Авторский блог Дмитрий Рогозин 03:00 23 мая 2006

«СПЛОТИТЬСЯ — ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ!»

№21 (653) от 24 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Дмитрий Рогозин:
«СПЛОТИТЬСЯ — ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ!»
Беседа с главным редактором "Русской линии" Анатолием Степановым
Анатолий СТЕПАНОВ. Уважаемый Дмитрий Олегович! После того как партия "Родина" и вы — ее лидер — были подвергнуты жесточайшему информационному и административному давлению со стороны власти, вы приняли решение уйти с поста руководителя партии. Думаю, сейчас нет смысла останавливаться на причинах произошедшего. Мне представляется более конструктивным побеседовать с вами о будущем партии "Родина" и о перспективах патриотического движения в целом. Не развалится ли партия "Родина" после вашего ухода?
Дмитрий РОГОЗИН. Я достаточно долго работал в русском движении, был инициатором создания одной из патриотических организаций, которая приобрела политическую значимость — "Конгресса Русских Общин". КРО был создан в 1993 году и занимался проблемами соотечественников. И тогда, и сейчас я обращал внимание на одну интересную деталь. Демократы постоянно выступали и выступают достаточно сплоченной бандой, у них имеется четкая иерархия. Чубайс, например, сегодня не является лидером Союза правых сил, но все понимают, что СПС — это Чубайс, хотя формально партию возглавляет господин Белых.
В патриотическом движении все было наоборот. Было огромное количество мелких вождей, которые постоянно собачились между собой, не признавали друг друга, искали "то жидов, то масонов" в своих рядах, — и в итоге запутались настолько, что до 2003 года у патриотов не было ни одной реальной возможности поучаствовать в выборах, в т.ч. в выборах в Государственную думу.
Блок "Родина" тоже формировался как некая эклектика, было очень много самых разных условий, которым нужно было соответствовать. Первое условие — это интерес Администрации президента отобрать голоса у КПРФ. Чтобы решить эту задачу, они были готовы работать даже со своими потенциальными могильщиками. У нас, в свою очередь, был собственный интерес — использовать их интерес, чтобы впервые продвинуть патриотическую фракцию в Государственную думу. Впервые допущенные к широкому эфиру, мы разбили напрочь Союз правых сил и, по большому счету, переиграли хитроумного оппонента в лице Кремля и провели фракцию патриотов в Государственную думу.
Является ли сегодня "Родина" единственной политической патриотической организацией, представляющей интересы русского народа и других коренных народов России? Нет, конечно. Таких организаций пока что достаточно много. Большая их часть — это не партии, а общественные движения, разного рода гражданские инициативы, будь то патриотические сайты в Интернете, независимые средства массовой информации или отдельные яркие политики, общественные деятели и философы. Патриотическое движение в широком смысле слова является доминирующим движением в стране, нас — патриотов — большинство в России, и мы, конечно, располагаем огромным ресурсом для победы. Однако драма патриотического движения состоит в том, что оно разрозненно и разругано. В этом смысле партия "Родина" является более-менее консолидированной частью этого спектра, и на сегодняшний момент — это единственный эффективный инструмент участия патриотического сообщества в парламентских и президентских выборах.
Мы не должны упускать из виду, что впереди 2007-й, а затем 2008 год — решающие годы для русского возрождения. Почему решающие? Потому что нельзя почти 17 лет держать маятник зажатым в условиях оголтелого прозападного, антирусского, антироссийского либерализма, в плоскости радикальных ГРЕФорм. Он обязательно, сколь бы жестко его ни держали, качнется в другую сторону. Уже сегодня по выступлениям Путина и его окружения мы видим попытку власти натянуть на себя "шкуру" патриота. С экранов ТВ полилась предвыборная риторика о социальной справедливости, решении демографических проблем, национальной идее. Не сомневаюсь, что в следующем послании Федеральному собранию президент призовет общество "очистить страну от мусора". Либеральная власть умеет красиво воровать, но не умеет красиво думать и правильно поступать. Лозунги у патриотов стащить, конечно, можно, но ведь делать они ровным счетом ничего не собираются. Поэтому маятник все равно сорвется. Если ситуация в России будет развиваться радикально, по-майдановски, во что я, честно говоря, зная характер моих соотечественников, не особенно верю, то этот маятник просто зашкалит, он улетит в другую сторону, и на смену одним экстремистам в экономике придут другие экстремисты — в политике. Поэтому, задача патриотического движения состоит в том, чтобы 1) сменить власть; 2) привести в нее профессионалов-патриотов; 3) осуществить это максимально эволюционным путем, чтобы ни в коем случае враги страны, внутренние и внешние, не воспользовались малейшей трещинкой в государственности, в суверенитете, чтобы окончательно развалить страну.
