Авторский блог Влад Смоленцев 03:00 31 января 2006

АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД ОСЕТИНСКОГО ВЗРЫВА

| | | |
Влад Смоленцев
АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД ОСЕТИНСКОГО ВЗРЫВА

Взрыв на газопроводе Моздок—Тбилиси вызвал большое количество вопросов. И первый из них — кто же стоит за этим взрывом? Кому он выгоден?
Самый простой ответ, запущенный СМИ — это сделали осетинские боевики. Территория-то ведь осетинская. Но при ближайшем рассмотрении эта версия не выдерживает никакой критики.
Итогом теракта стала отрезанная от газа Южная Осетия, с её почти пятидесятитысячным населением, которое без газа оказалось в очень сложном положении.
Не логична и версия подрыва газопровода грузинскими террористами. Поведение грузинской власти в последние годы, конечно, очень сложно назвать адекватным, но вредить самой себе эта власть всё же не будет. И оставить территорию страны без газа и света в здравом уме никто не решится.
Конечно, самая удобная версия — чеченская. Мол, чеченские боевики совершили диверсию на российском газопроводе. Но при всей "логичности" и "удобности" такой версии она всё же представляется весьма сомнительной.
Место подрыва находится высоко в горах, в нескольких километрах от села "Верхний Ларс" фактически в пограничной зоне. До ближайшей границы с Чечнёй или Ингушетией больше семидесяти километров по труднопроходимым даже летом горам. Зимой же преодолеть это расстояние некоей мифической "бандгруппе" просто нереально.
По словам специалистов, с учётом стоявшей в это время погоды, "радиус" группы совершившей этот теракт, равнялся 15-20 километрам, и то лишь в случае очень высокой подготовки боевиков. При этом есть ещё одна деталь — место подрыва находится в крайне опасном зимой районе, который славится огромным количеством снежных лавин. В среднем за зиму только на Транскавказскую магистраль, проходящую здесь, сходит от нескольких десятков до сотни лавин. Сколько их сходит в горах — никто никогда не учитывал.
То есть решиться на диверсию в этом районе могли только хорошо знающие этот район "спецы".
Но тогда кто же взорвал газопровод?
Осетины это сделать не могли, грузины — тоже. Чеченцы сюда тоже дойти не могли.
Тогда кто?
Чтобы ответить на такой вопрос, необходимо более пристально рассмотреть последствия этого взрыва.
Кто от него пострадал и понёс убытки?
Очевидно, что в очень трудном положении оказалась Грузия, но для её руководства ничего сверхординарного не произошло. Население Грузии уже давно привыкло жить, не надеясь на милости своего правительства. И несколько дней без газа и света способна прожить любая семья. Взрыв на газопроводе — лишь удобный повод лишний раз попинать в СМИ Россию и сплотить население борьбой с "русским империализмом".
Безусловно, пострадала Южная Осетия, которой пришлось безропотно дожидаться ремонта газопровода и восстановления нормальной жизни.
Среди пострадавших оказалась и Армения, газ которой так же поставлялся по взорванному газопроводу. И теракт поставил перед руководством проблему полной зависимости от России и, как следствие, — поиска альтернативных источников углеводородов на случай повторения аналогичной ситуации.
Если всё это объединить в одно целое, то скоро становится понятным, что главным пострадавшим в этой ситуации оказывается Россия, по деловому имиджу которой был нанесён довольно чувствительный удар. И именно против России этот теракт, скорее всего, и был направлен.
Но всё же важно понять, кто нанёс это удар? Кто был исполнителем?
Понятно, что ни осетины, ни грузины сделать это не могли.
Сомнительной выглядит и чеченская бандгруппа.
Чтобы это сделали чеченские боевики, их необходимо было вывезти в район теракта и потом оттуда их забрать. Со стороны Осетии это сделать нереально. На пути к Верхнему Ларсу любая машина проходит два милицейских контрольных поста.
С грузинской стороны постов меньше, но южный фас горного района контролируют осетины. Кроме того, что бы привезти сюда чеченскую тергруппу, необходимо иметь на это санкцию грузинских властей и действовать под их прикрытием. Представляется сомнительным, что бы грузинское руководство, даже не любя Россию, санкционировало бы такой удар собственных спецслужб по своей республике.
Это могли сделать только те, кто могут действовать на территории Грузии, не подчиняясь грузинским властям. Чеченцы, при всей их независимости, таковыми не являются.
Но есть на территории Грузии сила, которая действует фактически автономно, и не слишком утруждая себя координацией действий с местной властью.
Речь идёт об американцах.
Сегодня на территории Грузии развёрнута одна из самых больших в СНГ американских военных группировок. Под видом всякого рода "советников" здесь действует почти тысяча американских военнослужащих различных силовых структур. Здесь же развёрнуты разведывательные центры США и Великобритании, ориентированные на Северный Кавказ и Юг России.
В Панкисском ущелье открыто действуют лагеря по подготовке чеченских боевиков, где инструкторами также являются американские военные арабского происхождения. И американцы могут, не согласовывая с грузинскими властями, проводить переброски чеченских боевиков вдоль границы с Россией. Представляется возможным, что одна из таких "подсоветных" групп и могла быть задействована в этом случае.
Кроме того, по данным разведки известно, что при американском разведцентре развёрнут отряд сил специального назначения, в составе нескольких групп спецназа. Действия этих групп не раз выявлялись в пограничных с Южной Осетией и Абхазией районах, где они вели активную разведку и наблюдение за южноосетинскими и абхазскими объектами, а также за российскими военными объектами.
При этом все американцы пользуются на территории Грузии правом экстерриториальности, то есть грузинское руководство не имеет контроля над их деятельностью.
Поэтому вполне логичным будет предположение, что у взрыва газопровода "Моздок — Тбилиси" вполне может оказаться и чисто американский след. Все возможности и средства для нанесения такового удара у американцев здесь в наличии. И именно американцы получают самую прямую выгоду от этого удара, нанося огромный урон имиджу России и обостряя до крайности противостояние России и Грузии.
1.0x