Авторский блог Евгений Маликов 03:00 6 марта 2007

СОЗЕРЦАНИЕ ПОПЛАВКА

№10 (694) от 07 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Маликов
СОЗЕРЦАНИЕ ПОПЛАВКА
Московская биеннале: «одноразовое» искусство
Международный смотр contemporary-сил едва лишь начался, но, кажется, удивлять по мере разворачивания он вряд ли будет в силах. Конечно, уточнять впечатления еще придется. Кое-что и посетить нужно будет обязательно, но в целом…
Увертюрой к биеннале стал проект "Верю", о котором мы уже писали. Но не он один предварял "основную часть". Вне хронологии (но все же в рамках!) осталась симптоматичная выставка "М'АРСово поле". И без особого внимания, надо думать, пройдет "Пограничное состояние" в том же М'АРСе.
Если говорить о площадках, наименее приспособленных к музейной форме представления материала, то галерея М'АРС вне конкуренции займет здесь одно из ведущих мест.
Ориентированный на современное искусство в той его части, где оно превращается в "шоу-арт", М'АРС хорош в день открытия выставки. Наличие зрителя и сиюминутность впечатлений оставляют обычно терпкое послевкусие чего-то значимого. Быстротечного и — на первый взгляд — обяза- тельного. Иными словами: когда вступаешь в диалог с людьми, это радует. Когда с экспонатами — удручает. Художник оказывается интереснее своих произведений, арт-критик — зачастую — интереснее художника. А сама "одноразовость" актуального искусства становится его существеннейшей частью. С обязательным "дополнением жизнью", с неуютностью его бытия в стандартном музейном пространстве.
"М'АРСово поле" было объявлено выставкой молодых. Отечественных и ближнего зарубежья. Не всяких, конечно, но тех, кто оказался в "формате" кураторского взгляда на современное искусство.
Каков он, этот взгляд?
Во-первых, он базируется на том, что питательной средой нынешнего художника является гламур, откуда можно уйти и в "анти-". А во-вторых, он молчаливо предполагает, что процесс создания артефакта должен быть высокотехнологичным. При том, однако, не "опускаясь" до промышленного дизайна. Уникальность произведения провозглашается вновь (как в эпоху буржуазного модерна, эпоху до "Рабочего" Юнгера) главной ценностью. Как и индивидуальность автора.
Страшным был бы объект, составленный из массива электронных пластиковых карт. На каждой из которых значилось "количество единиц" удовольствия, оптимизма и прочих неуловимых субстанций. Я б испугался, не знай о проекте Дэмиена Херста "Новая религия", где в таблетках предлагалось нечто весьма сходное. Твердая тройка. Оценка, кстати, почти наивысшая в рамках молодежной программы.
Сейчас об "аудиокартинах". Они нападали, но, естественно, достаточно пассивно. Предлагались наушники — их можно было проигнорировать. Но какие-то мысли рождали и они, помещенные в локальный контекст произведения. Например. В рамке — уши. В кастрюле, в ложках. Вспоминается полузабытая этимология: постойте, кажется, на одном из чухонских диалектов пельмень как раз и означает "ухо из теста"! Улыбаешься: не все школьные знания улетучились безвозвратно.
Видеоарт был из разряда "для бедных". Спрятанный стыдливо за ширмочки, он не навязывал себя хором разноголосых телепроекторов. Не создавал тот утомительный шум, из которого парадоксальным образом хотелось бы выделить полезный сигнал. И это — уже просчет кураторский. Агрессивнее нужно быть, агрессивнее. А так: лениво глянул. Отметил, что это все — для тех, кто незнаком с образовательной программой "30 лет голландского видеоарта" и — дальше. Архаично это, господа!
Порадовал рояль. Который стоит в М'АРСе "от века". На его строгие формы можно было любоваться часами, а эстетическое совершенство его экстерьера заставляло вибрировать душу. Пять баллов.
Почти продолжением "Поля" стала и выставка digital_art_2006 "Пограничное состояние". Кажется, что "двоичным" видится современному автору то искусство, которое использует цифровые "устройства". Либо в процессе изготовления, либо в процессе экспонирования. Бедненько.
Оттого почти всё на "Пограничном состоянии" свелось опять же к видеоарту или к цифровым фотографиям, обработанным самыми примитивными фильтрами "фотошопа". Была, правда, еще цифровая графика. Как бы шуточная, а на самом деле — продиктованная презрением к России. Лучше бы такой графики не было.
Чего не хватало, так это честных "скринсейверов". Вот эти продукты и есть истинное двоичное искусство. Скринсейвер (картинка, появляющаяся на экране, если долго не трогать клавиатуру) не рисуется. Но пишется программистом. Ручной труд (как, например, в фотошопе или любом графическом редакторе) упразднен здесь совсем. Чистая мысль, порождающая алгоритм! Алгоритм, порождающий картинку, тем более интересную, что зачастую она создается на основе случайных параметров.
Отработка "пограничности" в рамках именно цифрового (компьютерного) искусства сомнительна. С известной долей снисходительности можно "прочесть границу" в инсталляции, являющей нам теле-рыболовов с выдвинутыми в "реал" настоящими удилищами. Например, стирание границ между ТВ и жизнью? Банально.
При желании, правда, можно было помедитировать на другой "теле-рыбалке". Поплавок на экране в центре, черви — на периферийных мониторах. Для тех, кто рыболовство рассматривает лишь как созерцание поплавка, лучше не придумаешь. И граница обозначена. Опять же размытая. Между промыслом и чистым визионерством. Достойно. Неожиданно. Но в отношении к "цифре" как-то… косвенно.
Поколение не оцифровано. Грустный вывод, ибо современные технологии дают нам примеры фантастических по красоте и "пограничности" произведений программистской и математической мысли. Но то, что давно освоено математиками, на беду осталось далеким от художников. Попытки привлечь зрителя к процессу "рисования мышью" убоги. Долой ручной труд в пространстве двоичных кодов! Дайте нам программу генерации фракталов — здесь задается только функция, а дальше… Мы постоянно приближаемся к некоей границе, которая недостижима во фрактале, сколь ни старайся. Но! Каждый "клик мышью" дает нам новый узор, который затягивает в бесконечную игру соучастия.
Это цифровое искусство. Абсолютное в "чистоте жанра" и актуальное в той части, где восходит к слову action. Нашим же "видео-асам" можно порекомендовать программу биеннале "40 лет немецкого видеоарта". Глядишь, снимать перестанут…
1.0x