Авторский блог Алексей Иванов 03:00 30 января 2007

У РОССИИ ЕСТЬ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

№05 (689) от 31 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Иванов
У РОССИИ ЕСТЬ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

В последнее время стало модным упрекать правящий режим в отсутствии идеологии и стратегии развития. Настолько модно, что этот тезис стал "общепринятым". Из этой же "общепринятости" делаются многозначительные выводы накануне политического сезона 2007-2008 годов. Например, о том, что "…России нужен настоящий национальный лидер" ("Новая газета", 2007 г., №3, с.9), либо попытках её "гегемонии на постсоветском пространстве" ("Ведомости", 2007.01.18, с.А4), либо "отсутствия видения будущего страны" ("Эксперт", 2007, №3, с.9) и т.д.
Действительно, если у правящей элиты нет приоритетов развития, стратегии и идеологии как системы взаимосвязанных идей и мер по их реализации,— то будущее такой страны печально. Тем более, если эти идеи и цели, как уже не раз бывало в истории России, — ошибочны. Современный мир предполагает, что нация и государство обязаны иметь такую идеологию, из которой вытекают стратегия развития, стратегическое планирование, конкретные стратегии и концепции развития (отраслевые, региональные и т.д.).
В этом смысле меня искренне порадовала статья Д.Медведева, опубликованная 25 января в газете "Коммерсант" под заголовком "Национальные проекты: от стабилизации к развитию", которая в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к стратегии развития.
Прежде всего, в ней четко обозначено то место, тот этап, на котором сегодня находится Россия, а именно — этап завершения периода стабилизации и выбора стратегии развития. Действительно, как справедливо пишет автор, в 2006 году Россия стала "другой страной". За последние два десятилетия мы настолько привыкли к тому, что у нас "все не так", что сегодня с трудом отвыкаем от этой мысли.
Впрочем, не только мы, но и на Западе, где давно списали нас на периферию большой политики и были крайне удивлены, что мы не просто живы, но и активно начали защищать свои национальные интересы. Как признает недавно в своем докладе директор национальной разведки США Дж.Негропонте, "Очевидные экономические и предполагаемые политические успехи внутри страны и за рубежом усилили уверенность России в себе".
И дело даже не только в том, что восстановлен докризисный экономический потенциал, что Россия, как справедливо отмечает автор, превратилась из страны-должника в страну-кредитора (хотя еще недавно нам предрекали, что мы не выплатим внешних долгов даже ценой всего бюджета и заставляли принимать самые унизительные, в том числе политические условия).
Дело в том, что в 2006 году мы перешли рубеж кризисного развития и вышли на путь ускоренного, опережающего развития. Кто бы из критиков что сегодня ни говорил, но темпы роста в 7% не просто лучше, чем темпы падения в 5%-10%, наблюдавшиеся до прихода Путина, но они и значительно выше среднемировых. Они действительно опережающие. Когда страна в короткий срок преодолевает огромный разрыв и вдруг возвращается в число государств, определяющих мировую политику, вновь становится её субъектом, а не объектом, это действительно удивляет.
Но развитие, в отличие от стабилизации, диктует новые правила игры, включая правила управления экономикой, когда от антикризисного, "ручного управления" обязательно необходимо переходить к определению (причем точному, безошибочному) приоритетов развития и стратегии. И в статье Медведева мы видим, что главный приоритет выбран правильно. Это человек, его потенциал, качество его жизни, развития, самореализации, или, как подчеркивает автор, "стратегия эффективных инвестиций в человека". Собственно, это и есть суть приоритетных национальных проектов, главное в идеологии и стратегии режима.
Конечно, хотелось бы как можно скорее перейти в иное состояние, когда накопленные проблемы не нависают тяжелым грузом, хотелось бы развиваться еще быстрее. Но, заметьте, — сегодня мы спорим не о том, где бы занять или выпросить денег, чтобы заплатить бюджетникам, а сколько и когда добавить, как эффективнее истратить заработанное. Это совершенно иное качество проблем, которые Медведев справедливо уже называет задачами развития. Сегодня все — от Львова до Кудрина — спорят о том, насколько больше нужно инвестировать в человека, а не объясняют, как при Черномырдине и Гайдаре, почему трудно прожить на 300 рублей.
Наконец, сегодня, пусть с опозданием, но власть ясно заговорила о главном — создании экономики знаний и нового, творческого общества, о том, что стало банальностью в развитых странах еще 10-15 лет назад, но чего всячески избегали в СССР и России в 90-е годы, предпочитая выдвигать заведомо ложные цели, которые вели (и привели) в никуда.
Понятно, что в 2007 году перед российским обществом будут стоять сложные задачи, которые я бы назвал поиском наиболее эффективных путей реализации заявленных целей. Но уже ясно, что приоритеты, вектор развития определены, а скорость движения по пути развития будет зависеть прежде всего от нас, нашего умения, нашей воли, нашей энергии.
Автор — профессор МГИМО
1.0x