Авторский блог Руслан Бычков 03:00 23 мая 2006

АПОСТРОФ

№21 (653) от 24 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Бычков
АПОСТРОФ

Анри Корбен. Свет Славы и Святой Грааль / Пер. с франц., англ. и фарси. — М.: Волшебная Гора, 2006. — 224с.
Представительное собрание трудов философа-традиционалиста Анри Корбена пополнило библиотеку традицио- налистского альманаха "Волшебная Гора". Под словом "философия" понимаются подчас весьма далёкие от Традиции вещи, существует даже своего рода "традиция" критики философии с точки зрения Традиции (тот же Р.Генон, к примеру, протестовал против именования себя "философом" и почитал слово "философия" едва ли не бранным), но сам А.Корбен предпочитал называть себя философом, "ведущим свой Поиск всюду, куда Дух ведёт его". Только лишь такая Philosophia, что вверяет себя Духу, может рассчитывать на то, что она будет иметь отношение к Sophia. Духоводимый поиск Анри Корбена "завёл" его в Иран, превратив его в крупнейшего в Европе знатока персидского мистицизма как доисламского (митраизма и зороастризма), так и проявляющего себя в недрах шиитской версии Ислама.
Результаты изысканий А.Корбена весьма знаменательны, ибо он устанавливает иранские аналоги некоторым ключевым мотивам духовного наследия традиционной Европы, таким, как Святой Грааль, братство рыцарей Грааля, мистика Света Славы и Божественной Любви, концепция мистической Царской власти, имперская эсхатология Последнего Царства (скрыты "ворота храма, посвящённого Царскому Огню так, что никто до дня Воскресения не узнает, где находится этот храм") и многое другое (так, Корбен подвергает подробному разбору "шиитскую литургию Грааля", имеющую черты сходства с Литургией христианской).
Ислам, как он знаком нам, предстаёт либо в образе так называемых "этнических мусульман", нахлынувших с волной иммиграции на грады и веси России, чьё отношение к какой-либо "духовности" вообще превесьма проблематично. Либо же Ислам предстаёт в образе так называемых "ваххабитов", борцов за "чистоту веры", чья "идейность" выгодно отличает их от "этнических мусульман", но качество этой идейности оставляет желать лучшего. Ибо то, от чего они "очищают" Ислам, в значительной мере составляет сокровеннейшую суть исламского послания, недоступную ограниченным умам сих "ревнителей" (не случайно "ваххабитов" часто именуют "протестантами от Ислама"). Вопреки перечисленным двум устоявшимся стереотипам (а они характерны не только для России, но и для Запада) Корбен утверждает: "на Западе издавна пренебрегали шиизмом, и в том, что касается значения личностей двенадцати имамов, преобладало полное невежество. Мы склонны считать Ислам монолитным учением и даже отождествлять его с арабским мiром. Такое невежество, отчасти извинительное, в некоторых случаях оказывается пагубным, что вызывает у нас наивное удивление. Ибо это отделяет нас от богатейшей духовности, которая является оригинальной для преобладающего исламского большинства".
Шиитский ислам, в интерпретации Корбена, предстаёт как Арийский Ислам, наследующий древнейшим традициям арийского Ирана. Показателен здесь приводимый Корбеном "хадис" пророка Мохаммада, коий для "преобладающего исламского большинства" (тех же "ваххабитов" и более умеренных "суннитов") должен звучать супереретически: "Не следует допускать враждебных или непочтительных высказываний против Заратуштры, ибо в Иране Заратустра был пророком, посланным Господом Любви". Нельзя почитать преждесказанное для приверженцев идеалов Святой Руси чём-то "далёким" и "неважным". Напомним, что название страны, куда Дух привёл нашего исследователя-любомудра, "Иран" дословно означает "страна Ариев". А "иранство" (сиречь "арийство") разсматривалось гениальным русским любомудром А.С.Хомяковым в его грандиозном ариософском труде "Семирамида" как одно из духовно-расовых первоначал всемiрной истории, проявляющее себя в различных религиях и культурах "многочастно и многообразно". В Христианстве, полагает Хомяков, должно признать "не только торжество учения древнеиранского (основанного на предании), но ещё и окончательное его развитие"... Вместе с тем, согласно Хомякову, "всё великое в Коране принадлежит началу христианскому".
То, что сказано о "кушитском", "семитическом", "экзотерическом" Исламе, можно приложить и к Христианству. Существует иудео-христианство, существует либеральное "розовое христианство". Существует "официальное" христианство, приспособленное к "греховной слабости и посредственности человека". И существует, говоря словами Н.Бердяева (лично знакомого с Корбеном и имевшего на него определённое духовное влияние), "таинственная и вечная Церковь Христова, лик Церкви в себе самой, открывающийся человеку в восхождении на гору, а не приспособлении к низинам человечества". Церковь мистического предания св. апостола Иоанна, "Апостола Любви". Христианство Верных Любви.
"Таким же было и кредо Корбена. В конце своей жизни он основал Университет Святого Иоанна в Иерусалиме, академический центр сравнительных духовных исследований, учреждённый в качестве ордена внутри старинного рыцарского Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Самим фактом принадлежности Университета к Ордену Корбен подтвердил как истоки своей феноменологии (иоанновские, рыцарские и духовные), так и необходимость традиции как "живой передачи" и "вечного возрождения"" (Кристофер Бамфорд).
Как символ той тайной связи, что соединяет Верных Любви как в арио-исламском Иране, так и в арио-христианской Европе и на Святой Руси, упомянем, что пред некоторыми сурами Корана (2, 3, 19 и др. — всего таких сур 29) находятся некие загадочные инициалы "al", "alp", "th" и т.п. Исламовед XIX в. Нёльдеке выдвинул предположение, что эти таинственные буквы были введены самим Мохаммадом, коий желал дать ими "мистический намёк на небесный подлинник Корана". А его коллега и современник Шпренгер расшифровал инициалы суры 19-й как "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
"Он вверху, свет света, превыше света всегда и вечно. Именно Он явлен во всём, и всё погибнет, кроме Его лица".
1.0x