Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 27 декабря 2005

ТАК!

| | | | |
Андрей Смирнов
ТАК!

В конце года можно подвести итоги, вспомнить хорошее, припомнить дрянное, помечтать о будущем.
Помимо традиционных гастролеров, из западных рок-пенсионеров, в 2005 году до нас доплывали острова подлинной культуры, что очень здорово: Майкл Джира во второй раз, "Laibach", в какой-то степени Патти Смит. Плюс ноябрьский концерт великолепного Кадмона ("Allerseelen") и прародителей dark-folk "Changes". Сюрпризом стал несколько таинственный визит очень популярного в России барда Франка Рэннике.
Вообще, западные новости вызывали оправданный интерес. Причем с той стороны, с которой не ждали. Грандиозная акция в поддержку Африки "Live 8" с музыкальной точки зрения выглядела весьма неубедительно. То ли звездам реально было пофиг, то ли они таковы на самом деле, но уровень крайне невысок. Наши поп-артисты не хуже отрабатывают. А политически акция была циничным оформлением встречи "восьмерки" в Шотландии и во многом сработала на дополнительные амортизаторы для "нового мирового порядка".
Памятные 65 лет со дня рождения Фрэнка Заппы и Джона Леннона, или же 25 лет со дня убийства последнего, так уж получилось, события куда более интересные, чем иные очередные пластинки ветеранов рока. Интересно, что бы сегодня делал экс-битл, если бы не выстрел Чэпмена — записывал малобюджетные альбомы, шагал на антиглобалистских демонстрациях или сидел дома, воспитывая детей?
Вторая пластинка бравых шотландцев "Franz Ferdinand" с работой Родченко на обложке показала, что порох в пороховницах рока еще не совсем отсырел. "Franz Ferdinand" играет музыку, в которой можно найти много знакомого, но при этом имеет свое неповторимое лицо. А появился еще умненький "Interpol". И усталый "Rammstein" в новой пластинке "Rosenrot" оказался сильнее себя прошлогоднего, хотя новый диск изначально был неким продолжением-дополнением неубедительного "Reise, reise". Новый диск выполнен с осознанием собственной силы, с подлинным нервом. Но правы те, отметившие, что группе в прежнем формате двигаться больше некуда.
В номинации "маразм года" однозначно победил поход ряда ведущих рок-музыкантов в канцелярию "сына неба" (© БГ) и невнятные разъяснения подробностей проходивших переговоров с Владиславом Сурковым. Чего боялись?
По части промывки мозгов Агитпроп работал вполне успешно. Помимо безликих "УмыТурман", появились еще и нагло-самоуверенные племянники Фредди Крюгера "Братья Грим". Единственный плюс: вышеуказанные семейные подряды довели до логического конца и без того сомнительную концепцию рокапопса.
Большие юбилеи новыми программами разной степени убедительности отметили "ДДТ" и "Алиса". При всех вопросах пройти мимо флагманов старорусского рока очень сложно. После отличного первого "Триллера" оживилась "Агата Кристи". "Гражданская оборона" выпустила альбом "Реанимация", вошла в ротацию "Нашего радио", поучаствовала в фестивале вместе с "ДДТ", "Кукрыниксами" и "Калиновым мостом". Споры по этому поводу не затихают.
Александр Непомнящий мужественно сражается с недугом и побеждает!
Удивительная пластинка — "Таял" — может быть, как приоткрытая дверь в новые пространства. Авторы — Леонид Федоров и Владимир Волков при участии композитора Владимира Мартынова, православного хора "Сирин", струнного ансамбля "Opus Posth" и поэта Анри Волохонского.
Год не обошелся без потерь — в мае ушел один из главных современных композиторов Иван Соколовский, осенью питерский Алекс Оголтелый, совсем недавно вокалист "ДК" Игорь Белов…
Закончилась история "Ножа для Фрау Мюллер". Два Олега — Гитаркин и Костров — решили работать самостоятельно. Это был один из самых продуктивных и осмысленных творческих тандемов. Со стороны Кострова мы уже имеем изящный альбом "Сладкая молния" проекта "Supersonic future". Отличился и Сергей Шнуров сотоварищи. После приличного перерыва выпущен "Хлеб" — умная, злая пластинка. В которой и актуальная политика, и фига Гришковцу, возведенному корпоративными СМИ на уровень гения, и блестящая мрачная "Свобода", и талантливые опыты с разными стилями. Много цитат, а когда их было мало? Шнуров всегда отдавал дань коллажу. Жаль, что его зачастую воспринимают в лоб — как тупую урлу. А ведь Шнуру палец в рот не клади, оттяпает по плечо.
Своего рода четвертым ноября в отечественной музыке стало проявление после двенадцатилетней паузы группы "Зазеркалье" с презентацией нового альбома "Власть судьбы". Правда, в лучших традициях россиянской демократии, уже презентация mp3 группы, включившего шесть оригинальных альбомов, назначенная на 20 декабря, была отменена за неделю администрацией клуба без объяснения причин. Зато плодородная ростовская среда добавила еще одного титана в имеющийся пантеон — до Москвы добрался феноменальный Борис Улыбышев ("Корова на траве"), имеющий прозвание не кого-нибудь, а русского "Current 93". Хотя он светлый гений, не то, что мрачные британцы.
14 ноября после десятилетнего перерыва на сцене появилась некогда самая многообещающая группа московского андеграунда "Брешь безопасности", "Кооператив ништяк" наконец-то обзавелся электрическим составом, а Сантим, отойдя от привычного угара, выдал в компании Мишина и Экзича интересную экспериментальную программу, которая может стать открытием в грядущем году. Если будет доделана, конечно.
По части активности в музыке, близкой политическим радикалам наметился крен слева направо. У красных ярким событием стал, пожалуй, только дождливый "Антикапитализм-2005". Правый фланг же засветил в последнее время десятки совершенно разнообразных проектов — от языческого металла до ска. Возражения и дополнения принимаются.
Такие дела.
1.0x