Авторский блог Елена Антонова 03:00 17 апреля 2007

ЮБИЛЕЙ ПЛЕТНЕВА

№16 (700) от 18 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
ЮБИЛЕЙ ПЛЕТНЕВА

Мнение о том, что классическая музыка близка к своему концу, повсеместно находит себе все больших сторонников. Одни называют ее убийцей музыкальный бизнес, другие видят причины ее угасания в самом существовании общества потребления, которому для времяпрепровождения не нужны настоящие художники ни как композиторы, ни как исполнители. Истина, как всегда, лежит посредине. Настоящее состояние классической музыки можно назвать скорее критическим, чем терминальным, хотя для ее полного возрождения нужно восстановление нескольких факторов, среди коих — здоровые экономика и социальная среда занимают приоритетные места. Тем не менее, личность в истории, особенно в истории музыки, играет огромную роль. Одного из таких Музыкантов я и хочу воспеть в связи с юбилеем — пятидесятилетием со дня рождения.
Этого человека зовут Михаил Васильевич Плетнев, и он, пожалуй, является самым ярким на сегодняшний день представителем классической музыки в трех ее ипостасях: пианиста, дирижера и композитора. В его силах — заметно снизить рост энтропии разрушительных процессов в музыке, и, следовательно, дать истории временную фору для воссоздания факторов, которые, возможно, приведут музыку к былому величию, а с нею — к подъему этического и эстетического здоровья общества. Попытаюсь пояснить, почему я заявляю об этом.
50 лет — время творческой зрелости настоящего художника. Размах и широта нынешних музыкальных проектов Плетнева, их просветительский и исполнительский уровень поражают. В этом ему нет равных. Можно много говорить о его деятельности. Но ограничусь двумя примерами. Вспомним его Шопениану, когда за три вечера — двух в Москве и одного в Петербурге — он сыграл все 24 Прелюдии польского композитора, Сюиту, составленную Глазуновым из 6-ти сочинений Шопена, а также оба фортепианных концерта в своей оркестровой редакции. Нельзя забыть и Бетховенских Академий, когда Российский национальный оркестр под его управлением исполнил 8 симфоний и 5 фортепианных концертов, где за роялем сидел сам маэстро. Наряду с умной игрой солиста, насыщенной сильными, спрессованными в тугой сгусток чувствами, и блестящим мастерством оркестра, повивальной бабкой и учителем которого является сам Плетнев, уникальность обоих этих проектов состояла в том, что и солист, и дирижер, ставящий задачи оркестру, — одно лицо. Это позволило свести почти на нет зазор между чувство-мыслью музыканта и исполнением, оркестром и пианистом. Так прозвучавшие сочинения приобрели доверительную, даже интимную цельность. И тогда пришло окончательное прозрение, что Плетнев — не только мыслитель, имеющий умное сердце, но и глубоко чувствующий поэт, защищенный от внешнего мира в застегнутый на все пуговицы мундир.
Каждый концерт Плетнева, будь то игра на рояле или управление РНО, приносит публике открытия. Слушатели "испорчены" его глубокими, подчас неожиданными интерпретациями даже, казалось бы, знакомой музыки, всякий раз открывая для себя в его игре новые грани, расширившиеся горизонты. Это — как разложение кривой на все более высокие гармоники, а иногда и скачок через точку бифуркации на другую ее ветвь. Как и отчего это происходит — сия тайна неведома есть. Это то, что зовется творчеством, чем наградил человека в отличие даже от ангелов Господь Бог. И потому время, самый беспристрастный судья, каждодневно выносит победный вердикт Творчеству над Ремеслом, Любви над Завистью, Бескорыстию над Расчетом, Гению над Злодейством, только мы не всегда замечаем, более того, не всегда даже и хотим замечать это. Тем не менее, слушая Плетнева, мы становимся сотворцами и с ним, и с композитором, которого он нам представляет. Его искусство поднимает нас, питает наш дух, оставляет зарубки в нашем быстротекущем времени, подвигает не гнаться за многочисленными химерами наживы и успеха. Хвала и слава ему за это! Здоровья и "многая лета"!
1.0x