Авторский блог Олег Щукин 03:00 6 марта 2007

БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО?

№10 (694) от 07 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО?

Нехитрый этот афоризм можно считать ответом народной мудрости на длящиеся до сих пор попытки либерально-рыночных реформаторов представить высшей и абсолютной ценностью человеческого бытия "всеобщий эквивалент". Мол, "бабло" в любом его виде — это и есть Добро с большой буквы, а всё, что препятствует его получению, — Зло, тоже с большой буквы. Соответственно, источниками Добра в данном мировоззрении по определению выступают центры денежной эмиссии: как глобальной (Федеральная резервная Система США), так и национальной (в нашем случае, например, Центробанк РФ). Соответственно, любые возможные конфликты в денежной сфере должны рассматриваться как конфликты хорошего (скажем, российского рубля или китайского юаня) с лучшим (американским долларом). Полный прагматизм, понимаешь...
И вот как-то неожиданно вдруг оказалось, что "бабло" — тоже зло. Да еще какое! Выяснилось: если продавать свои энергоносители за рубеж пусть по рыночно высоким, но "экономически необоснованным" ценам, на пользу это российскому обществу не пойдет. Возникнет инфляция, да не простая, а галопирующая, которая просто-напросто "сожрёт" всю эту нежданную прибыль! А потому все эти "зловредные" деньги нужно поскорее запрятать в кубышку и не касаться их, пока жареный петух в темя не клюнет!
Воспитанные за последние пятнадцать лет вроде бы на чистейшей воды рыночных ценностях граждане Российской Федерации вначале немного призадумались над таким поворотом событий. И даже смутно припомнили, как такие же "рыночники" и "либерал-монетаристы", только с другими фамилиями, в 1992 году, объясняли им, что "деревянные" советские рубли — это вовсе не деньги, поскольку не обеспечены товарной массой, а потому их нужно поскорее заморозить на счетах Сбербанка, зато вот доллары — деньги что ни на есть настоящие, и 24 их миллиарда, взятые в долг, влегкую обеспечат "дарагим рассиянам" жизнь "как в Америке". Так 550, кажется, миллиардов кровных рубликов оказались реквизированы внуками "коммисаров в пыльных шлемах", зато последующую приватизацию всего национального богатства страны проводили исключительно избранные лица и сообщества за ввезенные в Россию доллары (то, что здесь их Центробанк России исправно менял на новенькие "российские" рубли с триколором и билибинским двуглавым ореликом, ничего, по сути, не меняло).
И вот эти смутные аналогии вызывали неясное беспокойство. Которое "сверху" пытались и пытаются всячески погасить: мол, всё у нас в порядке, просто "стерилизуем" лишние, бешеные — теперь уже доллары, а не рубли, сдерживаем инфляцию ("Инфляции не бывает только на кладбище", © В.Геращенко), растим ВВП… И мы рады бы поверить господину Кудрину и Ко, да вот только некоторые цифирки у них "не сходятся". Например, такие.
На фоне сокращения внешнего государственного долга (прежде всего — за счет досрочных выплат) резко растет внутренний государственный долг, а также объем внешних и внутренних корпоративных заимствований. Совокупная корпоративная задолженность РФ со 1177 млрд. рублей в 2001 году возросла до 6256,8 млрд. рублей к 1 июля 2006 г., т.е. более чем в пять раз за четыре с половиной года. В долларовом эквиваленте, с учетом укрепления рубля, эти цифры выглядят еще внушительнее: с $36,6 млрд. до $231,7 млрд. При этом долг частного сектора нерезидентам, по данным Центробанка, за тот же период возрос почти в 7 раз, с $31,4 млрд. до $209,2 млрд. Еще раз напомним, что объем Стабфонда РФ на 1 февраля 2007 года составил около 2,5 трлн. рублей, или чуть меньше $100 млрд.
Выходит, деньги эти совсем не лишние для отечественной рыночной экономики — напротив, частные корпорации действительно проглотили уже практически вдвое большие объемы средств и по гораздо более высокой процентной ставке, чем это наблюдается в случае Стабфонда. Что, левая рука в Кремле не ведает, что творит правая?
Но тогда кому творится подобное беспрецедентное благодеяние? За что и с какой целью? По всему выходит, что тем зарубежным финансовым структурам, правительственным и частным, которые практически рефинансируют российскую экономику российскими же деньгами, не только складывая себе в карман посредническую маржу — это, в общем-то, копейки, — но и создавая удобный плацдарм для установления контроля над российскими корпорациями, "естественными монополиями" прежде всего. Ведь ни для кого уже не секрет, что капитализация крупного российского бизнеса по-прежнему смехотворна по сравнению с показателями его текущей доходности. Для западных банков выкупить эту собственность за долги — всё равно что накупить на грош пятаков. А если еще перед этим выставить Россию в привычном для нее на Западе качестве "империи зла" — сделка не просто окажется еще в несколько раз выгоднее, но и приобретет безукоризненное моральное оправдание. Мол, был "Газпром" страшным орудием энергетического шантажа со стороны ужасной России, а теперь, в руках цивилизованных западных собственников, стал оплотом энергетической безопасности, например, Европы. Или Китая. Или кого-то еще, кому нужнее…
А моим горячо любимым соотечественникам как будто мозги напрочь отшибло. Как будто, взяв в 1993 году за ваучер две бутылки водки, они почему-то решили, что с ними теперь всё равно будут обходиться иначе, нежели с аборигенами Нового Света. Сегодня, впрочем, это напрямую касается и тех, кто взял за ваучеры кое-что посущественнее. Итоги приватизации 90-х пересматриваются, вопреки всем заявлениям, пересматриваться будут. Они уже пересматриваются. Потому что любая собственность является одновременно и вашим ресурсом, и чьей-то проблемой (© М.Делягин). А если вы её не используете как следует, она становится чьим-то ресурсом и вашей проблемой. Так что не нужно иллюзий насчет "суверенной демократии"! Меньше пафосных речей об "энергетической сверхдержаве"!
Если деньги действительно — "кровь экономики", то, извините, нашу кровь вовсю пьют вампиры глобализма. Мы только на бумаге продаем российскую нефть по рыночной цене выше $50 за баррель. На деле мы продаем ее по навязанной проамериканскими агентами влияния в Минфине "цене отсечения" (кажется, вдвое дешевле, $27 за баррель), остальное отдавая/оставляя всё тем же американским "покупателям", которые финансируют свои заоблачные дефициты — в том числе и за счет нищих россиян. Кто осуществляет эти акции в правительстве России, хорошо известно.
Необходимо понять: Стабфонд сегодня выступает как одна из разновидностей тотального организационного оружия, активно используемого врагами России против России и за счет России. Никаких иных, а тем более — официально заявленных, функций он реально не выполняет.
Речь идет вовсе не о том, чтобы "отнять и поделить", — отняли как раз у нашей страны ее безусловное достояние. Речь идет о том, чтобы превратить Стабфонд из мощного инструмента уничтожения России в еще более мощный инструмент ее развития, что невозможно при сохранении нынешнего "либерально-монетаристского" экономического курса Кремля.
1.0x