Авторский блог Влад Смоленцев 03:00 23 августа 2005

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

| | | | |
Влад Смоленцев
ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

Московский аэрокосмический салон, закончивший работу в прошедшие выходные, преподносился публике как один из самых масштабных мировых авиационных салонов. И если по размаху шоу: полёты пилотажных групп, всяческие показательные выступления, концерты, демонстрационные площадки — салон действительно один из самых зрелищных в мире, то с точки зрения коммерческого эффекта салон пока не выходит за рамки регионального.
Если на Парижском авиасалоне или на салоне в Фарнборо объёмы сделок исчисляются десятками миллиардов, то объёмы продаж московского салона на порядок меньше.
Причин тому несколько.
Первая — в стремительном "старении" российской авиатехники.
Авиакосмические салоны, по замыслу создателей, должны демонстрировать самые последние разработки авиационной и космической промышленности стран-участниц, и прежде всего — страны-организатора. И если Ля Бурже и Фарнборо действительно блистали новейшими образцами, которые предложили мировые авиагиганты Америки и Европы, то российский "МАКС-2005" ничего принципиально нового зрителям не показал. Все образцы, выставленные на демонстрационных площадках, уже не один год знакомы зрителям и специалистам. Всё то же семейство истребителей "Су", открытое 25 лет назад "Су-27", "потомки" МиГ-29.
Вертолётный парк был представлен очередной модернизацией Ка-50 и ночным вариантом Ми-28. Оба этих вертолёта уже успели прожить довольно долгую жизнь. Один пятнадцать лет, другой скоро десять ждут, когда, наконец, их начнут закупать российские Вооружённые Силы.
Ничего нового не появилось и на площадках гражданских пассажирских и транспортных самолётов. Всё те же модернизации и модификации лайнеров, впервые поднявшихся в небо ещё десятилетие назад.
Конечно, были представлены макеты и перспективных аппаратов и самолётов, но обозначенные на пояснительных табличках даты их появления делали их такими же малоинтересными, как и уже давно примелькавшиеся модели. 2012-2015 годы — это слишком далёкая перспектива для ежегодного салона…
И это "старение" российской авиатехники — грозное напоминание о том, в каком состоянии находится российская авиакосмическая отрасль. Не имея даже минимально необходимого финансирования, российские КБ вынуждены просто выбирать остатки советского инженерно-технологического потенциала и технологических заделов. На полноценные новые разработки денег просто нет.
Ещё более удручающая картина на отраслевых заводах. За десятилетие простоя многие из них пришли в полное запустение, трудовые коллективы распались, специалисты ушли, а те немногие, что сохранились, влачат жалкое существование. Станки и оборудование безнадёжно устарели, многие технологии утрачены совсем.
Если государство не начнёт вкладывать в модернизацию и технологические разработки серьёзные средства, то каждый следующий салон будет всё более скучен, пока не превратится в салон демонстрации ретротехники…
Вторая причина невысокой коммерческой составляющей салона в том, что сегодняшний мировой рынок авиатехники фактически уже давно и жёстко поделен. Потеснить конкурентов на том же европейском рынке можно только с самыми новейшими разработками и образцами, но как было сказано выше, таковых сегодня в российском "портфеле" практически нет. Но есть ещё огромный азиатский рынок, есть рынок стран латинской Америки, есть растущий африканский рынок, есть, в конце концов, рынок СНГ, традиционно опиравшийся на российского производителя. Здесь российская продукция, более дешёвая, чем европейская или американская, имеет определённые преимущества. Но сегодня в борьбу за этот рынок активно включились западные авиагиганты, и от России требуются огромные усилия, чтобы на нём удержаться. А это, опять же, невозможно без серьёзной государственной программы финансирования.
Московский авиасалон "МАКС-2005" стал страницей истории.
Разъехались бизнесмены, разошлись зрители. Разлетелись по аэродромам базирования пилотажные группы, и небо над Жуковским опустело. Остались вопросы — и главный из них: что ждёт русское небо в будущем? Станет оно коммерческим пространством "Боинга" и "Эйрбаса" или останется национальным достоянием, которое будет принадлежать русским крыльям?
1.0x