Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 августа 2005

МОДЕЛЬ НЕРАЗВИТИЯ

| | | | |
Павел Былевский
МОДЕЛЬ НЕРАЗВИТИЯ

В этом году, в августе национальная сборная России по судомодельному спорту не едет на чемпионат мира, который проходит в Чехии. Точнее — едет, но не в полном составе, в Борованы прибывает только половина команды. Что это, неуверенность в своих силах или эксцентричный политический демарш? Нет, никакой международной политикой здесь и не пахнет, скорее наоборот, да и многочисленные мировые и европейские состязания в этом виде спорта российские спортсмены выигрывали многократно. В чём же дело? Если сказать прямо и открыто, то причина просто позорна: "спортивные чиновники" не нашли денег, чтобы послать наших судомоделистов на чемпионат мира. Который проходит, напомним, в Чехии, куда добираться не дальше, чем до Уральского хребта.
Президент Федерации судомодельного спорта России Александр Политов — трёхкратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта России — объясняет, почему так произошло. Чемпионаты мира и Европы по судомодельному спорту ежегодно проводит Всемирная организация NAVIGA, в которую входят национальные федерации сорока четырёх стран, в первую очередь наиболее развитых. Это организация небогатая, членские взносы в NAVIGA не чрезмерны, например, для России — семьсот условных единиц в год.
Но именно поэтому организаторы чемпионатов не оплачивают участникам соревнований проезд, проживание и питание. Организаторы подыскивают недорогие, самые демократичные условия проживания, стараются выбрать место для проведения чемпионатов так, чтобы сэкономить участникам транспортные расходы. В последние годы чемпионаты прошли в Швейцарии, Германии, Франции, Польше, в этом году избрана Чехия. Национальным федерациям судомодельного спорта приходится обходиться своими средствами, чтобы поехать на чемпионат. Хорошо, когда государство финансирует судомодельный спорт, а если нет, как у нас в России?
Федерация судомодельного спорта России существует на небольшие членские взносы, причём деньги с детей принципиально не берутся. Педагогами работают энтузиасты за символическую плату в тысячу двести — тысячу восемьсот рублей. Для чемпионатов приходится самостоятельно искать спонсоров или же ехать на свои деньги. Если есть свои деньги, можно ехать, а если нет — приходится не ехать. В этот раз в составе российской команды судомоделистов на чемпионат мира в Чехию должны были ехать тридцати пяти человек. Но из-за недостатка средств поедет лишь половина спортсменов. Особенно "обидно за державу" потому, что не едет команда из Кемерово, шестеро победителей чемпионата России!
Напрямую нельзя сказать, что государство Российское на "технические" виды спорта не даёт денег. Никто из чиновников Госкомспорта России не рискнёт открыто заявить: а пошли вы все с вашим судомоделизмом от меня подальше. Зачем позориться, лучше утопить вопрос в бесконечных коридорах бюрократических согласований. Согласно существующей классификации видов спорта, есть, к примеру, олимпийские виды спорта, за которые отвечает Госкомспорта и Олимпийский комитет России. Есть виды спорта, которые проходят по военному ведомству Спортивного комитета при Министерстве обороны страны. А есть такие, которые относятся к РОСТО — бывшему ДОСААФ, добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту. В их числе — судомоделирование.
Какие-то деньги на финансирование таких "некоммерческих" видов спорта, каким является судомоделирование, Госкомспорт перечисляет РОСТО-ДОСААФ. Но точно выяснить, сколько и на какие конкретно нужды, проследить их прохождение или добиться, чтобы средства поступили к нужному сроку, у руководства спортивных сообществ не получается. Ресурс лоббирования, понимаете, не тот. Вот и вышло, что денег на поездку в Чехию сборной России на мировой чемпионат по судомоделированию у государства не нашлось. А ведь речь шла вовсе не о каких-то запредельных суммах: полный бюджет посылки команды из тридцати пяти спортсменов составлял около двадцати пяти тысяч долларов США. Это цена недорогого "джипа", в каких по Москве раскатывают десятки, если не сотни тысяч коммерсантов средней руки. Но на поддержание национального престижа у чиновников от спорта "таких денег" не нашлось.
