№47 (679) от 22 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
ОККУЛЬТНЫЙ ФИЛЬМ «КАЗИНО «РОЯЛЬ»
Тот, кто собрался смотреть очередной фильм о Джеймсе Бонде "Казино "Рояль", напрасно рассчитывает на легкое зрелище, где гламурный герой, элегантный жуир и разведчик, сражается с бутафорскими злодеями, прельщая зрителей безупречно повязанным галстуком и изысканными манерами аристократа. "Казино "Рояль" перечеркивает весь прежний, паточный кинопродукт и привносит в кинематограф нечто абсолютно иное — грозное и загадочное. Это "фильм-послание", написанное вновь сотворенным языком, с использованием изощренных методик и тотальных воздействий. Они нацелены на то, чтобы "послание" дошло, вонзилось в мозг отдельного человека, взорвалось в сознание всего человечества, которое одномоментно, на всех континентах, пошло на премьеру фильма. Оно оказалось под воздействием новой "магической культуры", накопленной Западом после 11-го сентября. "Культурой", воздействующей на глубинные слои человеческой психики. Слишком грандиозным было зрелище "боингов", протыкающих небоскребы Манхэттена. Бомбардировка Багдада, свержение с постамента памятника Хусейну, или даже предстоящее публичное повешение Саддама, не могут соперничать с обвалом небоскребов, как если бы в них ударила молния Гнева Господня. "Боинги" перекодировали мир. "Казино "Рояль" — ответ Запада на этот новый, появившийся у человечества код.
Поводом, из которого вытекают все последующие рассуждения, является абсолютное антропологическое, психофизическое, поведенческое сходство главного героя Джеймса Бонда с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Такое сходство не могло быть случайным. В фильме, где художники и дизайнеры ювелирно работали над каждым кадром, над каждой рюмкой коктейля или складкой фрака, где осуществлялся тщательный отбор актеров на ведущую роль, где проходила безжалостная отбраковка уже известных "коммерческих" кинозвезд, такое совпадение было желаемым. Его добивались. Его усиливали, сопоставляя игру актера Дениэла Крейга с психофизическим портретом Путина. "Казино "Рояль" — "фильм-послание", в центре которого помещен Путин.
О чем же послание?
Фон основного действия — казино, зеленые ломберные столы, карточная игра. Карты, масти, комбинации тузов и валетов, напоминающие роковую формулу: "Тройка, Семерка, Туз". Таинство магических смыслов и волшебных воздействий, способных менять судьбу, корректировать "линию жизни" отдельных людей или целых сообществ, управлять историей. Само понятие — "Игра" — в современной политической философии противоположно понятию "История". "Игра" — это нечто противоположное "Истории". Сфабрикован "постисторический" мир, в котором стихийная, природная история исчезает, отодвигается на дальнюю периферию, проваливается в катакомбы. "Игра" — это искусственная матрица, вытесняющая из себя подлинную жизнь. Эрзац, претендующий на абсолют, добивающий остатки подлинной жизни во всех ее проявлениях. Фильм "Казино "Рояль" продолжает эстетику и философию фильма "Матрица", воспроизводя ее на новейшем, сверхактуальном материале.
Джеймса Бонда — Путина (Владимира Владимировича Бонда) — посылает в "Игру" престарелая, умудренная и всеведающая Руководительница стратегической разведки "М". Она же — Пифия, знающая всё наперёд. Она же — Судьба, благосклонная к Избраннику — Путину, отыскавшая его среди миллиардов людей, поставившая во главе седьмой части мира. Эта благосклонность проявилась в том, как Путин расправился на вверенной ему территории с "мировым терроризмом", уничтожив ускользавшего от возмездия Яндарбиева, — взорвал его в Катаре. Именно эта "избранность" воспроизводится в фильме стартовой погоней Бонда за террористом, с последующей расправой на территории иностранного посольства, что вызвало мировой скандал. Не так ли было в Катаре?
Противником Бонда на этот раз не являются бутафорские злые гении — то советские монстры, то арабские чудища, то извращенцы-неонацисты, то ненатуральные торговцы наркотиками или оружием. Тех злодеев Бонд уничтожал легким уколом булавки, от которого надувные злодеи лопались, как воздушные шарики. "В "Казино "Рояль" Бонду противостоит инфернальный злодей Ле Шиффр с плотоядно вывернутыми губами, слепой на один глаз, из которого время от времени вытекает струйка крови. "Одноглазое лихо", "Верлиока", — сказочное олицетворение зла, мифологический персонаж, один глаз которого смотрит в Ад. Злодей в новом фильме отражается в потаенных пластах человеческого подсознания, где обитают мифологические тени, волшебные ужасы прежних эпох. Ле Шиффр — представитель "черного мирового капитала", той виртуальной, "одноглазой" экономики, что составляет основу сегодняшней западной цивилизации. Выпивает из человечества все его жизненные соки и исторические смыслы. Отрицает реальную жизнь и историю. Превращает "Историю" в "Игру", а "Жизнь" в "Смерть". Противник Бонда — злодей метафизический, всеобъемлющий, олицетворяющий гигантскую мировую "Игру".
