Авторский блог Владимир Филин 03:00 1 июня 2005

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАУЗА

| | | | |
Владимир Филин
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАУЗА
С апреля в российской политике образовалась пауза. Она вызвана раздумьями Владимира Путина, как жить дальше: уйти из Кремля в 2008 году, либо остаться на третий срок — другого варианта сохранения власти реально не существует. В наших условиях переход к парламентской форме с Путиным-премьером не панацея. Хотя бы потому, что премьера в любой момент можно снять простым голосованием в Думе. А надеяться на постоянную личную лояльность парламентского большинства может только очень наивный человек. Путин не наивен. Поэтому единственный для него способ остаться после 2008 года — сохранить должность президента с нынешним объемом полномочий. Но Конституция это запрещает. Значит, ее надо поменять. Например, через референдум, как Александр Лукашенко. Однако сделать это непросто. Прежде всего по причинам внешнего порядка.
Путинская Россия находится в крайне зависимом от США положении. Это даже не требует доказательств. Между тем, отношение к Кремлю за океаном становится все более прохладным. Первопричина даже не в том, что Путин делает что-то неугодное Вашингтону. Наоборот, все директивы заокеанского "обкома" выполняются им неукоснительно. Но вопрос стоит о качестве управления. По мнению американцев, с которым трудно не согласиться, нынешняя кремлевская команда настолько некомпетентна и коррумпирована, что рано или поздно своими глупыми корыстными действиями обязательно спровоцирует в России анархию и хаос. Нечто наподобие Бишкека, а то и Андижана. США этого не хотят. Мы слишком важны для "нового мирового порядка", и поэтому Запад предпочел бы, чтобы процесс нашей деградации носил более управляемый характер.
Таким образом, делается вывод: Путина нужно менять. И чем быстрее, тем лучше. Весна 2008 года — это крайний срок. Определились в США и со сменщиком. В этом качестве называют Михаила Касьянова. Выбор на него пал даже не потому, что он устраивает американцев, хотя это и так. Более важными представляются его преимущества перед Путиным как управленца, способного минимизировать риск возникновения нештатных ситуаций. Наконец, есть еще одно обстоятельство. На Западе всерьез устали от алчных поползновений нынешней кремлевской команды, от устроенного ею коррупционного беспредела, невиданного даже в ельцинские времена. Конечно, команда Касьянова — тоже далеко не ангелы. Но приписываемые ей кремлевскими политтехнологами "два процента" — это все же не 25 и тем более не 50 процентов, которые вымогают с бизнеса, в том числе с иностранного, нынешние обитатели Кремля.
В апреле в Москве побывала Кондолиза Райс. Она много чего наговорила бестактного, в том числе публично. Затем в мае у Путина гостил Буш-старший. Он бестактных заявлений не делал. Но смысл обоих визитов одинаков. Это неофициальный ультиматум. Его принятие — необходимое условие, при выполнении которого Запад обещает не поддерживать надвигающуюся в России революцию. Смысл ультиматума в следующем. Путин не должен менять Конституцию. Через три года, в марте 2008 года, он покидает Кремль. Более того, Путин не будет административным путем навязывать стране своего преемника типа Грызлова, Миронова или Сергея Иванова. Сами же выборы-2008 будут относительно свободными. При этом внешне они должны выглядеть не только как избрание конкретной личности, но и как выбор пути развития. Вариантов здесь два. Первый: умеренно-либеральный курс. То есть либерализм без гайдаровских эксцессов, с определенным акцентом на социальные нужды населения. Кандидат тут, который, по замыслу, и станет следующим президентом, уже, как говорилось выше, определен. Это — Касьянов. Механизм его избрания также в целом ясен — финансовое превосходство над конкурентами плюс медиа-стратегия по образцу 1996 года.
Второй вариант — национально-патриотический. Для его маргинализации следует ожидать широкого применения специальных информационных технологий. В частности, обвинений в антисемитизме. Тем более, что провокаторов в патриотическом лагере всегда хватало. Их даже с избытком. Поэтому поводы, наподобие "письма пятисот", всегда под рукой. Что касается персоналии кандидата, то здесь возможны варианты, хотя их и немного. Но кто бы ни возглавил данный фланг, этот человек, а вместе с ним выражаемая им идеология, по замыслу, приговорены к политической зачистке. Другое дело, что планы не всегда реализуются так, как задумываются. Но это, как правило, становится известным постфактум.
Закономерен вопрос: согласится ли Путин с американским ультиматумом? Мой прогноз — согласится. У него нет выбора, кроме разве что международной обструкции, к которой он психологически не готов. Тем более, что его "друг" — канцлер Шредер, с которым его связывают обязательства личного характера, уже этой осенью с высокой вероятностью лишится поста, уступив его бывшей гэдээровской диссидентке Ангеле Меркель. С другой стороны, после ухода Путина от власти Запад и Касьянов наверняка пообещают ему полную личную безопасность, иммунитет от судебных преследований, включая Чечню и взрывы домов, привычный комфорт и престижный международный статус, как у Горбачева и Ельцина. Требуется же от него немногое: в течение оставшихся трех лет не делать демонстративных антидемократических шагов внутри страны, не вмешиваться в СНГ, ограничить энергетическое сотрудничество с Китаем, "сдать" Лукашенко и, что самое важное для США, существенно продвинуться в сфере "обеспечения безопасности" ядерных объектов. То есть поставить наш ядерный комплекс под международный (читай — американский) контроль.
Между тем, давая гарантии лично Путину, его окружению ничего не обещают. Точнее, собираются работать с ним в индивидуальном порядке. Здесь оказалось весьма кстати "дело Адамова", показывающее, что с любым российским бизнесменом и чиновником и с их "честно заработанными" деньгами в западных банках и оффшорах, если понадобится, могут проделать все что угодно. Тут и заявление Леонида Невзлина о том, что отвечать по делу ЮКОСа придется не только Игорю Сечину, но и Дмитрию Медведеву, Владиславу Суркову, Алексею Кудрину и даже Роману Абрамовичу. Таким образом, кремлевцам довольно грубо намекают, что их путь индивидуального спасения ведет в Вашингтон. По моей информации, этот намек понят, кое-кто даже уже отправился в путь.
Но не все. Есть в Кремле те, кто справедливо полагает, что их не простят ни при каком раскладе. Они уже оказывают давление на Путина, убеждая его отклонить американский ультиматум и приступить к подготовке третьего срока. Если это давление окажется бесплодным, то можно ожидать самого драматичного сценария. В том смысле, что какая-то часть президентского окружения рано или поздно "дернется". Как в свое время "дернулось" ГКЧП. И, скорее всего, с таким же плачевным результатом. Впрочем, может быть, кукловоды именно на это и рассчитывают, а все остальное — только для отвода глаз, в лучшем случае — про запас?
Пока же у нас пауза. По-видимому, продлится она где-то до августа, может быть, до осени. Владимир Путин, уже политический банкрот, но пока еще президент России, думает, что-то решает...
1.0x