Авторский блог Редакция Завтра 03:00 13 июня 2006

ИЛЬЯ КОМОВ. РУССКИЙ ПОРТРЕТ ИНДИИ

№24 (656) от 14 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ИЛЬЯ КОМОВ. РУССКИЙ ПОРТРЕТ ИНДИИ

Опыт духовного, метафизического или реального "путешествия на Восток" обогащает европейскую и русскую культуру уже многие столетия. Для России проблема "Восток-Запад" со второй половины XIX-начала XX веков приобрела особую актуальность именно в культурологическом контексте, выйдя за рамки истории и геополитики. Николай Римский-Корсаков, Василий Верещагин, Павел Кузнецов, Николай Бердяев, Николай Рерих... Эту традицию поддерживает и творческая экспедиция Ильи Комова в Индию, совершенная в 2005 году.
Почти все портретные работы Ильи Комова, выполненные в Индии, практически не обременены подробностями быта портретируемого, фрагментами интерьера или пейзажа. Содержательная, "литературная" стилистика этой серии берет свои истоки в работах цикла "Русский портрет" (конец 1990-2005 гг.). Это несомненный интерес к индивидуальности, "характерности", сильная эмоциональная окрашенность образов, преобладающие над социальной или культурной идентификацией персонажа. Получают дополнительное развитие пространственные и пластические идеи работ последних лет. Композиция портрета решается таким образом, что персонаж как бы стремится вырваться, покинуть рамки холста и максимально приблизиться к зрителю, вступая с ним диалог.
И всё же серия работ, выполненных в Индии, "преобразила" его живописную палитру, изменились и принципы решения световоздушной среды и динамика пространства картины. Смелые сочетания красок, близких к естественным краскам земли и "открытого" цвета, стали ключевым моментом в живописном решении "индийского цикла". Если мы обратимся к внешней, обыденной стороне этого путешествия, то она, несомненно, навеет ассоциации с путешествиями Василия Верещагина. Илья Комов пишет саму жизнь. Он спускается на дно Старого Дели и, пренебрегая безопасностью, работает в самых рискованных местах, изображая нищих, бродяг, детей улицы. Несколько дней, проведенных в сикхской коммуне, длительное путешествие в Курукчетру, позволяют ему изнутри увидеть жизнь своих героев. Параллельно с этим ведется работа над портретом телеведущей или преуспевающего политика. Комов создает в Индии серию портретов реальных людей, наших современников, тогда как в произведениях В.Верещагина, выполненных на Востоке и в Азии, изображенные персонажи являются лишь частью антуража экзотического пейзажа. В работах же Николая Рериха пейзаж и вовсе становится главным героем произведения — он самодостаточен эмоционально и духовно.
Достоверность и узнаваемость образов, созданных Ильей Комовым в Индии, подчеркнул директор Международного музея современного искусства г-н Раджив Лочан, открывший выставку Комова в Дели. Высокие государственные чиновники Индии, посетившие выставку, говорили автору, что благодаря увиденному, смогут теперь воспринимать простой народ своей страны по-новому. Художник также был удостоен высокой чести — быть приглашенным на аудиенцию к Председателю правящей парии ИНК г-же Соне Ганди, отметившей, что его работы передают восхищение художника народом Индии.
Вот лишь одна запись из книги отзывов выставки в Дели: "...в одухотворенном живописном портрете — сама сущность Индии". Теперь выставка "Русский портрет Индии" открывается в Москве, в Государственном музее искусства народов Востока (Никитский б-р, 12А). Москвичи увидят Индию глазами художника Ильи Комова....
Л.Е.
1.0x