Связь между "Игрой" и "Историей", "Матрицей" и "Жизнью" осуществляется через глубинную экзистенцию, через любовь, "либидо". Это тончайший капилляр, соединяющий человека с "подлинным", "неигровым". Игольное ушко, сквозь которое возможен побег из "Игры", возвращение в подлинную, стихийную жизнь. Для Бонда — это восхитительная красавица Веспер Линд. Для Путина, скорее всего, это — Россия, подлинная, тщательно скрываемая им "русскость", мотивирующая его политическую стратегию, сберегаемая среди катастроф глобальной "Игры".
Бонд в казино обыгрывает злодея, становится обладателем несметных, миллиардных сокровищ. У него возникает искушение бежать из "Игры", обмануть судьбу, опровергнуть Пифию. Он бросает разведку, пишет прощальное письмо своей благодетельнице "М". Готов со своей возлюбленной безымянно раствориться в мире, где столько дивных лазурных лагун, чудесных ландшафтов, недоступных замков. Не надо убивать, не надо стаскивать с израненного тела окровавленную рубаху и мыть изрезанные руки. Не так ли и Путин, благополучно "процарствовав" два президентских срока, избегнув личных катастроф, став благодаря Газпрому "президентом-олигархом", намерен оставить Кремль? Скрыться из политики, предоставив преемнику "расхлебывать" неизбежные катастрофы русской и мировой истории? Не так ли и Путин желает ускользнуть от фортуны, обмануть Судьбу-Благодетельницу?
Но побег Бонда не удается. Игольное ушко сжимается намертво. Капилляр, соединяющий "Матрицу" и "Жизнь", разрывается. Его возлюбленную убивают, лишая Бонда метафизического побега. Ужасна сцена, где плененный разведчик, голый и скованный, сидит на стуле, и злодей, пытая его привязанной к веревке гирькой, — разбивает семенники. Плющит в человеке те зоны, через которые тот связан с родовым и природным началом, с прошлым и будущим, с детьми и потомками. Жуткая метафора того, как, лишая человека "подлинного", делают его роботом, "игроком".
Гибель возлюбленной метафорична. Веспер Линд погибает среди потопа и наводнения, которые разверзаются после взрыва удерживающих воду клапанов. Водяной смерч обрушивает старинный венецианский дворец, в котором красавица захлебывается от воды, и Бонд не в силах ее спасти.
Странно и зловеще в этом контексте звучат недавние предостережения Патрушева о возможных террористических актах на юге России — на гидросооружениях Волги и Дона. Взорванные плотины освободят несметные массы воды, которые смоют самые густонаселенные и живоносные районы России. Смоют саму Россию, а вместе с нею — и ту сокровенную мотивацию Путина, что заставляла его все восемь лет, изнывая и сдерживаясь, вести страшную войну за освобождение Родины. Мотивация — Россия исчезает, и незачем Путину оставаться в Кремле, который, как тонущий ковчег, станет погружаться в пучину русской катастрофы. Так прочитывается эта часть "кинопослания". Так "послание" коррелируется с действительностью.
Побег из "Матрицы" в "Жизнь", из "Игры" в "Историю" не удался. Бонд покорно обращается к своей покровительнице "М", к Пифии, к неодолимой Судьбе. Вновь получает задание и входит в "Игру", с новой, ему одному посильной задачей, для него одного уготованной ролью. Эту роль уступает ему американец, с которым Бонд сидит за карточным столом. Ибо там, за овальным столом мирового казино, сошлись лидеры "восьмерки", и среди них Бонд-Путин. Именно ему, Путину-Бонду, американец — то ли разочарованный в своих возможностях Буш, то ли вдруг ставшая черным мужчиной Кондолиза Райс — передает полномочия на управление миром. Только так можно понять заложенную в "послание" метафору. Когда Президент России говорит, что не пойдет на "третий президентский срок", но сохранит свое влияние на ход вещей, — не имеет ли он в виду свое перемещение на более высокий, нежели президентский, уровень правления? Не готовится ли взойти на тайную вершину мировой власти, что не отмечена постами и титулами, выше лидерства в сверхдержаве, могущественней, чем управление ООН? Туда делегируют не избиратели, не мировые экономические ассамблеи, но тайные жрецы мира, управляющие историей через "Игру", раскладывающие на зеленом сукне карточные пасьянсы стран и народов, столь же загадочные, что и звездные гороскопы.
Карты в фильме играют завораживающую, магическую роль. Нужны гадатели и звездочеты, чтобы разгадать криптограммы, что выкладываются игроками на столе казино. Дешифровка их столь же важна, как и дешифровка кодов, управляющих ходом атомных субмарин, из которых в любую секунду может взмыть ртутный факел оружия "судного часа".
"Фильм-послание" вышел на экраны. Его выход освятили королева Великобритании и вся "черная аристократия" Европы. Его уже смотрят миллионы. Дойдет ли "послание"? Обладает ли загадочная магическая "культура", используемая в этом "послании", столь действенной силой, чтобы навязать человечеству, и одному из его несомненных лидеров, предначертанную роль? Время покажет. Теперь же "посвященным" людям: искусствоведам, психологам, специалистам по информационным войнам, "колдунам" и "магам", работающим в разведках и оборонных ведомствах, — следует подвергнуть фильм "Казино "Рояль" тщательному исследованию, послойно раскрывая и "распечатывая" скрытые в нём смыслы.
1.0x