А желающих, поверьте, много. К примеру, большинство лидеров национальных республик как были русофобами и сепаратистами, так и остались. Поэтому они, конечно, моментально, при любом ослаблении государственности воспользуются очередным "правом на выход", которое будет им даровано Западом или, скажем, исламскими фундаменталистами. Мы все это понимаем. Поэтому мы должны быть сильными, демонстрировать холодный разум и жесткость, быть тиграми, но не бумажными, и при этом понимать, что у нас есть свои лидеры, свои интеллектуалы, свои проповедники, свои журналисты, свои публицисты. Мы должны осознавать, что мы — единая команда, и при этом проявлять чувство глубочайшей солидарности друг с другом, поддерживать друг друга, и, самое главное, привить патриотическому движению ощущение того, что мы есть одна семья. Вот это очень важно. А в семье могут быть люди, которые меняются ролями, занимают то одну, то другую позицию, что я и пытаюсь продемонстрировать.
А.С. Очевидно, что есть социальный заказ на патриотизм. Тому много доказательств. Однако, на мой взгляд, есть очевидная проблема. Патриотическая общественность и думские политики-патриоты существуют сами по себе, между ними отсутствует связь, нет координации действий. В результате патриотическая общественность сегодня не использует в должной степени возможности думских патриотов для сопротивления русофобии, для противодействия нападкам на Церковь. В свою очередь думские патриоты не получают поддержки общественности в своих начинаниях. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы соединить силу широкой патриотической общественности с властными возможностями думских политиков?
Д.Р. Одной партии здесь недостаточно. Да и требовать от парламентской политической партии в нынешних российских условиях решения задачи консолидации всего патриотического движения невозможно, это — несерьезно. Партия всегда находится под ударом, она представляет собой видимую часть айсберга, поэтому ее сразу будут пытаться сравнять с землей, точнее, с водой (если использовать образ айсберга). По одной простой причине: она вынуждена играть по чужим правилам. Поэтому роль консолидатора партия выполнить не может, и не нужно от нее этого требовать.
Что необходимо нам сделать? Для того, чтобы возникла эта связь между патриотической общественностью и думцами-патриотами, надо использовать опыт других гонимых народов. Возьмем в качестве примера евреев. Этот народ рассеян по всему миру, тем не менее, они солидарно поддерживают друг друга. Мы же видим, как при нашей расхлябанности эта этническая группа достаточно эффективно проводит свою кадровую политику, в том числе в высших эшелонах власти. Что тут скажешь? Молодцы. Я на самом деле их внимательно изучаю, чтобы понять, а что можем мы, русские, применить по отношению к себе из опыта этого народа.
Второй учитель — это армяне. Они тоже оказались народом "в рассеянии", но у них была партия "Дашнакцутюн", отделения которой существовали в разных странах, было международное бюро, где решались основные проблемы, была своя творческая, художественная, образовательная элита. Центр управлял самыми разными инициативами — политическими и женскими организациями, молодежными союзами, журналистскими объединениями. Мы должны создать аналогичную структуру.
