Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 13 декабря 2005

БАНТИКИ НА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКЕ

| | | | |
Андрей Смирнов
БАНТИКИ НА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКЕ

Скоро заработает шумно разрекламированный аттракцион под названием "Общественная палата". Сей декоративный институт призван осенять инициативы власти, энергично накладывать на них резолюции вроде "Народ согласен" или "Народ ликует". С другой стороны, палата будет вбрасывать в общественное сознание новые "важные" идеи на уровне столкновений гулливеровских остроконечников и тупоконечников.
Страна, стоя на краю пропасти, погружена в непрерывное перекатывание идей и явлений. Способствует этому и эпоха расслабления, когда все смешно, легко, воздушно. Всё профанируется, нивелируется, выхолащивается, исчезает в шуме. Любые фундаментальные формулы превращаются в сотрясание воздуха. Тысячи и тысячи неглупых граждан сталкиваются в жестоких дискуссиях на непрерывно подкидываемые бесполезные оппозиции.
Многие готовы утешиться бантиками на колючей проволоке, принять их за некую трансформацию власти. Но подлинное государство не всегда там, где порядок и механизм. В концлагере тоже порядок. Еще лучше он на кладбище.
Наверное, нам нужно "гражданское общество", но в РФ оно почему-то обязательно приобретает один цвет, одно лицо. Лицо тех, кто постоянно путает свой голос с голосом народа. Во всяком случае, русского народа.
Власть играет в две руки, проводит отвлекающие маневры. С одной стороны, полицейщина, закручивание гаек, с другой — спектакль. Язык власти — Петросян и развод Пугачевой. Для других — "Школа злословия" и Жванецкий.
Это театр, в котором все роли расписаны.
Одни властители дум — работают полицаями мысли, отличаясь при этом грандиозным самомнением вкупе с чудовищной безграмотностью. ("Интеллигентская манера — противопоставить реальной жизни — стародевическую фантазию". Дрие Ля Рошель).
Пару месяцев назад "по ящику" прошла теледуэль Рогозина с Аллой Гербер по проблеме нелегальной иммиграции. Я с удовольствием констатировал, что мадам Гербер — типичная расистка колониального толка. В некий момент спора Алла Ефремовна умильно вспоминала Ахметика, убирающегося в ее дворе. На ее любимом Западе за "милого дворника Ахметика" госпожа Гербер получила бы по самое оно от разных там антидискриминационных лиг и ассоциаций. Потому как тем самым Гербер (пусть и неосознанно для себя) выговорила, что место ахметиков — убирать дворы. И далее — место иванов — это заводы и поля. Она же вкупе с другими "элитариями" будет формулировать коды культуры и политики, выступать по ТВ, обличать неполиткорректность.
Можно вспомнить и 93-й год, любование расстрелом Дома Советов, истерики в телеэфирах по поводу взбунтовавшейся "черни", знаменитое письмо — "раздавить гадину". Их идеология, показательно став тогда идеологией дубинок и расстрелов, раскрыла свою подлинную людоедскую сущность.
Другая часть нашей "элиты" с завидной регулярностью проходит тест на верность, умело, что называется, колеблется с линией партии. Самодовольные кумиры, народные артисты которой уже год шагают вместе с властью. Сначала все — перестройщики, потом — ельцинисты, последние годы их кумир и опора — Путин.
Наверное, если бы РНЕ пришло к власти, то оказалось, что наши властители дум уже давно симпатизировали баркашовцам и перечисляли тайком деньги на национально-освободительную борьбу.
А веди их роль довольно велика, гораздо важнее "творческих достижений" — средненьких поделок на ниве кино, театра, литературы. В свое время было очень тонко подмечено (кажется, Белковским), что огромную роль в дезориентации, психологической травме советских людей сыграла трансформация знаковых актеров эпохи вроде Ульянова из стойких председателей колхозов в адептов капитализма.
Вертикаль россиянской системы живо напоминает схему власти, описанную Оруэллом в "1984". Есть внутренняя партия — закрытая элита. Внешняя партия — фрустрированная масса в холодном состоянии, находящаяся под жестким контролем внутренней партии. Есть горячая масса — пролы, народ. Внешняя партия работает над разнообразными гуманитарными наркотиками-нейтрализаторами для пролов. Численность пролов контролируется посредством войн. Пролы обладают некоторой свободой. Им разрешено многое, кроме главного — покушения на власть.
Когда-то нас убеждали, что старик Оруэлл обличал ужасы современного ему тоталитаризма. О нет, он видел будущее. Его собрат по антиутопии Хаксли вывел западный вариант — сытый и гладкий мир, погрязший в иерархии идиотизмов — "бейсбол, газета и как бы не отстать от Джонсов".
А гениальное прозрение Оруэлла не о РФ ли было? Война, ведущаяся не для победы, тотальная ложь власти, великий народ, низведенный до уровня пролов.
Ведь "каторга не там, где работают киркой. А там, где удары киркой лишены смысла",— писал Антуан де Сент-Экзюпери.
1.0x