| | | | |
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Алексею Владимировичу Андрееву — редактору газеты "Новый Петербург" — исполнилось 50 лет. Уже более десяти лет он делает газету, которую знают далеко за пределами города на Неве.
В плане свободы СМИ северная столица, как ни странно, на сегодняшний день оказалась позади многих российских городов. Информационное поле жестко контролируется чиновниками из Смольного, нет по-настоящему интересных новых изданий. На этом фоне "Новый Петербург" с его независимой позицией выделяется еще больше.
"Новый Петербург" всегда связывали с именем опального политика и депутата Юрия Шутова — личного врага Владимира Путина и всей команды "питерских", уже семь лет сидящего в тюрьме без приговора суда. Именно из-за статей Шутова редактор Андреев и коллектив газеты подвергались настоящей травле: возбуждались уголовные дела, шли суды, редакцию навещали прокуроры. От Алексея Владимировича потребовалось немалое мужество, чтобы ежедневно выдерживать всё это. Он — выдержал. И газета по-прежнему выходит — назло всем недругам во власти и "органах".
"Новый Петербург" — уникальное издание, соединяющее жесткую оппозиционно-патриотическую направленность с правозащитной и социальной тематикой. Газета первой стала писать о многих чудовищных городских проблемах: от карательной психиатрии до уплотнительной застройки. Благодаря всему этому "Новый Петербург" завоевал заслуженную популярность у читателей. Газета отнюдь не является маргинальной, выходит тиражом в 50 тысяч экземпляров и не залеживается на прилавках. Удивительно, но при этом "Новый Петербург" живет без каких-либо дотаций извне. Это, вероятно, единственный пример подобного рода в Петербурге, а возможно — и во всей России.
Сегодня "Новый Петербург" — уже не просто газета. Он, в соответствии с ленинским заветом, стал не только массовым пропагандистом, но и коллективным организатором. Редакция превратилась в центр консолидации активных людей, недовольных происходящим в городе и в стране. На этой площадке находят общий язык люди самых разных убеждений: почвенники и либералы, национал-большевики и активисты различных "низовых" гражданских движений, а также множество простых горожан. Всё это — прежде всего заслуга редактора.
Наша небольшая беседа с Алексеем Владимировичем получилось совсем не "юбилейной", а довольно невеселой. Такой же, как реальность современного Петербурга и всей путинской России.
"ЗАВТРА". Расскажите, как вы стали редактором "Нового Петербурга"? Какова идеологическая линия газеты?
Алексей АНДРЕЕВ. "Новый Петербург" родился в 1991 году. Меня пригласили туда работать ответственным секретарем. А через некоторое время получилось так, что коллектив выбрал меня главным редактором. Круг учредителей газеты и работников редакции за это время не изменился. Практически все появившиеся за это время издания уже перепроданы по десять раз, а мы живем вопреки законам бизнеса.
Я всегда считал, что может иметь шансы только та газета, которая печатает то, что другие скрывают. С другой стороны, мы были уверены, что она должна быть в лучшем смысле слова правозащитной, защищать людей, причем не за некие гранты, а по убеждению. К сожалению, за время существования нашей газеты общество только деградировало, причем именно в тех вопросах, которые мы считаем главными: в области законности и прав граждан. Положение ухудшилось даже по сравнению с 1991-м годом. Тогда законности было больше, не было такой поголовной, тотальной коррупции и жестокости в правоохранительных органах.
Когда говорят о сталинских репрессиях, то мы должны посмотреть вокруг себя. Я считаю, что сегодняшнее положение куда хуже. Тогда была хотя бы идеология, которой карательная система оправдывала свою работу. А теперь — это сугубо коммерческое, страшное, безбожное дело. Все правоохранительные органы прогнили, там нет ничего живого и здорового. Там работают только за деньги, а самое страшное преступление — то, которое вообще не совершалось.