Что необходимо сегодня русскому православно-патриотическому движению? Первое — свой открытый университет. Огромное количество молодежи с рабочих окраин, пытаясь кулаками проявить свой патриотизм, идет по ложному пути. Нам нужно их к себе притягивать, нам нужно дать им учителей, создать аудиторию, обеспечить регулярность контактов. Сердце-то у них хорошее, а вот мозги им надо прочистить, чтобы они четко понимали, каковы задачи молодежи в русском патриотическом движении.
Второе. Нужен, наверное, единый форум, Интернет-портал, единое поле для дискуссии в виртуальном пространстве. Интернет должен быть патриотическим. Надо поставить задачу перед патриотами "захватить" Интернет. Сегодня это единственный способ коммуникации, который пока что не находится под прессингом власти.
Третье. Необходимо создать некий постоянно действующий форум из независимых газет, печатных изданий патриотического толка. Сегодня они действуют, даже не ведая о существовании друг друга. Буквально в соседнем регионе, за сто километров друг от друга, не знают своих единомышленников. Нужна единая система распространения информации о патриотических инициативах среди этих СМИ.
Надо создать единый форум парламентариев всех уровней, начиная с Государственной думы и заканчивая местными поселковыми советами, всех их вычленить, собирать регулярно, вырабатывать единые законодательные инициативы и некую систему координации действий депутатов-патриотов и т.д.
Много чего нужно сделать, не все нужно сейчас публично говорить. Определенный план в голове у меня есть. Сейчас, за полтора года до больших выборов, у нас есть время для его реализации. Я думаю, что партия "Родина" займет свою нишу, она будет использована патриотическим сообществом для проведения наших кандидатов на больших федеральных и региональных выборах. Мы не должны, конечно, ограничивать свою деятельность только партией "Родина", но должны понимать, что это — наша партия, и она будет предоставлять свои возможности православно-патриотическому сообществу.
А.С. У нас как-то не принято говорить о разделенном русском народе. Вообще создается впечатление, что власть мало интересует судьба русских в соседних республиках. Недавно был поднят шум о судьбе русских в Туркмении, но и тут всё свели к осуждению диктаторских замашек Туркменбаши. Да и лидеры патриотического движения вспоминают о наших соотечественниках чаще всего из конъюнктурных соображений. Однако рано или поздно эта проблема должна быть поставлена. Каковы способы и механизмы ее решения? Какова, на ваш взгляд, должна быть политика России в отношении так называемых "стран ближнего зарубежья"? Должны ли русские, живущие на бывших окраинах Российской Империи, превращаться в русские диаспоры, на манер греков в США или турок в Германии? Либо Россия должна проводить политику, направленную на скорое государственное объединение славянских и иных близких нам соседних республик?
Д.Р. Слегка переставлю акценты. Мы не должны грезить о создании единого государства в составе России, Украины, Белоруссии и Казахстана — мы должны создавать такое государство. Это не грезы, не мечты. Должна быть поставлена цель. Вспомним немцев, которые в 1949 году были разделены странами-победителями, у них ведь тогда было множество проблем и внутренних противоречий. На них давил груз вины за геноцид многих народов в ходе Второй мировой войны. И им пришлось смириться с тем, что нация была разделена на три государства (ФРГ, ГДР и Западный Берлин), но и восточная и западная элита в глубине души осознавала, что это — противоестественно, а все, что неестественно, рано или поздно должно быть опрокинуто.
Как вести себя в сложившейся ситуации? Если мы признаем, что Украина, Белоруссия и Казахстан являются составными частями единого русского целого, то не следует стимулировать отъезд русских оттуда в Российскую Федерацию. Это моя твердая позиция, которую я готов защищать. И вообще, я считаю, что слово "репатриация" является лживым, поскольку репатриация — это возвращение на родину. Но почему русский должен репатриироваться в Россию с Украины, если Украина тоже его родина? Киев, Крым — это родина русских. Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Ермак, город Верный, он же Алма-Ата — это родина русских. Это наша с вами страна, не говоря уже о Белоруссии. Конечно, мы — реалисты и прагматики, и мы понимаем, что сегодня все переиграть и вернуться к прошлому невозможно. Но мы верим в нашу "русскую звезду" и понимаем, что пройдет 10, 20, 30 лет, и в результате нашей целенаправленной работы объединение этих территорий все равно произойдет. Поэтому не следует вывозить оттуда наших братьев и сестер, которые станут основой конструкции новой русской нации.
