Авторский блог Николай Анисин 03:00 1 августа 2006

РАЗДОРЫ И КОДОРЫ

№31 (663) от 02 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Анисин
РАЗДОРЫ И КОДОРЫ

Повод к вторжению войск Грузии в Кодорское ущелье официальный Тбилиси предъявил страшно внушительный. До смешного внушительный.
Упомянутое ущелье — абхазская Сванетия. То есть историческая часть Абхазии. Но в 1993 году абхазские вооруженные силы, с триумфом вышвыривая из их республики напавшую на нее грузинскую армию, занимать Кодоры отказались. Более того, по окончании войны власти Абхазии на мирных переговорах с властями Грузии без нажима посредников из России и ООН легко согласились признать Кодорское ущелье нейтральной зоной. Почему легко согласились?
В высокогорье Кодоров живут сваны. Они грузины. Но особые грузины. Они — как бы сами по себе. У них несколько отличный от прочих грузинских племен язык и уклад жизни, свои обычаи. Например, кровная месть. Как прежде, так и теперь сваны радушия к иным грузинским племенам не шибко выказывали.
Когда в 1992 году по приказу президента Шеварднадзе войска Грузии ворвались в абхазские города и села, в них хлынули и вооруженные отряды сванов. Но хлынули не столько для того, чтоб обеспечить победу Грузии над Абхазией, а сколько затем, чтоб обчистить дома абхазов, бежавших от грузинских пуль. Очевидец событий той поры в Сухуми говорил мне, что именно сваны додумались складывать добро абхазских семей в троллейбусы, привязывать их к танкам и тащить к родным Кодорам.
Когда же в 1993 году абхазские стволы погнали воинские части грузинских захватчиков вон, и когда вслед за ними на историческую родину, побежали, опасаясь расправы за зверства соплеменников, обитавшие в Абхазии мирные грузины, то на границе с Грузией, в Кодорском ущелье, им пришлось иметь дело со сванской "таможней". Грузины-сваны с автоматами отбирали все самое ценное из скарбов и грузин-мегрелов, и грузин-гурийцев, и грузин-имеретинцев, и грузин-кахетинцев, и грузин-карталинцев…
Власти Абхазии оценили склонность сванов к собственной игре и потому легко согласились на нейтральный статус абхазской Сванетии. У самих сванов таковой статус возражений не вызвал. Но поскольку с заработками в горах туго, вооруженный отряд сванов "Охотник" не отказался быть зачисленным на службу грузинскому государству. Командира "Охотника" Эмзара Квициани быший президент Грузии Шеварднадзе назначил своим полпредом в Сванетии. В этой должности Квициани состоял до "революции роз" в Тбилиси. Пламенные революционеры во главе с Саакашвили спали и видели, как любой ценой подчинить Абхазию Грузии. Для достижении вожделенной цели сванский отряд "Охотник" в команде Саакашвили не рассматривался как надежный союзник. И в 2004 году Квициани лишили должности полпреда президента, а его бойцов — зарплаты.
Недовольство этим открыто проявилось только на днях и выразилось оно в словах Квициани о том, что если парламент утвердит министром МВД Вано Мерабишвили, то он, Квициани, не будет признавать власти Грузии. Итак, прозвучало пусть не миролюбивое, но и совсем не воинственное заявление частного лица — командира теперь уже неформального вооруженного отряда. И что же? Правители в Тбилиси увидели в этом всего лишь нелояльном к ним заявлении подрыв государственных устоев. Президент Саакашвили закатился в истерике: "Я заставлю плакать мать того, кто поднимает руку на грузинское государство". Квициани ответил на истерику спокойно: "Любая сила, которая войдет в Кодори с оружием, получит соответствующий ответ".
Налицо был чисто высосанный из пальца словесный конфликт. Даже если бы неподчинение властям Грузии Квициани с его "Охотником" стало явью, оно никоем образом не угрожала бы территориальной целостности нынешнего грузинского государства. Де-юре Сванетия — часть Абхазии, де-факто — она на сей день ничейная, нейтральная зона, что подтверждено подписью представителя Грузии в мирном договоре с Абхазией 1994 года.
Мятежное заявление Квициани можно было вообще не заметить. Но Саакашвили среагировал на него как бык на красную тряпку. Прыткому президенту Грузии потребен был повод громыхнуть оружием в нейтральной Сванетии, и Квициани такой повод дал. В результате 2 тысячи грузинских военных и 8 боевых вертолетов в нарушение договора 1994 года вторглись в нейтральную зону.
С поводом вторжения все ясно. Ну а причины его — каковы?
Сначала в Тбилиси говорили лишь о проведении в Кодорском ущелье полицейской операции. Но едва военные отрапортовали о взятии под их контроль всех сванских сел, президент Саакашвили известил мир: мы пришли в Кодоры не только разобраться с мятежниками, мы разместим здесь изгнанное в 1993 году из Сухуми легитимное прогрузинское правительство Абхазии, которое распространит влияние Грузии на всю эту республику.
Распространить из Сванетии влияние Грузии на всю Абхазию можно только силой оружия. Стало быть, правительству в изгнании там надо придать воинские подразделения и создать в сванских горах плацдарм для атаки по прямому маршруту на Сухуми и прочие абхазские города. Это и есть истинная цель грузинского вторжения в Кодорское ущелье? Маловероятно.
Никому не ведомо, какие червяки копошатся в голове грузинского президента, но если Саакашвили и его силовые министры окончательно не растеряли здравый смысл, то им должно быть очевидно: создавать в Сванетии плацдарм для войны с Абхазией бесполезно. Бесполезно потому, что эту войну Грузия выиграть не в состоянии. Сегодня шансов на победу у нее гораздо меньше, чем в 1992-93 годах, ибо возросла военно-политическая мощь Абхазии. В случае агрессии Грузии ныне Абхазию готовы прямо поддержать Южная Осетия и Приднестровье, а хотя бы косвенно ей не может не оказать помощь Россия, гражданами которой являются две трети абхазских жителей.
Новая война с Абхазией — это самоубийство для нынешних правителей Грузии. А похожи они на самоубийц? Вроде бы нет. Значит, реально угрожающий Абхазии военный плацдарм в Кодорах им не надобен. Так что же побудило их двинуть туда войска? Самый логичный ответ: инстинкт политического самосохранения.
Бряцает оружием в нейтральной зоне команда Саакашвили с двуединой целью — отвлечь сограждан от провалов в своей внутренней и внешней политике и пресечь вызванное этими провалами созренвание сепаратизма не только в Сванетии, но и других краях Грузии. Оружием можно достичь многого, но им нельзя скрыть упрямое скудоумие политиков. А именно оно порождает все неразрешимые проблемы в юном грузинском государстве.
Нынешняя ситуация в Грузии сильно напоминает ситуацию на ее территории в конце ХVIII века. Тогда шесть грузинских царств — Гурия, Имеретия, Картли, Кахетия, Мегрелия и Сатобаго — наконец-то отбились от жаждавших их покорить Турции и Ирана и обрели полный суверенитет. Но турки и персы все еще исподволь баламутили в них, потрясали царства грузин стычки меж собой, с Абхазским княжеством, с абреками Северного Кавказа, и не было мира-лада и порядка на грузинских землях. Но наступит век ХIХ, царства Восточной Грузии по воле доброй вольются в Российскую Империю, и поэт Лермонтов вскоре напишет:

И Божья благодать сошла
На Грузию. Она цвела
В тех пор в тени своих садов
За гранью дружеских штыков.

Эти строки вышли из-под пера Лермонтов в 1839 году — в том году, когда цвела только Грузия Восточная. А царьки Грузии Западной все еще пытали свои народы суверенитетом, при котором еще четверть века не было на их землях ни мира-лада, ни порядка.
Нынешние правители в Тбилиси с упорством былых западногрузинских царьков пытаются доказать недоказуемое. А именно то, что сдобренный деньгами США, враждебный к России суверенитет Грузии превыше всего. В результате экономика республики в полном упадке, а треть ее граждан ищет работу за границей. Без имперской длани России невозможно вернуть беженцев-грузин в Абхазию, без российских источников сырья и рынков сбыта Грузия откатится в средневековье. Эту истину грузинская власть, конечно же, разумеет, но подачки Америки и бравада скудоумным суверенитетом для нее, вне сомнения, важней дружбы с Россией.
Сван Эмзар Квициани впервые намекнул правителям в Тбилиси, что их провальной политике далеко не все грузины обязаны следовать. А лиха беда — начало. Отряд Квициани "Охотник" сдал грузинским войскам сванские села, но не сдался сам — укрылся в горах. Процесс неподчинения скудоумной власти в Грузии пошел…
1.0x