Мы описывали такой классический случай в нашей газете, когда молодого человека бездоказательно обвинили в умысле на убийство и посадили на 9 лет. Это классический пример коммерческого фашизма, который установился в стране. Правоохранители превратились в бандитов, им нужно платить для того, чтобы тебя не посадили.
"ЗАВТРА". Ваше издание тоже неоднократно подвергалось давлению со стороны "органов". С чем это было связано?
А.А.Репрессии — тоже пиар, поэтому чаще против нас применяется испытанный метод замалчивания. Для официальной власти газеты не существует, какая-либо реакция на публикации отсутствует. Хотя наше издание первым подняло важнейшие для горожан проблемы.
Мое преследование в судебном порядке связано с делом Юрия Шутова. Шутов — известный политик, противник Собчака и всего собчачьего гнезда. Одно время он был его помощником, потом ушел оттуда и стал писать свои жуткие книги об этой команде. Мы знаем, что сегодня все они заправляют в Кремле. Шутов — самый главный раздражитель для них.
Где-то в конце 98-го года, перед выборами в Законодательное собрание Петербурга, когда Шутов победил и стал депутатом, он опубликовал у нас целую серию публикаций, которая называлась "Неужели это правда?" Речь там шла о биографии некоторых кремлевских руководителей, и они очень сильно разозлили всю верхушку страны.
Сразу после выхода этих статей Шутова арестовали и предъявили ему целый букет убийств, которые он якобы организовал. А против меня возбудили дело за… публикацию его интервью на страницах газеты. В этих интервью он обвинил прокуроров в том, что они сплели против него дело за взятку, а прокуроры возбудили против меня дело о клевете. Они довели его до суда, меня осудили за клевету и вмешательство в личную жизнь. Дали мне год условно. Однако мы подали кассационную жалобу в Верховный суд, он отменил этот приговор и оправдал меня.
"ЗАВТРА". Как вы думаете, чем закончится "дело" Шутова?
А.А.Обвинения против него крайне нелепы. Там даже сюжетов обнаружить нельзя, не говоря уже о каких-то уликах и доказательствах. При этом я думаю, что Шутов обречен, его осудят, и будут держать в тюрьме, пока он не умрет. Это всем ясно — так же, как и то, что он ни в чем не виноват.
"ЗАВТРА". Сейчас вы судитесь с небезызвестной Людмилой Нарусовой — сенаторшей из далекой Тувы. Как развивается этот процесс?
А.А.Во время выборов в ЗакС был выпущен плакат, где похожая на Людмилу Борисовну женщина была изображена в карикатурной форме. Плакат вызвал интерес у прокуратуры. Мы его воспроизвели как иллюстрацию к статье о выборах и работе городской прокуратуры на своих страницах. Люди в голубых мундирах сочли, что он содержит оскорбление в отношении г-жи Нарусовой. Она предъявила мне частное обвинение. Процесс тянется уже больше года, и конца ему пока не видно.
"ЗАВТРА". Как вы оцениваете роль Петербурга в постсоветской истории России?
А.А.Петербург, так же, как и Москва, сидит на нефтяном и газовом транзите. Город забыл, что он строил ракеты, подводные лодки, он и не хочет этого больше. Питер, конечно, нанес России страшный вред. "Питерская" команда утвердилась настолько, что отодвинуть их от власти практически невозможно.
"ЗАВТРА". А в принципе, вы видите какую-то альтернативу существующей власти?
А.А. Пока не вижу. Революция как таковая в России маловероятна. Нет сил, которые бы ее осуществили. Зато в русских людях будет накапливаться ощущение невозможности такого существования. Будет нарастать хаос преступности. Появятся партизанские отряды, причем вовсе не идейные, а такие же грабители, как Стенька Разин. В придорожных лесах будут такие веселые ребята с обрезами.
Подготовил Андрей ДМИТРИЕВ
P.S. Остается поздравить Алексея Владимировича с юбилеем, пожелать ему сил и стойкости в борьбе с врагами нашей Родины, а "Новому Петербургу" — долгих лет жизни и успехов у читателей.
1.0x