Авторский блог Максим Калашников 03:00 5 декабря 2006

НЕБЕСНЫЕ ТАНКЕРЫ

№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Калашников
НЕБЕСНЫЕ ТАНКЕРЫ
Инициативная группа из ОАО «Туполев» разработала уникальный летательный аппарат
Странный аппарат, похожий на дирижабль с какой-то непомерно большой и сплющенной гондолой, отчалил от ажурной мачты. Засвистели вентиляторные двигатели. Массивный корабль стал "всплывать" в небеса, словно подводная лодка в толще воды. Издали он напомнил плоскую рыбу-камбалу, несущую на спине узбекскую дыню.
Кадры взлета летательной машины из России обошли все крупные телеканалы мира. И немудрено: ведь Москва объявила о строительстве целого флота воздушных кораблей-перевозчиков природного газа. К российской монополии Газпрома на трубопроводную прокачку газа добавился новый стратегический транспортный компонент…
Так может выглядеть репортаж из недалекого будущего. И ничего фантастического здесь нет. Комибинированную авиационную транспортную систему (КАТС) по перевозке сжатых природных газов разработала группа энтузиастов в инициативном порядке из ОКБ имени Туполева. Душой и организатором проекта выступил теперь уже бывший вице-президент ОАО "Туполев" по экономике и финансам Виктор Дмитриев, ведущими конструкторами — Владимир Ростопчин и Сергей Румянцев, коим помогал Николай Бондаренко.
Они создали летательную машину-полудирижабль с нулевой плавучестью. То есть она не может просто плыть по воздуху, как цепеллин старых времен, но зато двигатели с легкостью поднимают ее вверх — и также без особых усилий опускают к земле. Состоит КАТС из двух частей.
Первая — транспортный модуль с четырьмя двигателями малой мощности для вертикально-горизонтального маневрирования, с двумя маршевыми газотурбинными "движками" на силовом каркасе, сообщающими всей системе скорость в 120 км/час, с кабиной экипажа и грузовым отсеком на двенадцать тонн длинномерных грузов. Внутри модуля находятся отсеки с гелием, сообщающим ему нулевую плавучесть.
Вторая часть (отцепляемая "дыня" на спине "камбалы") — крупногабаритный контейнер хитрой конструкции. Наружная его оболочка — отсеки-баллонеты, наполненные все тем же гелием. А внутри — мягкая газовая цистерна, наполненная 320 тысячами кубометров сжатого "голубого топлива". Фокус заключается в том, что на один транспотрный модуль приходится три контейнера. Пока один наполняется газом на месторождении, второй — перевозится КАТС к потребителю газа, а третий — разгружается.
Наконец, есть и третья, небольшая наземная часть — причальные мачты, эллинг-ангар, навигационное оборудование, размещаемые на площадке 500 на 500 метров.
В чем красота замысла? В том, что эта причудливая машина способна возить природный газ на огромные расстояния с минимальными издержками, экономя России миллиарды долларов на строительстве новых газопроводов. Заправился у месторождения — отвез газ к месту назначения за несколько сотен или тысяч километров — закачал там в подземное хранилище, что обеспечивает потребитеям бесперебойное снабжение. По расчетам конструкторов, стоимость переброски тысячи кубометров "голубого топлива" с помощью КАТС обойдется в три доллара за каждую тысячу километров. Для сравнения: перегонка тысячи "кубов" на тысячу километров по территории Украины обойдется в 19 долларов — вшестеро дороже.
Оно и немудрено: больно дорогая штука — магистральные газопроводы. Это же "нитки" из тысяч верст стальных труб, газоперекачивающие станции, контрольная аппаратура и многочисленный штат обслуги. Окупается "средний" магистральный газопровод тридцать долгих лет. Знаменитая "нитка" "Дружба" в 1980-е, давшая русский газ немецкому рынку, обошлась в 2,8 миллиарда еще тех долларов. Нынешний газопровод, который пустят по дну Балтики, потребует 3,8 миллиарда "зеленых". Строительство же "нитки" их Ковыкты в Китай явно превысит по стоимости 5 миллиардов.
На те же деньги можно построить целый флот КАТС, каждый из которых обойдется всего в 7,5 миллионов долларов в серийном исполнении — и возить газ круглогодично за исключением периодов профилактики и ремонта, кладя в карман дополнительную прибыль в миллиарды долларов на каждом маршруте.
Смекаете, что это несет русским? Можно не прогибаться перед националистическим режимом в Киеве, и не только перед ним — ибо мы теряем зависимость от контролируемых им газопроводов. Хотите — вступайте в НАТО. А мы пустим трассы наших воздушных танкеров в обход Украины, через Белоруссию и над морями, и не станем платить вам ни гроша. Тотчас перед Киевом можно поставить выбор. Либо вы идете в НАТО и платите 230 долларов за тысячу "кубов" газа — и превращаетесь в зону бедствия с остановившейся промышленностью. Либо — вступаете с нами в тесный союз и забываете всякую чушь про НАТО.
