Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 марта 2007

НАДО СЛУШАТЬ!

№10 (694) от 07 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
НАДО СЛУШАТЬ!

ЦЫГАНЯТА и Я с ИЛЬИЧА "Гаубицы лейтенанта Гурубы"; "Арджуна-драйв" ("Rebel Records") 2007.
"Глазами сегодняшнего дня и "Гаубицы лейтенанта Гурубы", и "Арджуна-драйв" напоминают интенсивный артобстрел массового сознания, включающий в себя крик, плач и слезы, стоны и смех, чтение писем, наивные акустические зарисовки, шумовые перфомансы, хоровые импровизации, разговоры с самим собой и ворчание под нос в духе старых блюзменов с берегов Миссисипи. В конце концов — это яркое проявление раскрепощенного сознания Олега Манагера Судакова — настолько буйное и необычное, что даже самые завернутые опусы Трента Резнора выглядят на этом фоне академичными, словно звучание Лондонского симфонического оркестра", — писал Кушнир в книге "100 Магнитоальбомов Советского Рока" об этих незаурядных записях конца восьмидесятых. Важнейшие альбомы из архива ГрОб-Records сегодня переизданы на компактах, в заслуженно шикарном качестве. Восьмиполосный диджипак с двумя восьмистраничными буклетами (избранные тексты, фото, феноменальные манагеровские коллажи). По отношению к этим творениям — формулировка "исключительно" не является натяжкой — проверено временем.
"Цыганята и Я с Ильича" — реализация манагеровской концепции "мелодичного мышления" — "Русская народная ирония на предмет мелодичности предполагает, что если в первом приближении композиция должна звучать аккуратно, гармонично и красиво, то во втором приближении — вульгарно, зверски и необычно. Это и есть настоящий план гармонии, мелодики и красоты, который не просматривается первоначально".
Это исследование границ собственной ирреальности, подлинный выход за флажки, погружение в множество планов бытия, стойкое восприятие вселенского ужаса.
Что узнал Арджуна перед битвой на Курукшетре:

Тела преходящи,
мертва их отдельность;
Лишь вечного Духа
жива беспредельность.

Леонид ФЕДОРОВ, Владимир ВОЛКОВ "Красота" (Ulitka records) 2006
Пока готовится к выпуску новый (после длительного молчания) "американский" альбом "Аукцыона", записанный в Нью-Йорке с участием культовых современных музыкантов вроде Марка Рибо и Джона Медески, была завершена трилогия, начатая предыдущими совместными пластинками Фёдорова и Волкова. В рамках этой трилогии альбом "Таял" представляет собой "начало, пролог"; последовавший за ним "Безондерс" на стихи Александра Введенского обозначил этап "поэзии". Новый, заключительный альбом "Красота", по замыслу авторов, являет собой обращение к "антипоэзии". "Программу нового альбома составили авторские произведения музыкантов на тексты поэта из Амстердама Андрея Смурова и петербургского художника Артура Молева.
В окончательную версию альбома вошли восемь композиций. Большинство текстов песен, составивших новую программу, развивают лирическую линию, начало которой было положено яркой, сильной и противоречивой композицией "Бин Ладен" из первого альбома трилогии".
"Безондерс" с немецкого переводился как "особенно", у красоты есть значение — поразительно, удивительно. По отношению к пластинке это вполне точно.
Музыкальная ткань по-федоровски разнообразна — из заметных различия с предыдущими работами — уход в сторону живых музыки, меньше сэмплов.
"Антипоэзия" альбома вызывающа, почти скандальна. В ее главных героях — творцы нашей тревожной реальности (Мао, Шарон, Пиночет, Путин, Буш, Фидель), погруженные в россыпи странных рифм-афоризмов вроде "Хамас" — МОССАД — маркиз де Сад", "В тушу Буша забубушу", "Чукча в чуме пиночетит вовсю". Хотя, может, и не они это вовсе, а всего лишь звуковые отражения.
"Красота" — из всей трилогии самое загадочное произведение. Нагружено словотворчеством, но не представляется сюрреалистским трендом, прогулкой в театре абсурда. Воспринимать "Красоту" как набор песен, созданных автором с подручными, точно бесполезно. Скорее, здесь речь идет об акте выявления произведения из универсума, как практиковали художники до "эпохи композиторов".
Не знаю, спасет ли "Красота" мир, но побеспокоит точно.
В интервью Денису Третьякову Федоров вывел следующее (d_tretyakov. livejournal.com):
"Музыка, на мой взгляд, изначально, как идея не должна нести ничего лишнего, она спонтанна. Это уже потом в процессе делания музыки ты начинаешь что-то там придумывать, привносить. И получается лживо. Идея выраженная — есть ложь. Когда музыку начинаешь делать — она начинает терять свои первоначальные волшебные свойства. Становится ложной. В процессе делания песни мы утеряли ее первоначальные свойства. Утрачивали самое главное — изначальный аргумент песни. Поэтому понятие аранжировки для меня уже лет десять как утеряно. Я не занимаюсь больше аранжировками, не люблю их. Более того, я считаю, что аранжировки вредны. Они губительны для музыки. Делание музыки убивает музыку…
Хотя я и люблю и уважаю многих гениальных композиторов из тех, которые были и тех, которые, возможно, еще будут рождаться и жить, я, тем не менее, считаю, что композиторство — это больше не путь…
Музыка — это одно из немногих искусств, которое отображает окружающую реальность. Какова реальность происходящего вокруг — такова и музыка".


Верь мне зла нет
Вот и снег тает
Сто дней сто лет
Тает тает…

Обозреватель
1.0x