Авторский блог Редакция Завтра 03:00 30 января 2007

ПУТИН, НИ ШАГУ НАЗАД!

№05 (689) от 31 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Иван Антонович, министр иностранных дел Белоруссии (1997-98 гг.), доктор философских наук, профессор

Многих ли вы знаете партийных чиновников времен СССР, кадровых дипломатов, работавших в 70-80-х на Западе, которые после крушения страны в 91-м не скурвились бы, не превратились в одночасье в "теоретиков либерализма" и "практиков приватизации", не пересели из советских кабинетов в кресла директоров нефтяных компаний и металлургических заводов? Вы мало найдете таких. А сколько из "старорежимных бойцов" оказались годны сослужить службу своей Родине в новых тяжелых условиях, не растеряли свой профессионализм за годы увядания Империи в 80-х?
Белоруссии в этом повезло. У Белоруссии есть Иван Иванович Антонович.
Середина 70-х. Молодой по тем меркам — нет еще и сорока — дипломат Иван Антонович, доктор философских наук из крестьянской семьи, работает в Секретариате ООН, представляет Белорусскую ССР в ЮНЕСКО, непосредственно участвует в великом противостоянии двух систем. Мог ли он предвидеть тогда, что через двадцать лет ему, уже как министру иностранных дел Республики Беларусь, придется неизмеримо труднее: в одиночестве, в международной изоляции отстаивать интересы своей страны, биться все с тем же врагом?
Восьмидесятые: партийная работа в ЦК КПБ, переезд в Москву, в Политбюро ЦК КП РСФСР. Гадкое время, гибельные места: люди гниют изнутри, как щепки. Антонович тогда запомнился другим. У него, человека, в совершенстве владеющего тремя иностранными, часто брали интервью западные журналисты: остальные партийные бонзы "языками не владели". В одной из бесед Антонович сказал нечто немыслимое: "В случае ядерной войны на земле останется немного людей, но это будут наши, советские люди." И это во времена Горбачева, "нового мышления", "мира и дружбы"!
После 91-го Антонович не стал ни министром гайдаровского правительства, ни "акулой капитализма". Уехал в родную Белоруссию работать в госинституте. В 94-м, во время президентских выборов, вовсе не поддерживал Александра Лукашенко — тем удивительнее выглядит кадровое решение Батьки в 95-м: назначить Антоновича замминистра МИД РБ. Стало быть, настоящим профессионалом посчитал Ивана Ивановича Батька.
Министром Антонович был недолго, всего два года. Но зато как поизголялся он над супостатами!
Те скандалы вы помните сами. Первый — война с антибелорусски настроенным российским телевидением и ее кульминация — арест 26 июля 1997 года в Минске съемочной группы ОРТ, Шеремета и Завадского. Второй — памятный "канализационный скандал" в поселке Дрозды, резиденции европейских дипломатов. Тогда белорусы показали "хозяевам мира", что они — не более чем гости на белорусской земле, которым следует твердо знать свое место.
Но подлинной заботой Ивана Антоновича на посту министра иностранных дел был прорыв международной блокады Белоруссии со стороны Запада, поиск ассиметричных вариантов действий на мировой арене. При Антоновиче Белоруссия вошла в Движение Неприсоединения и осуществила прорывные контакты с Сирией, Ираном и Кубой.

"На стыке XX-XXI столетий в России предпринята попытка глубоких демократических реформ. Проходит она с переменным успехом. В качестве образца взята модель западной демократии, и в этом — главная ошибка. Именно в этот период западная демократия вступила в полосу глубокого кризиса. Вот уже несколько десятилетий крупные политические партии западного мира не могут добиться убедительного большинства на выборах. Тем, кому это удается (вроде Лейбористской партии в Великобритании), оказываются не в силах реализовать задуманное. В итоге разного рода скандальных ситуаций, и особенно коррупции, лидеры, которые привели их к победе, ослабляются и выдавливаются из власти. Остальные образуют хрупкие коалиции и миноритарные правительства, которым не до проведения прогрессивных преобразований: лишь бы удержаться у власти.
Впрочем, выдающиеся фигуры европейской послевоенной истории: К. Аденауэр, Ш. де Голль, Г. Коль, М. Тэтчер, Ф. Миттеран — находились у власти гораздо более 10 лет, а некоторые даже — 15 и 20 лет. Для крупных преобразований, которые они свершили в своих странах, потребовался и немалый отрезок времени. Поэтому В. В. Путин должен продолжить свою президентскую работу хотя бы для того, чтобы закончить начатое в сферах борьбы с организованной преступностью и коррупцией, в реформе административного управления, в пресечении бесстыдства и мздоимства бюрократии.
В. В. Путин остановил распад страны, пресек региональные игры в суверенизацию, привел законодательные документы автономных республик в соответствие с Конституцией страны, укрепил центральную власть.
Однако главные его достижения — укрепление авторитета России на мировой арене, реализация социальных программ, повышение благосостояния населения — приходятся на его второй президентский срок. Поэтому, чтобы вернуть Россию из хаоса к нормальным государственным функциям, требуется длительное время.
Для этого не нужно менять Конституцию, достаточно Госдуме принять закон, разрешающий В. В. Путину в порядке исключения принять участие в президентских выборах. Это и будет то исключение, которое подтверждает правило и отвечает пожеланиям большинства избирателей".
1.0x