Авторский блог Юрий Сошин 03:00 13 марта 2007

АПОСТРОФ

№11 (695) от 14 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Сошин
АПОСТРОФ

Андрей БЫЧКОВ. "Гулливер и его любовь". — М: "Гелеос", 2006. — 400 с.
Новая книга автора культового романа "Дипендра", одного из лучших писателей и киносценаристов современной России Андрея Бычкова "Гулливер и его любовь" в лучших традициях русской классики посвящена попытке раскрыть извечные вопросы соотнесения индивидуального и мирового бытия.
Биржевой игрок и благополучная девушка, ставшая проституткой из чувства протеста к сыто-безупречному бытию, бросают вызов миру и, пройдя по гибельному краю, всё же находят путь, ведущий к призрачной надежде.
Ощущение бытийственной пустоты и страха перед внутренней бездной ведет успешного биржевого спекулянта Евгения, человека "правильного" и не склонного к безрассудству, взять домой уличную проститутку. Но проявился "черный юмор универсума"— проституткой оказалась вполне благополучная девушка Люба, вышедшая на панель в знак внутреннего бунта против тупой бессмысленности сытого бытия, обеспеченного богатыми родителями примитивно-самодовольного мужа.
Возникшая из соития дружба Евгения и Любы порождает любовь, любовь как акт взаимопоглощения в сартровском смысле, как новое поле протеста и демонстрации. Заброшенные в античеловечно-бесчувственный мир нынешнего российского социобытия герои рвутся из мира, но куда рваться, к какому идеалу, они не могут понять. Ибо бытийственное поле лишило их самого понимания возможности альтернативы, оставив только протест как таковой.
За яркой пленкой материального благополучия у героев накапливается осмотическое давление внутреннего глубинного протеста, протеста неосознаваемого, но прорываемого фрустрационными поступками. Страх, загнанный в душевную глубину страх, страх перед бедностью, перед духовной смертью, перед перспективой общепризнанного идеала: ровно-пустынной пустоты сыто-образцового среднеклассового бытия. Клапаны для сброса давления, открываемые в группе гештальт-терапии, где занимается Евгений, уже не срабатывают. Фрустрация пробивает себе дорогу, и стремление пробиться к темным глубинам универсума ведет к суициду: вначале символическому, обрядовому, неосознаваемому.
Биржевой игрок Евгений неосознанно, но целенаправленно ведет себя к финансовому самоубийству. Иррациональные, внелогические действия приводят его к банкротству, к полной потере средств. Но — последний штрих, взятие последнего кредита, когда помимо нищеты перспективой является долговая бездна, вновь сталкивает его с "черным юмором бытия". Абсурдная финансовая операция вдруг приводит Евгения к сказочному обогащению. Финансовая безумная авантюра совпадает с безумием мира, проявленным 11 сентября 2001 года.
Герой становится богат, но ему и Любе это не приносит освобождения. Любовь "двух одиночеств" так и не приводит к окрыленности, но дает взаимную опору, взаимную "костыльность" в противостоянии с обездушенным миром. Любовь дает силу. Силу для решающего шага.
Мир жесток. Если в книгах друга и коллеги Андрея Бычкова писателя Юрия Мамлеева мир жесток, но весел, хохочет и подмигивает, словно веселый палач, то у Бычкова мир пуст и холоден, от него веет сковородиновским "тайным плачем", жестокость его внеличностна, внеэмоциональна. Но проявления мира все же дают надежду на прорыв и спасение. Мир играет с героями, как кот с пойманной мышью, оставляя призрачный шанс на побег, вновь и вновь демонстрируя "черный юмор бытия".
В финале герои планируют самоубийство. Реальный акт ухода. Однако планируемый "прорыв" к инобытию оборачивается не самоубийством, а реальным конкретным убийством. Прорыв происходит, освобождение наступает. Рвутся последние связи, закрывается обратный социальный путь. Планируемое самоубийство заменяется бегством.
Далекая магическая Индия, город Варанаси становится точкой нового отсчета для героев, магическим местом жизненной надежды. "Луч солнца за Гангом наконец прорезает край земли. Вернувшись в гостиницу, Евгений и Люба зажигают другое пламя — роя меда пчелиного сот. Кто знает, может быть, в этом огне зачнется новый ребенок?"
Андрей Бычков, мастер изображения психологических глубин, порой страшных и табуированных для обывательского сознания, наследник русской реалистической классики, известен еще и как борец против затопившей всё постмодернистской многоцветно-многозапаховой псевдолитературной волны. В книгу "Гулливер и его любовь" включены также лучшие ранние рассказы и повести писателя. Особо выделяется рассказ "П-ц постмодернизму". Главный герой рассказа в своей ненависти к постмодернизму вершит суд над очкастыми мастерами стихотворных ужимок и прыжков и мастерами прозаической копролалии с помощью остро отточенного серпа.
Несмотря на некую жесткость, во всех произведениях Андрея Бычкова присутствует вечная мысль: человек сам себе враг, друг и судия. И все тексты Бычкова светлы (хотя свет этот порой и грустный), наполнены любовью и добротой.
1.0x