Воздушные танкеры, по словам их разработчиков, не конкурируют с нынешней трубопроводной системой — они ее дополняют. Но они позволяют поставлять наш газ туда, куда "нитки" труб тянуть либо слишком дорого, либо невозможно. Усовершенствованные варианты КАТС, которые сейчас уже патентуются, могут летать через океаны и перевозить более миллиона "кубов" газа за раз. Начнут выходить из строя старые советские газопроводы — и можно будет не тратить миллиарды долларов на строительство новых, заменяя их такими вот полудирижаблями-аэрогазовозами.
Более того, флот небесных танкеров позволит нам ввести в оборот сотни мелких газовых месторождений, к которым сегодня тянуть трубопроводы нерентабельно. Только на территории Центрального и Приволжского федеральных округов разведано 345 месторождений с общим объемом в 5,7 триллиона кубометров газа. Для сравнения: богатейшее Ковыктинское месторождение заключает в себе 3,4 триллиона "кубов". Появление КАТС вовлечет в оборот ныне неиспользуемую мелкоту. И тут вам на выбор: хочешь — газифицируй глубинку, хочешь — завоевывай новые внешние рынки. Или же делай и то, и другое разом!
Наконец, КАТС способна решить проблемы северного завоза, каждый год поглощающего полтора миллиарда долларов. На 60 процентов эти затраты уходят на транспортировку жидкого горючего в городки и поселки за Полярным кругом. Там уже скопились горы железных бочек из-под солярки и мазута. Они захламляют тундру. А тут — совсем иной оборот дела. С помощью аэрогазовозов можно перебрасывать туда "голубое топливо" с мелких месторождений Якутии, оставив старые котельные лишь как аварийный резерв.
Дешевизна КАТС обеспечивается отечественной конструкторской смекалкой эпохи крайнего ограничения в средствах и энтузиазмом новых русских Кулибиных. Аэрогазовоз должен делаться из того, что уже есть: серийно производимых двигателей, вертолетной кабины, шасси, уже имеющихся материалов. Например, внешняя оболочка грузового модуля-"дыни" практически аналогична современным надувным крышам. Только еще и армирована прочнейшей углеродистой нитью. Нет проблемы с гелием для воздушных кораблей — сегодня он добывается вместе с природным газом, но выбрасывается в атмосферу за ненадобностью. Нет проблем и с топливом: двигатели корабля питаются тем же природным газом. В конструкцию заложен ряд оригинальных "ноу-хау". Например, очень легкая и эффективная антиобледенительная система. Современные технологии позволяют свести экипаж к двум пилотам. Нынешние метеолокаторы позволят кораблю обходить штормовые и грозовые фронты и маневрировать по высоте, ловя попутные воздушные течения. Обратные рейсы аппарата не будут порожними: КАТС способен везти еще десяток тонн твердых и длинномерных грузов.
Продуманы и вопросы безопасности. Природный газ в чреве транспортного модуля воспламениться и рвануть не может. Для этого ему нужно смешаться с воздухом, а вокруг — баллонеты с инертным противопожарным гелием, образующие три слоя. Бесполезно стрелять в аппарат из автомата и пулемета — и так ты его не подожжешь. Разве что если всадить в КАТС пару зенитных ракет...
Сегодня такая система могла бы стать настоящим прорывом для нашей страны в технологическое будущие. И для того, чтобы начать дело, нужна смешная, даже по меркам России, сумма — 16 миллионов долларов на постройку прототипа и проведение сертификации. (Это при том, что "новорусские" в Куршевеле могут выбросить миллион долларов за двадцатиминутное выступление Элтона Джона на частной вечеринке!)
Но в нынешней РФ — своеобразная реальность. Никто вроде бы не мешал энтузиастам разрабатывать и патентовать проект КАТС, но все в инициативном порядке, без затраты хоть одной государственной копейки. А затем изобретатели столкнулись со стеной равнодушия и с полным безучастием руководства ОАО "Туполев", Минэкономразвития и многих других государственных органов. По их мнению, "труба" пока Россию и так неплохо кормит. А тем временем зашевелились зарубежные компании, предлагая купить патент за 3 миллиона долларов и наладить производство за пределами России. Неужели опять уйдет уникальная стратегическая разработка за пределы Родины и будет кормить своих новых иностранных хозяев?
Создатели необычного воздушного транспорта не сдаются, не очень хотят продаваться иностранцам. Они идут в газодобывающие регионы в поисках рационально мыслящих, крепких хозяйственников. Даст Бог — и мы увидим в телерепортажах плывущие в нашем небе воздушные танкеры!
Небесные танкеры новой Империи...
1.0x