Авторский блог Редакция Завтра 03:00 29 ноября 2005

ТУРНИР НЕУДАЧНИКОВ

| | | | |
Тимофей Григорьев
ТУРНИР НЕУДАЧНИКОВ
К итогам футбольного сезона-2005
Чемпионат России по футболу проходит в формате "весна-осень", Кубок России разыгрывается в формате "осень-весна", и в том же формате отечественные клубы и сборная играют матчи международного календаря. Такое несовпадение порождает массу неудобств, прежде всего организационных, но не только. Например, какую бы точку отсчета ни выбрать для подведения итогов футбольного года, концов не найдешь: то чемпионат в разгаре, то "европейская весна" на носу. С какой-то точки зрения это даже и неплохо — во всяком случае, люди, по должности отвечающие у нас "за футбол", всегда могут указать на ближайшее будущее с его радужными перспективами.
Тем не менее, поскольку зимние месяцы в нашем футболе справедливо считаются "мертвым сезоном", определенные итоги 2005 года подвести можно — даже независимо от того, сколько российских клубов выйдут в 1/16 Кубка УЕФА: три или ни одного.
В плюсе у нас — первый европейский трофей, тот же самый Кубок УЕФА, взятый московскими армейцами 18 мая на стадионе "Жозе Алваладе XXI век" в Лиссабоне у местного "Спортинга" (3:1, голы: А. Березуцкий 57, Ю.Жирков 64, Вагнер Лав 75). Кроме того, высокий текущий рейтинг УЕФА с реальными видами на 8-е место (а это две команды в Лиге Чемпионов и четыре — в Кубке УЕФА).
В минусе — невыход национальной и молодежной сборных в финальную часть чемпионата мира 2006 года, а также явный провал московского "Локомотива" в Лиге Чемпионов (обыгравший железнодорожников по сумме двух матчей венский "Рапид" доблестно проиграл пять матчей группового турнира с общей разницей 2-12).
Вот и пойми-разбери, плюсы здесь перевешивают, или минусы…
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оторвать взгляд от обозначенной выше раздвоенной верхушки нашего футбольного айсберга и заглянуть в глубины, где таится большая часть его "живой массы". А там, надо сказать, то ли совершилась, то ли завершилась своего рода революция.
В пользу того, что она совершилась, свидетельствует факт замены 2 апреля главы Российского футбольного союза (РФС) Вячеслава Колоскова Виталием Мутко. А в пользу того, что она завершилась, — тот факт, что сенатор, бывший президент питерского "Зенита" и Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) взял футбольную власть в стране при полной поддержке власти политической. На отставке Колоскова активно настаивал председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов, видимо, имевший, помимо прочих серьезных причин, и крупный личный "зуб" против бывшего (1987-1990 гг.) начальника управления футбола и хоккея Спорткомитета СССР. Как раз в 1989 году Фетисов, тогда еще действующий спортсмен высшего класса, как сказано в его биографии, "торил дорогу в НХЛ для российских хоккеистов. Чего он тогда пережил, чего натерпелся — не передать, но достоинство сохранил, не дрогнув ни разу". Одним из главных "мучителей" Фетисова, уже тогда знавшего цену не только чемпионскому золоту, но и длинному рублю (доллару), по своей должности был как раз Колосков. Кстати, злые языки приписывают нынешнему "спортивному министру" негласное кураторство игорного бизнеса в Москве и его продвижение до самых до окраин (а если сопоставить эти инсинуации с настойчивой рекламой денежных лотерей в российской спортивной прессе и на телевизионном канале РТР-Спорт, то они могут показаться даже имеющими определенные основания).
Проблема заключалась в том, что руководитель общественной организации (а РФС — именно общественная организация), тем более — входящей в международные объединения (УЕФА и ФИФА, например), может быть смещен со своего поста только по решению высшего органа этой общественной организации. Поэтому для получения нужного результата было организовано беспрецедентное давление на региональные структуры РФС, венцом которых стала встреча Председателя Госдумы Бориса Грызлова с их представителями, на которой глава российского парламента лично разъяснил футбольным функционерам, чем кандидатура Виталия Мутко выгодно отличается от кандидатуры вероятного "наследника" Колоскова Александра Тукманова. Поскольку эти разъяснения, как говорится, "к делу не пришьешь", и всё в данном случае было "по закону", никаких протестов от УЕФА и ФИФА не поступило. Да и сам Колосков, будучи опытнейшим аппаратчиком, предпочел спустить дело на тормозах.