Что касается Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана и других территорий, то, на мой взгляд, там необходимо проводить современную колониальную политику. Положение русских в этих республиках действительно очень тяжелое. Туркменбаши одним росчерком пера лишил российского гражданства 105 тысяч русских людей. Понятно, что Россия не должна иметь договора о двойном гражданстве с режимами, которые, к примеру, запрещают русскому человеку по российскому же паспорту выехать из Туркменистана без выездной визы. Это неправильно. Американцы защищают интересы своих граждан, почему же мы этого не делаем?!
Если эти территории не войдут в состав будущего русского государства, то необходимо вернуть оттуда наших соотечественников, которые в свое время отправились развивать окраины огромной советской импе- рии. Этот процесс должен быть организован государством. Эти люди должны делиться на две категории: обеспеченные и малообеспеченные, причем и те, и другие должны являться для страны желательными мигрантами. Люди состоятельные будут селиться там, где посчитают возможным. О тех, кто находится в тяжелом материальном положении, обязано позаботиться государство. Оно должно взять на себя расходы по их размещению и адаптации, но именно в тех регионах, которые являются приоритетными для страны в смысле развития. Они должны отработать деньги, которые государство вложит в их трудоустройство и адаптацию. Я считаю, что на сегодняшний день самыми важными регионами являются те, что расположены за Уралом. Сибирь должна пройти новую колонизацию. Следует закрыть границы новым казачеством, созданным из числа трудоспособного мужского населения: предоставлять этим людям определенные льготы, давать земли в пользование, обязывая их нести егерскую и пограничную службу, обременять воинскими повинностями, т.е. создавать новое казачество, прежде всего — из числа тех, кто будет возвращаться в Россию. Думаю, это осуществимо.
Плюс к этому я бы стимулировал переселение в Россию представителей близких нам славянских народов, которые могут легко адаптироваться к русской культуре. Сербов, черногорцев, боснийских сербов, болгар, не говоря уже об украинцах, можно и нужно переселять в Россию. Это наши братья, пусть приезжают, живут и трудятся. Однако главная задача сегодня — обеспечить эвакуацию русских, которые не по своей воле оказались в тех странах, на которые мы не собираемся распространять нашу государственность.
А.С. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда борьбой с русофобией у нас занимается Министерство иностранных дел. На заявления различных прибалтийских политиков, которые больше других любят поупражняться в русофобии, следуют ноты МИДа. Однако наш МИД явно не приспособлен для решения этой задачи. Получается, что в нашей стране не существует органа, который давал бы достойный отпор русофобским выпадам. Возможно ли создание общественного органа, который отслеживал бы факты русофобии и давал им должную оценку, включая правовой аспект?
Д.Р. В том, что сложилась такая ситуация, я вижу, прежде всего, результат хронической мягкотелости нашего МИДа. В условиях непрерывной смены руководителей ведомства дипломаты, имеющие четкую патриотическую позицию, были вынуждены покидать свои посты. Самый многочисленный исход происходил при Козыреве. Тогда 900 (!) кадровых дипломатов покинули Смоленскую площадь. Они ушли в бизнес, в другие структуры, поскольку не могли мириться с предательской политикой Козырева. Пример тому — Михаил Васильевич Демурин, ставший недавно руководителем управления внешних связей исполкома партии "Родина".
Мне непонятно, почему мы до сих пор не можем справиться с русофобией и нацизмом в Эстонии, Латвии и Литве? Ведь это по территории и населению — Краснопресненский район города Москвы, а мы заявления какие-то принимаем, ноты протеста... Прямо какой-то пионерский барабанный бой. Зачем нужно было приглашать на празднование 60-летия Победы, президента Латвии Вике-Фрейбергу при том что она совершенно омерзительно накануне отзывалась о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в Латвии и России?
