Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 июня 2007

TV-ГОЛЕМ

№23 (707) от 6 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
TV-ГОЛЕМ

Сванидзе — это такой гибрид Чубайса и Швыдкого в ТВ-формате. Пока есть в сетке Николай Сванидзе, ни о каком "переформатировании" отечественного телевидения в сторону традиционных ценностей, патриотизма и государственного мировоззрения говорить не приходится. А появление пять лет назад дорогостоящего проекта "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" иначе как проникновением козла в огород не назовешь. То, что массовыми интерпретаторами русской истории становятся такие люди, как Сванидзе, Млечин и Правдюк, — подлинная трагедия народа. Но в них ли одних дело? Идеологическая модель, заявляемая через телевизор, — это не только мнение отдельных авторов и ведущих. Здесь государственная политика. И политика эта удручает. Как итог этой политики — отвращение миллионов зрителей к собственной истории, а значит, возникновение комплекса неполноценности у большинства населения страны.
Говорить, что Сванидзе в своем цикле перелопатил историю страны за ХХ век, некорректно. "Лопатить" — это значит искать, разбираться, уточнять и открывать. Вернее будет так: Сванидзе облапал означенный период, не обойдя вниманием даже такие имена, как Иван Павлов, Антон Чехов, Александр Блок, Максим Горький и Владимир Маяковский. В одном из интервью Сванидзе, во все зубы улыбаясь, заявил: "Историю я воспринимаю как триллер". О, если бы это было так! Если бы он был производителем псевдосенсаций, легковесным популяризатором и добродушным выдумщиком — как всем было бы хорошо! Но, увы, все обстоит иначе. Сванидзе, как всегда, говорит неправду. Русскую историю он воспринимает не как триллер, но как виртуальное поле боя, на котором он ведет свою беспрерывную войну с "ожившими мертвецами". Нет смысла заниматься исследованием "военных хитростей" Сванидзе. Всегда найдутся те, кто скажет: "Сванидзе на все сто прав, он великий историк современности, кладезь знаний и знаток фактов". И то, что многие источники в его передачах подбираются по принципу "тетя Сара как-то вспомнила…", уже мало кого заинтересует. После двадцатилетнего угара "демократической" пропаганды требовать от телеведущего толики исторической корректности и документальной обоснованности — до смешного наивно. Интересно другое. А именно: психологические приемы манипуляции сознанием и ряд мифов, утверждаемых при помощи этих приемов. И вот что удивительно: если погрузиться в этот неаппетитный компот, сваренный из пошлости и лукавства, то мы увидим, что никакого Сванидзе не существует в природе.
То есть существует, конечно же, некий Николай Карлович, имеющий опыт работы на телевидении и источающий по причине неизвестной родовой травмы ненависть ко всему советскому и русскому. Существует, но не более того. А всё, что с таким надрывом и с такой фальшивой проникновенностью "втирает" публике сей боец телевизионного фронта, — всё это не его мысли и не его слова. Всё это изобретено, сказано, пропето и опубликовано уже очень давно. Бывший комсорг Сванидзе в данном случае выступает в роли кривой граммофонной трубы. Всё, что он говорит, взято из журнала "Огонек" двадцатилетней давности. Результат ночных бдений коммуниста Виталия Коротича и руководителя идеологического отдела ЦК Александра Яковлева. Вот они ночью на Старой площади составляют список идеологических штампов и мифологем, необходимых для уничтожения смыслов, накопленных в течение всей истории государства российского. Город мирно спит, одинокое такси, обогнув памятник Дзержинскому, несется прочь. А в кабинете Яковлева идет напряженная работа: по лекалам Геббельса, по моделям Госдепа США в срочном порядке лепится страшный Голем, которому суждено всласть потоптаться по мозгам и душам жителей великой страны. Все бредни, байки и песни Сванидзе — родились там.
Бредовые утверждения, что в сталинские годы полстраны (125 миллионов человек!) сидело в тюрьмах и лагерях, что миллионы (!) были расстреляны, а потери только Красной Армии во время войны составили более 25 миллионов (кто же в итоге пришел в Германию?), сменяются кадрами пустых прилавков на закате СССР. "Мы пришли, мы спасли вас…" — словно говорит от лица всех своих сородичей неистовый Сванидзе.
Эта отвратительная пропаганда лезет из всех дыр либерального агитпропа и уже набила оскомину. Но есть и нечто новенькое. Так, например, Сванидзе упорно называет нынешнюю Украину "государством Центральной Европы". Что ж, географически Центральная Европа существует и существовала всегда. Вполне можно приписать к ней и Украину, и Московскую область. Но в политическом словаре это сочетание имеет вполне определенный смысл. Как известно, после 1945 года никакой "Центральной Европы" не стало. После 1991 года она возникла вновь уже в качестве антироссийского буфера и передового отряда НАТО. Страстное желание приписать Украину к авангарду западной военно-политической системы присуще врагам России.
Почему же всё это воспроизводится и мультиплицируется на государственном Российском телевидении? Вопрос риторический.
Сванидзе в своих программах частенько противопоставляет страшный кровавый большевистский строй благостной и процветающей дореволюционной России. Но представим на минуту господина Сванидзе в ситуации начала ХХ века. Как вы думаете, в какую дудку стал бы гудеть наш борец с тоталитаризмом? Славил бы Победоносцева, пел по утрам "Боже, царя храни…". Да нет же. Печатал бы в гнусных питерских газетках свои статьи против деспотии Романовых, "правду" о стотысячных жертвах погромов, о "тюрьме народов" и о многовековом холопском укладе русской жизни. Разве не так, Николай Карлович?
Но гораздо интереснее представить сего персонажа в столь ненавистную ему эпоху сталинизма. Стал бы он "правым уклонистом", борцом и подпольщиком? Тоже вряд ли. Даже "невинной жертвой репрессий" не стал бы. Служил бы где-то в "Агитплакате" и, подобно своему папе Карлу, числился бы верным ленинцем и убежденным коммунистом.
Но это всё лирика, завихрения индивидуальной психологии. Гораздо важнее констатировать шизоидные завихрения во всей системе телепропаганды.
Когда власти Эстонии буквально выволакивают прах советского воина из могилы, комментаторы и ведущие российских каналов возмущаются и протестуют. Когда то же самое, но фигурально, делает их коллега по цеху, вещающий на одной с ними частоте, — ничего не происходит. Как будто так и надо. Наше телевидение словно кричит соседям: "Эй, вы там, в бывших республиках, — не смейте оскорблять Россию и ее историю! Это же наша история, мы сами будем её оскорблять. Не делайте за нас нашу работу, ау!.."
Такое положение дел может длиться очень долго. Но чем дольше это происходит, чем чаще в эфир выходит Сванидзе, тем меньше у нашей страны шансов сохраниться в ходе грядущих испытаний.
1.0x