Авторский блог Александр Нагорный 03:00 23 января 2007

КТО ГЛАВНЫЙ ВРАГ?

№04 (688) от 24 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный
КТО ГЛАВНЫЙ ВРАГ?
Кремль между Сиэтлом и Харбином
Говорят, "за Стеной" неожиданно и всерьёз озаботились странной, на первый взгляд, проблемой: кто сегодня — главный враг для России? США и НАТО или "китайский дракон"?
Обсуждение выплеснулось даже на окрестности Рублево-Успенского шоссе, откуда за считанные дни успело перекочевать в ряд особо "продвинутых" средств массовой информации. Которые в один голос начали расписывать "желтую" (она же — "красная") опасность. Пока эта кампания выглядит в высшей степени политкорректно, однако "процесс пошел", и куда он может завести даже в самое ближайшее время — вполне очевидно, поскольку рассуждения на тему "Китай — враг, а Америка — не враг", — и числом множатся, и градусом повышаются.
С чего бы вдруг такие дискуссии? У кого и на что в кремлевских окрестностях внезапно открылись глаза?
Поневоле создается впечатление, что стоило Китаю сбить своей баллистической ракетой свой же космический спутник на околоземной орбите — и некое количество мгновенно перешло в новое качество. А ведь совсем недавно, если верить утверждениям Пентагона, китайцы ослепили лазерным лучом американский спутник-шпион.
Сразу стало ясно, что никакого пиетета к недавним угрозам и предупреждениям из Вашингтона насчет безусловного космического доминирования Соединенных Штатов в Пекине не испытывают. Более того, наглядно демонстрируют не только свою готовность, но и способность не оставить от этого приоритета камня на камне.
Это запуганное кнутом "звёздных войн" и собственными космическими экспертами, вдохновленное пряником "вхождения в общемировую цивилизацию", советское руководство при Горбачеве безропотно сдало ошалевшим от счастья американцам все свои позиции в воздухе, на море и на суше. Китайские лидеры благополучно учатся на чужих ошибках.
Советский Союз, богатейшее природными ресурсами государство, уже к середине 80-х годов обладал критической зависимостью от импорта товаров первой необходимости? КНР подняла производство в реальном секторе экономики на недосягаемую сегодня для других стран высоту, став третьей в истории "мастерской мира" и доведя профицит внешнеторгового баланса до 170 млрд. долларов в 2006 году (+65% по сравнению с 2005 годом).
Советский Союз времен Горбачёва и Ельцина попал в долговую кабалу к западному финансовому интернационалу? Напротив, КНР только официально накопила более триллиона долларов золотовалютных резервов, а с учетом "ассоциированных государств", число которых постоянно расширяется (сегодня сюда уже можно — с некоторыми оговорками — отнести даже Японию, Южную Корею и Тайвань, формальных союзников США), эта сумма может быть увеличена минимум вчетверо. Чего стоит хотя бы введение по инициативе Пекина и с согласия Токио единой азиатской расчетной единицы (ACU)?! Пока она используется только в безналичных расчетах, но, видимо, недалек тот день, когда ACU станет полноценной денежной единицей наподобие евро, значительно потеснив мировые позиции доллара. И американский министр финансов Генри Полсон, представляющий самую мощную группировку западного "Фининтерна", контролирующую примерно 15 триллионов долларов активов, вынужден ездить в Пекин на поклон, чтобы обсудить условия китайского ультиматума доллару в целом и Федеральной резервной системе в частности.
Советский Союз прозевал "информационную революцию", связанную с внедрением персональных компьютеров и сети Интернет, оказавшись в полной зависимости от западного медиа-пространства. Китай перевел всю свою компьютерную сеть на иероглифику, параллельно практически монополизировав "отверточное" производство "харда", а в последние годы — и собственно элементной базы.
Советский Союз долгое время "закрывался" от "свободного Запада" догматическим "железным занавесом"? Китай действует через свои диаспоры, покрыв всю планету сетью "чайна-таунов" и активно используя самые эффективные мировые технологии.
Советский Союз активно противостоял США в Мировом океане, понимая, что господство U.S.Navy в Атлантике и Индо-Тихоокеанском бассейне обеспечивает незыблемые позиции для мирового господства доллара? Китай через подставные фирмы (и страны) скупает основные торговые морские порты планеты, а его подводная лодка в октябре 2006 года, преодолев все рубежи защиты, неожиданно появилась у берегов Окинавы, обозначив учебную торпедно-ракетную атаку на авианосец "Kitty Hawk". К 2025 году, по мнению американских военных экспертов, Китай будет доминировать в тихоокеанском регионе, причем численность субмарин КНР в пять раз превысит подводный флот США в Тихом океане.