Отпор зарвавшимся подонкам следует давать не дипломатическими средствами, поскольку их "птичий" язык недоступен пониманию подавляющего большинства населения. Надо говорить жестко, прямо и открыто. В-третьих, необходимо действовать. Надо прижать этих гадёнышей так, чтобы неповадно было впредь даже думать плохо о русском народе. У нас для этого имеются все необходимые возможности и средства. Когда в Прибалтике возникло мощное движение в защиту русской школы, и десятки тысяч молодых ребят, русских школьников и студентов, вышли на улицы всех латвийских городов, меня лишили права въезда в эту страну, заподозрив в финансовой поддержке этого движения. Неважно, кто в действительности финансировал эту кампанию, главное то, что подобного рода кампании и впредь неизбежны, поскольку молодежь, в отличие от "толерантного" среднего и старшего поколения, готова постоять за себя и свои права. А права русских в Прибалтике по-прежнему нарушаются.
Поэтому я предлагаю следующее. Если наше государство не в состоянии нас защищать, если нация и государство сегодня не одно и то же, если сегодня в государственной власти люди находятся благодаря тому, что они вывезли много денег за рубеж, и, будучи лично зависимыми от Запада, стесняются открыто говорить об интересах коренного народа России, то нам надо создавать Лигу защиты русских как широкое общественное движение. Есть Лига защиты евреев, почему не быть Лиге защиты русских. Лига должна поставить вопрос и о поддержке русской диаспоры, и о защите интересов русского народа в Российской Федерации, где он тоже сегодня лишен государственной поддержки, и о защите русского языка на всей территории нашей страны и т.д.
Мы должны осознать, если мы будем стесняться в выражениях, то нас просто никто уважать не будет. Это в человеческих отношениях есть понятия христианской морали, добродетели, благотворительности, а в отношениях между государствами ничего этого нет и в помине. В отношениях между государствами существует только одно — национальные интересы. Как любят говорить американцы: "Переговоры идут успешнее, если на столе лежит кольт". Так и нам нужно использовать свою силу, чтобы обеспечивать собственные интересы, думать в первую очередь о пользе собственного государства. Именно польза в решении национальных задач русского народа должна стать критерием оценки деятельности всех государственных органов.
Поэтому Лига защиты русских — это организация, которую надо создавать немедленно.
А.С. Я знаю, что вы — так же, как и многие другие видные деятели партии и фракции "Родина" (Андрей Савельев, Александр Крутов, Сергей Глазьев, Николай Леонов, Наталья Нарочницкая и др.), — человек православный. Между тем, когда я год назад был на съезде партии "Родина", меня смутило отсутствие среди выступавших священнослужителей Русской Православной Церкви. Зато в изобилии на трибуне были представлены европейские социал-демократы различных толков, были даже "китайские товарищи"... С чем это связано? Как вы считаете, какой должна быть роль Церкви в нынешних условиях? Что должна сделать власть для поддержки Церкви?
Д.Р. Мы не предоставляли слово священникам на съезде, поскольку согласно позиции нашей Церкви священнослужители не могут быть членами какой-либо партии. Кстати, мы никогда не спекулировали тем, что являемся христианской партией. Есть вещи, которые надо делать по умолчанию. Я, например, не привык, как делают некоторые, показывать свой нательный крестик чужим. А вот накануне съезда 12 декабря 2004 года мы проводили свой патриотический конгресс, где выступали известные православные священнослужители: дьякон Андрей Кураев, протоиерей Дмитрий Смирнов (кстати, близкий мне по духу и мыслям человек) и другие. У упомянутого вами съезда были свои цели, и они были достигнуты. Съезд созывался ради международных вопросов, поскольку мы понимали, что впереди у нас тяжелые времена. И задача внешней презентации партии была выполнена.