Но за этой футбольно-политической интригой, несомненно, просматривается нечто большее. Если вспомнить хронологию событий, то Вячеслав Фетисов был назначен на свой пост указом Путина в апреле 2002 года. Первый "компромат" на Колоскова, связанный с "отмыванием денег" через РФС и Инфобанк, появился в январе 2003 года, и эта волна "компромата" катилась до осени, когда приглашенный Колосковым на пост главного тренера национальной сборной Георгий Ярцев совершил, казалось бы, невозможное, и через стыковые матчи с Уэльсом вывел Россию в финальную стадию чемпионата Европы 2004 года. 24 ноября, в преддверии "судьбоносных" парламентских выборов, Путин принял Георгия Ярцева, который не преминул сообщить, что давно является членом "Единой России" и полностью поддерживает Сергея Шойгу и Вячеслава Фетисова, причем последний даже присутствовал в раздевалке команды. То есть успех сборной был по максимуму использован в политических целях, а "битва титанов на футбольном поле" временно приглушена.
Но… Еще в июле 2003 года Роман Абрамович приобрел лондонский футбольный клуб "Челси", а 29 октября 2003 года Виталий Мутко стал сенатором. Казалось бы, при чем здесь Абрамович и сенаторство Мутко? А при том, что отечественные олигархи неспроста принялись направо и налево скупать не только футбольные, но и другие спортивные клубы. Торговля спортсменами и спортом как таковым вышла на высоты большого бизнеса. Причем в особом почете оказались контракты с пресловутыми "легионерами", которые в подавляющем большинстве случаев можно рассматривать как способ легального "отмывания" денег. Через некоторые клубы, как известно, проходило за год до пятидесяти игроков-"неграков" по миллиону-другому каждый… А значит, общая "цена вопроса" достигает уже сегодня 200-300 миллионов евро. Отстроить подобный траффик из России в Европу — это более чем серьезный бизнес-проект. Но "добровольно-принудительное" заполнение российских клубов "неграками" приводит прежде всего к вымыванию из них отечественных футболистов. Сегодня мы видим в лучшем случае 4-5 футболистов-россиян в основном составе и 2-3 запасных. Т.е. выбор постоянно играющих на высшем уровне футболистов с российским гражданством неоправданно сужен. Кстати, озвученная Колосковым перспектива введения жесткого лимита в 5 легионеров на каждый клуб тоже "подлила масла" в огонь его отставки. Отсюда определенные успехи наших "клубных витрин", наподобие ЦСКА, и полная неконкурентоспособность национальной сборной и подавляющего большинства российских клубов на международном уровне. При всем уважении к успеху армейцев, положа руку на сердце, нельзя не признать, что Кубок УЕФА в его нынешнем формате — это не более чем утешительный "турнир неудачников", "лучших из худших", потерпевших поражение на высшем уровне Лиги Чемпионов.
Да и судить о пресловутом "уровне футбола" в той или иной стране по успехам ее клубов сегодня уже нельзя — национальные чемпионаты в ведущих футбольных странах Европы давно стали интернациональными состязаниями "толстых кошельков", в которых соображения патриотизма и спортивной чести отодвигаются далеко на второй или даже на третий план. В этой связи даже не стоит напоминать о том, что путь в финальную стадию чемпионата мира 2006 года нам преградила сборная Словакии, проигравшая первый стыковой матч против Испании с показательным счетом 1:5. Нет, нынешние перспективы отечественного футбола лучше всего обозначила недавняя встреча молодежной сборной России со сверстниками-датчанами (кстати, прошедшая с участием "звездного десанта" из пяти(!) членов национальной сборной — всё-таки смена у нас есть, или, вернее, еще может быть не загублена. — Т.Г.). Ее итог (поражение 1:3 и досрочное прекращение из-за удаления пяти россиян) Виталий Мутко охарактеризовал следующими словами: "Это наше общее позорище!" Очень верное замечание, Виталий Леонтьевич! Но как оно совмещается с вашим же выводом: "Давайте продолжать работать"? Работать — тем же лицам и в том же направлении, или что-то всё-таки изменится?
1.0x