Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 17 апреля 2007

МЁРТВАЯ «МГЕР», МЁРТВАЯ...

№16 (700) от 18 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Денис Тукмаков
МЁРТВАЯ «МГЕР», МЁРТВАЯ...

14 апреля, Москва, услужливо перекрытые университетские аллеи на Воробьевых горах. Смотровая площадка, "зачищенная" от традиционных субботних молодоженов. Вместо них на огороженный милицией и "вэвэшниками" пятачок на обозрение всей Москвы выставлены несколько тысяч молодых людей в одинаковых аляповатых партийных фуфайках, напяленных на куртки и пальто.
Они свезены сюда на автобусах из разных русских городов для мощной акции "протеста против тех, кто против"; возможно, эти ребята даже сами верят, что сейчас они "сделают красиво".
Но им, видно, никто так и не объяснил, когда нужно кричать, а когда свистеть, а самим заморачиваться и додумывать за старших им малоинтересно.
Но — фуфайки и флаги над головами разномастны и разноцветны, и оттого эстетического единства в рядах не наблюдается, и картинка тянет максимум на линейку в продвинутом пионерлагере.
Но — за пару часов бестолковой толчеи, именуемой "построением в колонны", ребята продрогли до костей на таком ветрище, и уже к началу действа мало обращают внимания на своих вожаков.
Вожаки поменьше рангом снуют меж рядов с матюгальниками, тщетно пытаются приказами и мольбой навести порядок. Вожаки поважнее — на сцене, "зажигают" по очереди, вещая столь пафосно, будто перед ними — по меньшей мере, Майдан, и с минуты на минуту здесь свершится революция. Разухабистые ведущие, косящие под диджеев с уличного концерта, наперебой разогревают публику, но та, похоже, думает лишь о теплых автобусах и пути домой.
Молодая толпа никак не желает превращаться в "стройные ряды демонстрантов". Тысячи людей не ощущают себя единым целым; их расставили тут по регионам, и оттого громче и веселее всего они кричат, когда сами устраивают спонтанную перекличку по городам: "Липецк! Ярославль! Нижний Новгород! Тула! Подмосковье!.." Вот тогда, всего на несколько секунд, вспыхивает веселье, в остальное же время потуги ведущих пробудить "оркестр из тысячи глоток" оборачиваются жалким стоном замороженных людей.
Говорят, что здесь собрано аж четырнадцать тысяч человек, но кажется, что в действительности их раза в три меньше. Вдобавок размеры толпы скрадываются гигантизмом университетских просторов, на которых и миллион человек, пришедших сюда в сентябре 1997-го на лазерное шоу Жан-Мишеля Жара, чувствуют себя слегка подавленно.
Она стоит над Москвой, "Молодая Гвардия Единой России". Пришедшая сюда, чтобы многоголосым ревом откликнуться на дерзость "несогласных", с интересно задуманным перфомансом, целым костюмированным шествием. Тут, возле сцены, стоят два огромных экрана: один транслирует то, что снимают телекамеры на качающихся мачтах; другой в режиме онлайн, десятками в минуту, выдает СМСки, отправляемые на "партийный" номер демонстрантами. Тут — отлично настроенный звук, и супердинамики, не смолкая, выдают в эфир причудливую эклектику из советских маршей и партийных гимнов.
И вроде бы, чего еще надо для славной акции? Но по виду "молодогвардейцев" кажется, будто их привели сюда, к обрыву над Москвой-рекой, под дулами автоматов, что сейчас состоится массовая казнь, и тысячи тел будут сброшены вниз, разве что не в шахты, — такая тоска проглядывает в слезящихся на ветру глазах. И двойная тоска оттого, что убежать нельзя: сплошное ограждение, вдоль которого на протяжении всей акции стоят менты, служит "загоном", а в рамках металлодетекторов дежурят накачанные ребята в military-style форме с надписью "Дружина" на спине — они преграждают путь всякому, кто порывается улизнуть раньше срока.
Задумано-то и вправду было недурно. Только представьте этот перфоманс!