Наша тогдашняя попытка зацепиться за Социнтерн была элементом самозащиты, хотя мы прекрасно знали, что многое в этой организации для нас абсолютно неприемлемо. Противник, конечно, тут же распознал наши намерения, и буквально сразу после съезда в июне 2005 года против нас были выпущены раввин Берл Лазар с господином Бородой из Федерации еврейских общин России, потом появился некто Слуцкер, тогдашний президент Российского еврейского конгресса, потом эфир предоставили татарскому президенту Шаймиеву... Посыпались оскорбления в наш адрес, запугивания руководства Социнтерна. Все это происходило именно потому, что они распознали наш маневр.
В настоящий момент президиум партии уже принял решение, что мы не будем ориентировать организацию на вступление в какие бы то ни было чужие интернационалы. Мы будем развивать отношения с теми политическими силами зарубежья, которые дружелюбно относятся к нашей стране. Это могут быть партии как консервативной и националистической ориентации, так и левой, — неважно. Мы хотим быть полезными нашей стране, чтобы обезопасить Россию от каких бы то ни было авантюр, связанных с вооруженным противостоянием. Нам сейчас нужно спокойное окружение, чтобы решать внутренние задачи.
Что касается роли Церкви, хочу отметить, что я лично горжусь и дорожу отношениями с представителями Русской Православной Церкви, со Святейшим Патриархом Алексием Вторым, с рядом авторитетных священнослужителей. Уверен, что для нашей партии тесные отношения с Русской Православной Церковью представляют непреходящую ценность. Их не следует демонстрировать на публику. Они есть — и слава Богу. Поэтому мы всегда будем защищать интересы Церкви. Я, например, сейчас разрабатываю законопроект о защите церковных земель.
Наша власть не уважает Церковь, не дает ей возможности самостоятельно вести хозяйство силами братии и тем самым укреплять материальную сторону жизни, чтобы Церковь не зависела от государства и проводила собственную линию на укрепление Православия.
Власть вроде бы внешне заигрывает с Православием, а на самом деле она унижает Православие тем, что закрывает глаза на всевозможные безобразия в виде антирелигиозных выставок и различных выходок представителей некоторых конфессий и сект, которые сегодня вольготно чувствуют себя в нашей стране.
А.С. И последний вопрос. Тот факт, что вас, как сейчас принято говорить на политическом жаргоне, сильно "мочили", лучше всяких слов свидетельствует о том, что вы превратились в серьезного политика, вы начали путать карты в чьих-то играх. Ваш уход с поста руководителя партии "Родина", безусловно, не повлечет за собой ухода с политической арены. Каким вы видите свое будущее, какими проектами предполагаете заняться?
Д.Р. В нынешней весьма непростой для меня, для моей семьи и друзей ситуации самое важное сохранить свое доброе имя и защитить собственную честь. Надеюсь, что благодаря своей деятельности я не нуждаюсь в некоей виртуальной визитной карточке, на которой будут перечислены все мои регалии. У меня есть имя, и неважно, приезжаю ли я в ранге руководителя партии или в качестве её рядового члена — количество людей, приходящих на встречи, от этого не уменьшается. Вот что важно, и это необходимо сберечь, тогда я буду полезен патриотическому движению.
Мне нужно время, чтобы привести в порядок мысли и успокоить нервы. Надеюсь, что "Родина" продемонстрирует сейчас свою сплоченность, выдержит все испытания, и, самое главное, не раскачается изнутри. Чем я буду заниматься — разговор преждевременный, но, полагаю, что о моих планах власти станет известно достаточно скоро и, думаю, для нее это станет неприятным сюрпризом. Поэтому, как ни странно, я сейчас испытываю чувство радости. Все лидеры региональных организаций партии выразили мне доверие. Главное сейчас — избежать смущения в патриотической среде, не допускать ошибок, которые позволили бы власти напасть и растерзать нас, и не допускать в нашу среду провокаторов. Надо попытаться склеить здоровую основу патриотического движения, и я постараюсь стать одним их ведущих участников этого процесса.
Печатается в сокращении
1.0x