Авторский блог Павел Былевский 03:00 2 января 2007

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГОСПЛАНА

№01 (685) от 03 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
ПРЕДЧУВСТВИЕ ГОСПЛАНА

Одной из главных перемен года прошедшего, которая наверняка будет играть важнейшую роль и в году наступившем, является возвращение к государственному регулированию развития производительных сил. Тенденция эта слабая, она пока только-только наметилась, и может как усиливаться, так быть задушенной в зародыше фанатиками либерального капитализма. Между тем государственное регулирование жизненно важно как для элементарного выживания народа российского, так и для реализации перспективных планов развития нашей страны.
Нынешняя "стабилизация", как и её прообраз — брежневский "застой", является промежуточной ситуацией, временным компромиссом. Шальные доходы от экспорта нефти и газа, причиной которых является изменчивая конъюнктура мирового рынка и "советское наследство" в виде разведанных месторождений, инфраструктуры добычи и транспортировки — явление преходящее. Не упадут мировые цены, так в обозримом будущем иссякнут отечественные природные запасы углеводородов. Что останется россиянам, кроме "разбитого корыта", когда Стабилизационный фонд обесценится в результате какого-нибудь очередного дефолта, а основные активы будут выведены "элитами" за рубеж?
Наше будущее требует реального экономического развития. Но только не "финансового пузыря" монетаристской макроэкономики, не холодных виртуальных цифр "удвоения ВВП" и "увеличения доходов в государственный бюджет". Категорический императив для России — устойчивое поступательное развитие производительных сил, национальной промышленности, реального сектора производства, транспорта, энергетики. Не только "послереформенное восстановление" — обновление основных фондов, не только реконструкция и модернизация, пресловутый "выход на мировой уровень". Сверхзадача — выйти на передовые рубежи наукоёмкого производства, разработать и внедрить в массовое производство "прорывные", "закрывающие" технологии завтрашнего дня.
Нельзя не замечать народившуюся созидательную тенденцию: наряду со значительным расширением государственного финансирования атомной отрасли формируются и начинают работать специальные "структуры развития". Кроме Инвестиционного фонда, создан Государственный банк развития, утверждён первый перечень финансируемых общенациональных и региональных проектов, в конце минувшего года бизнес-сообщество провело в Президент-отеле конференцию "Государственные инвестиции в России". Объем средств Инвестиционного фонда в 2007 году планируется увеличить по сравнению с прошлогодним почти в три раза, до 190 млрд. руб.
Но нельзя и обольщаться, в наличии пока лишь "полпроцента" необходимого. Шаманская магия цифр не должна затмевать реальных проблем: в наступившем году доля государственных инвестиций в национальном бюджете вырастет только на 0,1% и составит всего 2,7%. Хуже того: либерально-монетаристская "система координат" гибельно искажает сам смысл понятия инвестиций. Если системообразующим показателем является максимальная прибыль, то формально в одинаковой степени "инвестициями" являются вложения средств как в создание комбината на Луне по добыче "топлива будущего" — гелия-3, так и в строительство десятка всем надоевших "торгово-досуговых и офисных комплексов". Чем прибыльнее, тем более "инвестиционно привлекательно", а что может сравниться по "прибыльности" с казино или торговлей наркотиками?..
Либерально-монетаристская макроэкономика всё мажет сплошной серой краской, уравнивает гений и злодейство, ставит на одну доску талант и посредственность. В перманентном конкурсе на деньги Инвестиционного фонда часто удаётся отсекать заявки на "лжеинвестиции", подобные размещению государственных средств в Стабилизационном фонде или проекту "зарывания под землю" Нового Арбата. Но дикий хаос ценностей, отсутствие иерархии и порядка выполнения задач приводят к тому, что сумбурно перемешиваются инвестиции разного порядка: "высшего" — в наукограды, в прорывные и "закрывающие" технологии, "среднего" — в реконструкцию, модернизацию существующих предприятий и инфраструктуры, и "первичные" — в "рядовое" экстенсивное развитие производства и социальной сферы.
Достижимым для нынешнего российского общества идеалом является возрождённый "Госплан" — комплекс государственных программ общенационального развития, обеспеченных финансовой, законодательной властью, организационными механизмами реализации и самым жёстким контролем за выполнением. Ведущим вектором государственных инвестиций должно стать развитие отечественного научно-производственного сектора, разработка, внедрение и массовое промышленное применение "технологий завтрашнего дня", что станет главным ресурсом социального развития.
Но для этого национальная экономика должна прорваться сквозь мертвящую ересь монетаристской макроэкономики к классическим истинам политической экономии. Оставить безнадёжные попытки "достойно вписаться" в мировую перераспределительную экономику, с помощью механизмов которой "мировой офис" — США и Европейское Сообщество — эксплуатирует и грабит "мировую фабрику" — Китай, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. Россиянам пора понять, что массовая нищета — кара за глупую жадность, а единственный достойный человека жребий — жить плодами собственного труда и таланта.
1.0x