Советский Союз почти четверть века, с начала 70-х годов, развивал совместные космические проекты с Америкой, сливая "покорителям Луны" уникальные научно-технологические наработки и тем самым лишая здание своей национальной безопасности прочной "крыши"? Китай, напротив, фактически не участвует в "международных" космических проектах, предпочитая развивать собственную "тайконавтику" — на основе всё тех же советских технологий 60-х годов.
Итак, уже сегодня Китай не только объективно стал главным геостратегическим "противовесом" для США, но и начал субъективно восприниматься как таковой американским истеблишментом.
Он весьма наглядно предъявил остальному миру собственную "сверхдержавность", которая до сих пор базировалась не столько на прямых факторах силы, сколько на мощном финансово-экономическом фундаменте — так что Америка в случае необходимости при конфликте с КНР вроде бы могла рассчитывать на свое тотальное военное превосходство. И вот сегодня даже этот последний "козырь силы" оказался под сомнением. Тем более, что геостратегическое ослабление США весьма наглядно проявилось уже в ходе афганской и иракской кампаний.
Описанный в недавнем докладе Даллесовского центра сценарий мирового экономического спада с подрывом статуса доллара вряд ли коснется "красного дракона", уже заявившего о готовности переориентировать свои товарные потоки на внутренний рынок. Полтора миллиарда китайцев вполне способны купить всё то, что сегодня идет на экспорт, обеспечивая потребление 300 миллионов янки. А вот что будет при этом делать Америка и весь остальной мир, пока не вполне ясно.
Между тем в геополитическом плане "скукоживание" сферы влияния США и явная (хотя и временная) недостаточность сил Китая создают потрясающе выгодную для России ситуацию. И понятно, что проамериканское крыло отечественной "элиты", сформированное еще в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века, будет всеми силами пытаться в этом глобальном конфликте следовать за своим привычным "ведущим" — Вашингтоном. И, разумеется, тянуть за собой всю Россию, накачивая страхи перед "китайским нашествием", готовым захлестнуть Сибирь и Дальний Восток, где, по словам президентского полпреда Ицхакова, население вымирает со скоростью 300 человек в день.
Но ведь депопуляция наших просторов: не только сибирских и дальневосточных, а всей Российской Федерации, — вызвана ничем иным, как либерально-монетаристской экономической моделью, во внедрении которой так преуспели Гайдар, Чубайс, Черномырдин, Кириенко, а сегодня их дело продолжают Фрадков, Кудрин, Греф, Игнатьев, Зурабов, Христенко и прочие "гвардейцы-реформаторы". Спрашивается, откуда пришла к нам эта "рыночная моровая язва"? Разве из Китая? Куда перекачиваются десятки и сотни миллиардов долларов золотовалютных резервов ЦБ и Стабфонда? Разве в шанхайские и пекинские банки? Почему, несмотря на благоприятную для нас мировую экономическую конъюнктуру, Россия продолжает слабеть и становится всё более привлекательной геополитической "жертвой", богатства которой, уже ничем не прикрываясь, собрались делить между собой наши западные "друзья"?
Отсюда вытекают три главных вывода.
Во-первых, в возникшем сегодня классическом "треугольнике сил" России куда выгоднее играть против сильнейшего контрагента, которым пока остаются Соединенные Штаты как безусловный лидер "Западного мира", поскольку в их "картине мира" любая помощь со стороны России не стоит ничего, а при случае Россия легко может быть принесена в жертву, к чему впрямую призывал один из главных идеологов демократической партии США Збигнев Бжезинский.
Поэтому, во-вторых, нам на ближайшую перспективу необходимо тактическое сближение не только с Китаем и формируемым им "сырьевым блоком" в составе Ирана, постсоветской Центральной Азии, Венесуэлы и "боливарианского блока", но со всей "зоной ACU", по отношению к которой рубль может играть ту же роль, что сегодня евро играет по отношению к доллару. Всё сказанное, впрочем, вовсе не должно означать, что в случае неприемлемого для России давления со стороны КНР и его азиатских партнеров, Кремль окажется уже не в состоянии "отстроиться" от этого внешнеполитического вектора — такую возможность стоит не только постоянно иметь в виду, но и поддерживать в "рабочем состоянии".Только так, пройдя "между Сиэтлом и Харбином", как между "Сциллой и Харибдой", Российская Федерация может не утратить своей геополитической проектности, т.е. "образа будущего", что в современных условиях и равносильно обретению реальной геополитической субъектности.
Наконец, в-третьих, оказывается, что наш главный враг — это вовсе не Америка и не Китай, а проамерикански и прозападно настроенное крыло российской "элиты", те самые "агенты влияния", для которых счета в западных банках и недвижимость за границей неизмеримо дороже национальных интересов России.
1.0x