Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 7 ноября 2006

АПОСТРОФ

№45 (677) от 08 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
АПОСТРОФ

Владимир ВЛАДИМИРОВ. Смысл русской жизни. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 544 с., 3000 экз.
— Кто ваш любимый поэт?
— Владимир Владимирович Маяковский.
— Кто ваш любимый прозаик?
— Владимир Владимирович Набоков.
— Кто ваш любимый политик?
— Владимир Владимирович Путин.
— Кто ваш любимый философ?
— Ну, сколько можно?!
Наверное, перефразируя известный анекдот, так или примерно так должен видеть своего читателя автор этой книги, представленный как Владимир Владимирович Владимиров. Подобное утроение фамилии, имени и отчества в русской традиции, несомненно, присутствует, однако до сей поры носило, как правило, несколько бытовой и со стороны представлявшийся даже слегка комичным аспект: мол, мы такие испокон веку — Ивановы Иваны Иванычи, Петровы Петры Петровичи, и ничего сверх того нам не надо, сами с усами. Выход "Смысла русской жизни", следует заметить, одновременно является и неким выходом за рамки этой магической родовой замкнутости, инстинктивной попыткой распространить принцип троичности на сферу философии. Что само по себе не менее важно, нежели пафос и содержание этой книги.
Впрочем, они тоже по-своему показательны. Но предоставим слово самому автору.
"В ситуации, когда правящий слой отрывается от народа — вот как в России, например, — из недр нации начинает появляться новая элита. Это получается как бы само собой, просто человек в какой-то момент осознает, что надо сделать работу, от которой самоустранились те, кому это положено по должности. И тогда офицер погранвойск вдруг оказывается автором труда по макроэкономике, а предприниматель садится писать философский трактат…"
"Офицер погранвойск", судя по ссылке, — это Андрей Паршев, автор популярной книги "Почему Россия — не Америка", а "предприниматель из недр", надо понимать, сам Владимир Владимиров. Отсюда — изобилие в его "философском трактате" цитат (в среднем по 2-3 на страницу): от Анаксимандра (древнегреческий философ) до Арсения Родькина (офицер-танкист, участник Великой Отечественной войны, сражавшийся "не за Советы, а за Родину"). Так что "смысл русской жизни" в изложении автора вовсе не растекается по древу.
"Нас интересует не просто теория государственного строительства, но теория национального государства… Поэтому в ходе дальнейшего изложения нам придется обращаться к самым разным источникам, вплоть до небезызвестного сочинения А.Гитлера "Моя борьба", — отделяя, разумеется, конструктивные элементы из нацистской демагогии…" Или, уж совсем незатейливо: "Основные идеологические принципы фашизма — за вычетом нацистской составляющей — в целом максимально соответствуют тому комплексу гуманистических ценностей, который излагается в данной книге". Вот так, мухи — отдельно, котлеты — отдельно. Кстати, "конструктивным элементам" нацизма в книге уделено достаточно много места — другие авторитеты по "индексу цитируемости": Юрий Мухин, Александр Севастьянов и Ксения Касьянова.
И это также совершенно закономерно — поскольку идея "национального государства" в любом исполнении суть всего лишь искаженная копия идеи "богоизбранного народа", после появления христианства без того искаженная еврейской традицией в духе манихейского талмудизма и хасидства. Так сказать, копия с негатива…
К тому же, автор полностью следует концепции "исторического прогрессизма", полагая нацию "высшей исторической формой этноса", но при этом постоянно (и неизбежно) смешивая данное понятие с понятием "народа": "Не вполне корректно утверждать, например, будто бы православие есть естественная религия русского человека. Отчасти это так — поскольку православие отразило основные черты свойственного русским национального характера. Однако православное христианство уцелело до настоящего времени почти исключительно благодаря существованию России и русского народа. Так что первично, учение Христа или всё-таки изначальный менталитет Руси? А ведь русские в целом и до сих пор придерживаются своих стереотипов поведения, вне зависимости от религиозности".
Кстати, "русский национальный характер", как его понимает автор, просто не мог сформироваться ранее XIV века, а уж к "изначальному менталитету Руси" он имел весьма опосредованное отношение. О чем впоследствии в книге тоже немало сказано.
И далее: "Человек является такой же частью природы, как и любое другое животное или растение… Мы говорим о Боге — то есть, выражаясь современным языком, об объективных закономерностях, в соответствии с которыми устроена наша жизнь… Говоря языком атеиста... уверовать — значит стать тупым (это цитата из Ю.Мухина. — Г.С.)… Вера сыграла свою роль — но нельзя бесконечно полагаться на традиции, пора обобщить тот опытный материал, который человечество накопило за тысячи лет. Конечно, это не значит, что религия сегодня представляет собой объективное зло, "опиум для народа". Истинное православие стремится ровно к тем целям, которые являются безусловным благом для человечества. С точки зрения автора настоящей книги, у нас с православными было и будет одно общее дело". И это общее дело тоже названо — "увеличение степеней человеческой свободы" плюс "воля разумного существа, принимающего решение быть тем, кем оно есть по своей сути. И, наконец, это оптимизм, обусловленный самим фактом нашего бытия".
Не скрою, было бы весьма интересно выслушать по этому поводу и другую сторону, т.е. самих православных.
1.0x