Несколько тысяч пышущих юностью русских людей "змейкой" выстраиваются на площади. А вдоль их шеренг движется странная демонстрация — символы разных эпох, прошлого и настоящего, сгруппированные по устойчивым группам образов. Одним суждено отправиться на свалку истории, других "молодогвардейцы" возьмут с собой в будущее. Действо называется "Время выбирать время!", и шикарный вид на Москву служит лишь "задником" сцены.
Вот группа с баннерами, советскими и имперскими знаменами, с плакатами, символизирующими военные победы России, с портретами Невского и Жукова, Кутузова и Буденного. Под точно подобранное музыкальное сопровождение, под яркую речь с трибуны одного из региональных вожаков она шествует вдоль шеренг, словно маршалы на "ЗиЛах" на Октябрьском параде, — и приветственный клич "Ура!" сопровождает это движение. Дойдет группа до трибуны, дружным одобрительным "Любо!" застолбит место в будущем, примкнет к рядам "молодогвардейцев".
За геройской группой выступает ее противоположность, символизирующая НАТО и "холодную войну", с портретом Киссинджера, с картинками ядерных взрывов над мирными городами. Эта группа будто прогоняется сквозь строй, под изничтожающий вой тысяч глоток, боевые гимны сороковых и пафосную речь нового оратора. Дойдя до трибун, эти плакаты, словно фашистские знамена на параде Победы 1945-го, бросаются наземь, как хлам. Та же участь постигнет "поезд", составленный из личин идеологов "Марша несогласных", а за ним — шествие "символов" оранжевых революций в странах СНГ.
На протяжении этого "Марша согласия" в будущее будет взято и великое наследие СССР в виде спутника, ракеты, космонавта и советской науки. А также — группы, символизирующие "Мир во всем мире", "Любовь", "Законодательные инициативы "молодогвардейцев", плюс лозунг "Россия — это мы!" На свалке же истории окажутся "фашисты и ДПНИ", отдельно НБП и Лимонов, пороки современной России, доставшиеся нам от ельцинской поры, а также все российские политические партии скопом, за исключением "ЕдРа". И все это — под музыку, под речи, под торжественный ор и осанну, под шипенье и презрительное молчание демонстрантов.
Так задумывалось. Но получилось все настолько уныло и убого, что неясно было, отчего "на свалку истории" не отправились добровольно и сами организаторы действа.
Хуже всего выглядел энтузиазм толпы. Я, должно быть, сгустил краски, выставив "молодогвардейцев" чуть ли не "жертвами перед казнью". На самом деле, эти ребята напомнили мне первомайскую демонстрацию последних лет жизни СССР. Когда вроде никого не гонят из-под палки, когда все более-менее организовано и даже красочно. Но ощущения "многотысячного Я" нет, все разбито на междусобойчики из родных цехов, отделов и бригад, идти холодно и уже, честно говоря, утомительно, а вся Красная площадь расчерчена шеренгами солдат внутренних войск, дабы "ликующие труженики не сбивали строй колонн". Ну и не сбегали раньше времени. В целом — “Будет о чем рассказать дома!", от холода можно потанцевать тут же с девчонками, вождям на трибуне успеть помахать, и конечно, сфоткаться на фоне столицы и МГУ на память.
Толпа откровенно филонила, но многократно хуже нее была чудовищная идеологическая какофония всего перфоманса. Если бы хоть кто-то на площади постарался резюмировать, за что и против чего выступила в апреле 2007 года молодежная организация правящей партии России, то он, боюсь, впал бы в состояние шизофренической раздвоенности.
Вожаки "МГЕР" умудрялись выступать одновременно за "Мир во всем мире!" и за то, чтобы "Научить демократии Америку!" Они призывали к толерантности и тут же науськивали "убить всех фашистов, которых вы видите вокруг себя". Они славили достижения Советского Союза, но среди символов, выброшенных "на свалку", оказался и герб СССР. Они вещали о "демократизации" и поносили всех, кто выступает против "ЕдРа". Толпа молчала.
