Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 февраля 2007

МЕГАМАШИНА

№08 (692) от 21 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Дзюба
МЕГАМАШИНА

19 января 2007 года Харьков и вся Украина простились с Евгением Петровичем Кушнарёвым. Незадолго до его так и не наступившего 56-летия. Казалось бы, страница с именем этого политика окончательно перевернута, забудьте! Но эхо трагического выстрела, оборвавшего жизнь одного из лидеров Партии регионов, еще долго будет звучать на украинских просторах.
Разумеется, в устранении "фактора Кушнарёва" были заинтересованы очень и очень многие: из числа не только открытых политических противников и оппонентов, но и мнимых союзников. И, когда это случилось, они, высказав приличествующие моменту слова сочувствия и скорби, про себя вздохнули с облегчением: "Нет человека — нет проблемы!"
Более того, гибель Евгения Петровича тут же стала предметом недостойных политических манипуляций, когда обвинительные намеки разной степени тяжести перебрасывались с "оранжевой" стороны на "бело-голубую" и обратно. Создалось даже впечатление, что эта игра специально затеяна для того, чтобы дискредитировать саму идею объективного расследования причин случившейся трагедии, придав версии "несчастного случая на охоте" статус единственной и потому единственно верной.
Что же, это всем заинтересованным сторонам, несомненно, удастся. Но столь же несомненно, что им не удастся другое: уничтожить тот политический путь, по которому шел Кушнарёв. Ведь если существует проблема, то люди, способные и готовые решать её именно так, а не иначе, всё равно появятся и проявят себя. Несомненно, что отныне идеи и образ Евгения Петровича станут их знаменем.
Лучшим надгробным словом прозвучат отрывки из его последней статьи "Национальная идеология Украины: как есть — и как надо, чтоб было", законченной за пять дней до гибели.
"...Нация мы, граждане Украины, или пока еще нет? Этот вопрос витает в воздухе, пожалуй, на протяжении всех лет независимости нашего государства, но окончательного ответа на него (если не принимать во внимание голую риторику некоторых отечественных политиков) так и не существует. По простой причине — нация должна формироваться вокруг единого знаменателя, который, увы, до сих пор не определен.
Хотя, казалось бы, проблем здесь быть не должно — имеется государство, причем — многонациональное. А раз так, то вполне логично было бы строить национальную идеологию именно на этом базисе — не акцентируя внимания на этнокультурном факторе, а больше упирая на общность истории (отсюда — на пересечение культурных и бытовых традиций), единство территории, экономические взаимосвязи, необходимость совместного построения своего будущего...
Вступив в должность главы государства, Ющенко начал активно навязывать… обществу языковую, этнокультурную и этноисторическую темы как, по его мнению, обязательные условия для обеспечения национального единства… Именно эти попытки "уйти в старину" мешают Виктору Андреевичу вырасти до масштабов действительно государственного мужа, низводят его к роли едва ли не фольклорного персонажа, который свое увлечение этнографией возвел в абсолют и государственную политику…
При этом акцент делается на мононациональном факторе, т. е. — на украинцах как национальности (но не нации), а "за рамки" выносятся все прочие жители страны — русские, евреи, поляки, татары и т. д.
Отсюда нетрудно провести "цепочку генетической памяти" в день нынешний, придя к неутешительному и тревожному выводу — с подачи Ющенко намечается тенденция попытки формирования не национальной идеологии, но — идеологии "титульной нации".
1.0x