В СССР таких "проблем" не стояло. Технические виды спорта, в том числе моделирование, в нашей стране по своему развитию не уступали странам, кичащимся своей "развитостью". Престиж научно-технической мысли в советские времена был велик, изобретатели, рационализаторы, конструкторы и производители передовой техники пользовались и большим почётом, и прочими благами жизни. Трудно отыскать крупного конструктора, инженера, изобретателя, который бы в детстве-юности не увлекался моделированием, не собирал бы своими руками копии известных моделей самолётов, кораблей, автомобилей, военной техники. Поэтому все ребята очень хотели изобрести чудо-автомобиль, рисовали чертежи звездолётов и скафандров высшей защиты, своими руками делали действующие модели самолётов и кораблей. Секции и кружки существовали повсеместно — в школах, дворцах пионеров, просто при жилищно-эксплутационных конторах. Из самых лучших и талантливых вырастали генеральные конструкторы космических кораблей и атомных подводных лодок.
С тех пор всё переменилось не в лучшую сторону. Все виды спорта с точки зрения закона перед бюджетом равны. Но на деле получается совсем не так — и по сути, и по форме. Олимпийские виды спорта — это теперь большой, очень большой бизнес. Известно, что Олимпиада-80 в Москве была последней дотационной, а с тех пор доходы от спортивного туризма и рекламы превратили проведение Олимпийских игр в бизнес с многомиллиардными прибылями. Потому-то так и дерутся между собой на заседаниях Международного Олимпийского комитета города-претенденты на проведение новых Игр.
Превращение спорта в вид шоу-бизнеса у нас в стране нанесло смертельный удар и по массовой физкультуре, и по "техническим" видам спорта. Зачем государству вкладывать деньги в такое неприбыльное дело, как развитие массовой физической культуры? Здоровье нации превратилось в частное дело каждого отдельного гражданина. К чему тратиться на дворовые команды, спортивные кружки и секции при предприятиях, учреждениях, месту жительства? Ведь экономически более "эффективно" поискать чудо-снадобья, которые обеспечат победу в состязаниях, но могут наудачу миновать привередливый допинг-контроль.
Но на развитие олимпийских видов спорта нынешнее государство средства ещё кое-как выделяет: как-никак, могут вернуться сторицей. А вот "некоммерческие" виды спорта, объединённые под началом Центрального Совета РОСТО-ДОСААФ, особенно "технические", ходят в пасынках. Какие-то деньги дают, но нет никаких гарантий, что перечислены они будут в нужном количестве и в нужное время. Вообще, "технические" виды спорта явно "в загоне": недавно в столице центр автомодельного и судомодельного спорта фактически выбросили на улицу из отдельного здания-пристройки на Волоколамском шоссе. Туда поселили чиновников, а моделистов чуть позже разместили… в двух комнатах Морской школы на улице Адмирала Макарова. И всё же судомодельный спорт продолжает жить. В сорока шести регионах России существуют судомодельные кружки и секции. Несмотря ни на что, сегодня дети и взрослые всё равно хотят создавать модели лучших образцов техники — той, что уже существует, и той, что будет создана завтра или послезавтра.
С техническими видами спорта в современном российском обществе дело обстоит так же плохо, как и с массовой физической культурой. Спортивные власти фактически отказываются финансировать "некоммерческие" виды спорта. Этого нельзя допустить, постыдно жалеть вкладывать в будущее страны, бояться отщипнуть "лишнюю" кроху государственного бюджета, пухнущего от нефтедолларов. Совершить сегодня такую ошибку — означает преступным неучастием поставить в нашей стране жирный крест на всех будущих самостоятельных конструкторских разработках.
1.0x