Авторский блог Павел Былевский 03:00 21 июня 2005

ФАНДОРИНО ГОРЕ

| | | | |
Павел Былевский
ФАНДОРИНО ГОРЕ
Исторический кинодетектив "Статский советник" стоит посмотреть каждому думающему и неравнодушному человеку. Фильм захватывает зрителя, удерживает внимание от начала до конца, а после просмотра не приходится жалеть о напрасно потраченном времени. Завязка фильма — красочная сцена казни революционерами царского сатрапа генерал-губернатора Храпова в курьерском поезде. Он отдал приказ высечь плетьми студентку-народоволку, а та не выдержала позора и повесилась. Исполнитель приговора, руководитель Боевой группы по кличке Грин (киноактёр Константин Хабенский), проникает к генералу под видом статского советника Эраста Фандорина (его играет Олег Меньшиков), зачитывает приговор, приводит его в исполнение и на ходу выпрыгивает в разбитое окно поезда.
Для расследования этого "резонансного теракта" в Москву немедленно прибывает вице-директор Департамента полиции, князь Глеб Георгиевич Пожарский (в исполнении Никиты Михалкова). Царская охранка пытается пресечь деятельность революционной Боевой группы, а также выявить среди своих "оборотня", который передает революционерам секретные сведения. Боевая группа революционеров ведёт повседневную работу: устраняет ненавистных чиновников, добывает деньги для партии дерзкими экспроприациями, пользуясь информацией анонимного высокопоставленного источника. Сюжет закручен лихо, концовку трудно угадать вплоть до самого драматического финала.
Подлинная история борьбы царской охранки с боевыми организациями народовольцев, эсеров, большевиков даёт неисчерпаемый материал для увлекательных и поучительных книг, захватывающих кинофильмов. Современные киношники неспроста взялись экранизировать историю, рассказанную в одноимённом романе популярного Б. Акунина, и не просто так у них картина у них удалась. Художественная правда киноэкранизации победила постмодернистскую игру смыслами книги-оригинала.
Не нужно опасаться, что на этот раз зрителя снова проведут шумной рекламой и зазывающими лозунгами, как вышло с экранизацией предыдущего детектива Б. Акунина про турецкий гамбит. История, рассказанная в киноверсии "Статского советника", художественно, достоверно, правдиво перекликается с сегодняшним днём.
Дело не в декорациях, не в ретро-антураже, в исторической наглядности — при современной технике постановки и съёмки кинофильмов, возможностях компьютерной графики это вопросы решаются чисто технически. Достоинство "Статского советника" — в убедительной актёрской игре Никиты Михалкова и Константина Хабенского, в силе созданных ими художественных образов двух главных персонажей. Фильм радует яркими, сильными характерами двух достойных врагов: вице-директора Департамента полиции и руководителя боевиков-революционеров.
В фильме есть поверхностные аналогии прошедшей истории с днями сегодняшними, но они не в пользу современности. История повторяется: общество снова поделено на богатых и бедных, господ и рабов, народ хочет лучшей жизни, растёт массовое недовольство, а власть потеряла все связи с реальностью, но тупо закостенела в нежелании хоть что-то изменить к лучшему. Однако в то далёкое прошлое революционеры казнили ненавистных народу чиновников, а не взрывали дома с мирными жителями. Они "переступали кровь" не для того, чтобы "срубить бабки" и отвоевать себе право на легальный бизнес, не были больными на голову маньяками-садистами. Нет, наверное, и такие были в революционном движении, где ж их не бывает, но не они играли первую скрипку. И в фильме "Статский советник" изобразили такого "идеального революционера". Хабенский-Грин сам живёт аскетически, но идёт на смертельно опасную экспроприацию не задумываясь, потому что партии срочно нужна очень большая сумма.
Полным историческим анахронизмом, но не в пользу современности, выглядит ярчайший образ высокопоставленного чиновника-"силовика", который искренне говорит о том, что хочет блага своей Родине. Все хитроумные, смертельно опасные, рискованные комбинации князь Пожарский-Михалков выстраивает, чтобы опасные революционеры и, говоря современным языком, коррумпированные и неэффективные чиновники уничтожали друг друга. И вот такой тип прибывает из Питера в Москву — не злая ли насмешка эта над нынешними "питерскими чекистами" и прочими "силовыми олигархами"?
Читая книгу, просматривая фильм, в прошлое интересно переноситься ради соприкосновения с подлинной жизнью, чтобы почувствовать скрытый смысл в толще исторического процесса. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, и достоинство художника в том, что он силой своей творческой фантазии проникает в эту сверхреальность и переносит туда свою аудиторию. Поэтому фальшивы, неподлинны и неинтересны все последние псевдоисторические саги о "троях", "гладиаторах", "александрах македонских" и "турецких гамбитах", сколько бы денег ни затратили на декорации, костюмы, массовки и боевых слонов. Напротив, когда создателям фильма удаётся прочувствовать подлинную драму прошлого времени, кажется, что всё оно так и было, потому что так должно было быть. Что по правде жили-были такие, как революционер Грин с лицом Константина Хабенского и жандарм-комбинатор в обличье Никиты Михалкова.
А Фандорин? Да нет в этом фильме никакого такого особенного "Фандорина". Как верно, не было их в те времена, как никому не нужны такие фандорины сегодня. Нет места "абстрактным профессионалам", не интересен "супердетектив", интеллектуал-резонер там, где полыхает классовый конфликт, где идёт вселенская борьба добра и зла. Ты или с этой стороны, или с той, а нет — иди прочь. Шерлок Холмс не смотрелся бы в кожанке чекиста. Так и Фандорин в исполнении Олега Меньшикова бесцветен, неинтересен, как бы он в потугах дедукции ни выкатывал глубокомысленно глаза. Этот персонаж приходится искусственно "оживлять" экзотическим антуражем — то "японской порнографией", то сверкающей в ванной-лохани голой задницей молодой актрисы. Фандорин-Меньшиков в этом фильме вышел просто второстепенным персонажем.
Не нужно удивляться, что на рекламных плакатах фильма изображены Пожарский-Михалков и Фандорин-Меньшиков. Ведь что такое реклама? Чем её больше, чем ярче лозунги, тем больше вероятность, что зрителя зазывают на какую-то безыскусную поделку. Инвесторы, которые вложили в съёмки фильма большие бабки, хотят вернуть их и получить ожидаемые прибыли. И нельзя верить восторженным откликам зрителей и кинокритиков о таких кинокартинах: кому охота признаться, что тебя за твои же деньги оставили в дураках? Не имеет значения, принесет или нет запланированные кассовые сборы показ "Статского советника" и продажа его на видеокассетах и DVD, не так важно, как много зрителей он соберёт в кинозалы. Фильм просто состоялся как художественное произведение. Этого не купишь ни за какие деньги и не измеришь никакими рейтингами. Кино как большое искусство, которое волнует сердца, говорит о самом важном и главном для современников — в прошлом. Или в будущем, когда переменится наше общество.
1.0x