Авторский блог Николай Коньков 03:00 6 декабря 2005

ГОРИТ СИНИМ ПЛАМЕНЕМ...

| | | | |
Николай Коньков
ГОРИТ СИНИМ ПЛАМЕНЕМ...

Намерение "Газпрома" с 1 января 2006 года пересмотреть цену на газ для Украины, подняв ее с нынешних "транзитных" 50 до "рыночных" 160 долларов за тысячу кубометров, уже окрестили "газовой войной". И это понятно. Из 65 млрд. кубометров "голубого золота", ежегодно потребляемых Украиной, около 34 млрд. кубометров, или свыше половины, приходится на долю поставок из России. "Нафтогаз Украины", по словам его главы Алексея Ивченко, будет "стоять насмерть", требуя поэтапного, за 3-4 года, повышения цен и при этом рассматривая 2006 год как "переговорный", то есть такой, в течение которого повышения цен происходить вообще не должно. Ну, в качестве исключения — с 1 апреля 2006 года, когда выборы в Верховную Раду уже пройдут и "газовая проблема" никак не скажется на политическом волеизъявлении граждан "нэзалэжной" республики.
Тем самым во вспыхнувшей "газовой войне" налицо два аспекта: экономический и политический, причем и тот, и другой, в свою очередь, имеют ситуативную и стратегическую составляющую. Поскольку политика в любом случае важнее экономики, а стратегия — тактики, начнем рассмотрение проблемы по нарастанию приоритетов.
Экономика ситуативная. "Газпрому" в его нынешнем виде остро нужны деньги, как можно больше денег. Если при Черномырдине-Вяхиреве эта "естественная монополия" была — в том числе и даже прежде всего — мощнейшим инструментом стабилизации и интеграции постсоветского пространства, то при Миллере на первое место выдвинулась сугубо коммерческая и весьма специфическая составляющая. Под брэнд "Газпрома", с учетом недавней покупки "Сибнефти", набрано свыше 32 млрд. долл. внешнего долга, на обслуживание которого ежегодно тратится порядка 3,4 млрд. долл. Сумма более чем существенная — даже с учетом того, что в текущем году валютные поступления от экспортных поставок в "дальнее зарубежье" должны вырасти на 7,8 млрд. долл. и составить около 27 млрд. долл. Но дальнейший рост цен "на западном фронте" такими темпами вряд ли возможен. Поэтому "Газпром" намерен, в полном соответствии с либерально-монетаристскими догмами, резко повысить цены на внутреннем рынке и для потребителей из стран СНГ. В качестве "операции прикрытия" нередко тиражируется необходимость приведения данных цен в соответствие с "мировыми" для вступления в ВТО. В случае с Украиной, скорее всего, никакого "трехкратного повышения цен с начала 2006 года" не будет, но хотя бы обозначить свою активность на этом направлении "Газпрому" необходимо — иначе его внутренняя ценовая политика не найдет никакого понимания.
Экономика стратегическая. Для "Газпрома" жизненно важно — в той или иной форме — взять под контроль украинскую газотранспортную систему. Это свыше 37 тысяч километров магистральных газопроводов, 72 компрессорные станции, 13 подземных хранилищ объемом более 32 млрд. кубометров газа. 80% экспорта "Газпрома", или около 120 млрд. кубометров, идет через украинскую "трубу", затраты корпорации на этот транзит составляют формально 1,45 млрд. долл., а с учетом заниженных "транзитных" цен — около 3 млрд. долл. в год. Понятно, что экономия средств для российского монополиста в случае его допуска к украинской трубе будет колоссальной, т.е. "Париж стоит мессы". Кроме того, "газовый рычаг" — самый удобный и эффективный инструмент воздействия Кремля на официальный Киев в плане защиты и продвижения интересов российского крупного капитала на территории Украины. Поэтому отмену визита премьер-министра РФ М.Фрадкова в Киев не стоит связывать исключительно с воздействием "газового лобби" — ситуация несколько многомернее.
Политика ситуативная. Исход парламентских выборов на Украине в марте 2006 года, как считается, определит очень многое на значительный — до 10-15 лет — период времени. Взятый правительством В.Ющенко курс на безусловное сближение с НАТО и Евросоюзом, признание "оранжевой" Украины в качестве "страны с рыночной экономикой" и прочие сигналы, идущие с юго-западного направления, в том числе активизация кавказско-украинского "транзитного коридора" в Европу, — не вызывают никакого энтузиазма в Кремле. "Давление газом" в подобной ситуации рассматривается российским руководством и как политический инструмент, поскольку угроза "замерзших квартир" может дать импульс росту протестных настроений украинского электората, и без того крайне скептически настроенного к пропрезидентским силам (рейтинг "Блока Ющенко — Наша Украина" составляет около 13%, в то время как "Блока Юлии Тимошенко" — около 17%, а Партии регионов В.Януковича — стабильно превышает отметку 20%). Активное присутствие Януковича на недавнем съезде "Единой России" в Красноярске, где он активно высказывался в том числе и по "газовой войне", подтверждает это предположение.
Политика стратегическая. Однако в более широкой перспективе — и об этом нужно сказать прямо — все кремлевские "игры с синим пламенем" реально работают на дальнейшее отчуждение Украины от России, на разжигание взаимной ненависти к "ворюгам-хохлам" и "ворогам-москалям" соответственно. А именно это и является главной целью западных геополитиков, достаточно вспомнить известный тезис Збигнева Бжезинского о том, что "с Украиной Россия всегда является империей, без Украины — нет". В данном контексте слово "империя" следует понимать как парафраз пресловутой "империи зла", то есть реальной угрозы для мировой гегемонии США, чего американцы намерены не допускать ни при каких обстоятельствах. Нынешние насквозь коррумпированные и компрадорские "элиты" наших двух стран не могут не работать на эту модель, даже когда по видимости преследуют какие-то "национальные интересы". Действительные национальные интересы и России, и Украины заключаются в сломе нынешней криминально-олигархической экономической и политической модели, в восстановлении государственного единства наших стран (и Беларуси). Без выполнения этих взаимосвязанных условий никакого выхода из тупика, никакого продвижения вперед состояться не может.
1.0x