Они проклинали чиновничество как класс, забывая указывать его партийную принадлежность, — и тут же пели дифирамбы "главному проекту МГЕРа в этом году", акции "Политзавод", благодаря которой "любой из вас может войти во власть". Ну а фраза одного из вожаков "Лимонов сажает детей в тюрьму, а мы сажаем их… в депутатские собраааания!" прозвучала столь "слаатенько", что, ей-богу, захотелось тут же вступить в нацболы.
Они одновременно требовали сохранить достижения советской науки и восхваляли нынешнюю реформу образования. Один из них внушал собравшимся избавиться от диктата Америки, другой же подбивал площадь на скандирование, непременно по-английски, лозунга "Make love, not war!". Особенно же трогательно прозвучало выступление одного из региональных лидеров МГЕРа, который на всю площадь разошелся проклятиями в адрес неких неназванных депутатов Госдумы, посягнувших на серп и молот со Знамени Победы, и твердо убежденного, что уж президент России своим вето положит конец затее этих нечестивцев.
Сто раз твердили миру, что заборы и детекторы убивают всю живость митинга. Но в сто раз хуже, когда некий перфоманс проходит без зрителей, без завлечения уличных масс, "для себя". Это как играть в футбол при пустых трибунах. На кого было направлено все действо, кого и в чем оно хотело убедить? Уж точно не на самих "молодогвардейцев", выступавших в качестве "актеров" перфоманса, а не зрителей. Да и в чем еще их можно было убедить? На кого же тогда? На москвичей? Но от них на площади предусмотрительно избавились. На граждан России? Но "Марш согласия" не транслировался на Россию.
Весь перфоманс должен был транслироваться на монитор, установленный на Пушкинской площади, чтобы "несогласные", под дубинками ОМОНа, могли понаблюдать за счастливыми лицами "упивающихся победой". А чтобы "другороссам" было понятнее, кто сегодня "рулит", несколько сот "молодогвардейцев" было "откреплено" в Новопушкинский сквер для скандирования приличествующих моменту речевок. В этой вот "телевизионной пляске перед поверженным врагом" только и заключался смысл устроения "Марша согласия" на Воробьевых горах.
Но даже в этой идее крылась червоточина поражения. Нельзя устраивать акцию "против чьей-то чужой акции": ведь она лишь подчеркивает первенство "протагониста", встраивается в его медиа-канву и, в конечном итоге, возвеличивает тех, кого призвана была проклинать. Но, кажется, провластные движения в России, имеющие гигантские финансовые и организационные возможности, ничего не в состоянии придумать сами, и всякая их инициатива — лишь перепев чужих лозунгов и откровений. Максимум, на что они способны, — решать, "брать это с собой в будущее" или не брать. Все это объясняется простой истиной: власть до сих пор не смогла сформулировать идеологию, ради которой гражданин России мог бы добровольно выйти на площадь родного города в числе таких же, как он.
…Вот митинг, под единодушный радостный выдох толпы, объявляется "подходящим к концу". У арок детекторов мигом выстраиваются очереди на выход. Но никого не выпускают: один "дружинник" влегкую сдерживает несколько десятков смиренно мерзнущих студентиков. Вот звучит гимн России. Всего куплет, нельзя же так мучить людей… Никто из тысяч молодых людей на площади не дерзает просто подойти к ограждению и перемахнуть через него, как многие из них делают на вокзалах, — хотя еще пять минут назад вожаки пели песни про их "энергетику" и про "хозяев жизни". Все преданно смотрят в глаза "дружинникам". Вот смолкает последний аккорд гимна. Менты медленно отодвигают детекторы и ограду. Но никого еще не выпускают, словно упиваются моментом. Наконец, охрана расходится, открывая проходы толпе… Знаете, так в советских фильмах снимали сцену освобождения концлагеря. Хотите увидеть счастливые лица "политически грамотной" молодежи современной России? Сходите на митинг МГЕРа поближе к его концу и встаньте в ста метрах от выхода.
1.0x