновники воруют, везде народ живет не очень богато, и кто-то на этом греет руки. В том числе, наверное, и мы".
Нацисты, бывшие спортсмены, русская мафия, сектанты на эстраде, "люди-инвалиды". За сорок минут эфира проходят десятки имен, камера прыгает по лицам, фразы обрываются. Ни одна тема-тайна не раскрыта, в голове остается мешанина из неусвоенных явлений, образов, понятий.
Это, в самом деле, не расследования. Но и не анализ. Невзоровские "ужасные сны, ставшие былью" имели обязательное социально-политическое измерение. А глазами Пьяных мы подсматриваем в замочную скважину.
Готов признать: некоторые сюжеты достойны. Но часть правды — это не правда. Необходимые разоблачения тонут в море звездных скандалов, девиаций, ужасов, криминал-страшилок.
При этом мнимая оппозиционность ("ребята такое показывают") программы работает на мифологию власти куда больше, чем топорные пропагандистские сюжеты.
"Несогласных" из зрителей "Программы Максимум" не выйдет. Как, впрочем, и "согласных". На выходе получается фрустрированный, запутавшийся обыватель. "Ой, чё делается — детишек продают… масоны в центре Москвы... девочка-кактус".
"Отчуждение зрителя в пользу созерцаемого объекта выражается следующим образом: чем больше он созерцает, тем меньше он живет, чем больше он соглашается признавать себя в господствующих образах потребностей, тем меньше он понимает собственное существование и собственное желание" (Ги Дебор).

Сегодня 00:08
1.0x