Авторский блог Павел Былевский 03:00 6 апреля 2005

ЗАКАТ РЕСТАВРАЦИИ

| | | | |
Павел Былевский
ЗАКАТ РЕСТАВРАЦИИ
Контрреволюция в СССР, реставрация капитализма в России — великая загадка сфинкса, которая угрожает деградацией и гибелью всему человечеству. Чтобы подобрать ключ к этой сокровенной тайне современной всемирной истории, нужно понять, что же такое это попятное движение исторического времени. Осознание причин восстановления "дикого капитализма" помогает прозреть его неизбежный конец. Низвержение советской системы имело всемирно-историческое значение, но также "второе издание" социалистической революции в России будет означать возвращение локомотива истории из временной стоянки в тупике на магистральный путь.
Во времена реставрации кажется, что это навсегда, а предшествовавшая революция, советская эпоха — лишь эксцесс, досадная случайность. Но это лишь одна из иллюзий проклятого времени. Даже те, кто пытается убедить нас в этом, на всякий случай хранят деньги в зарубежных "сберегательных кассах". Да, Христос был распят, а Моцарт отравлен, но это не довод в пользу исторической правоты их оппонентов. Буржуазное общество в Англии и Франции окончательно утвердилось только после повторных революций, которые разделяли десятилетия периодов реставрации монархий Стюартов и Бурбонов. История человечества остаётся единым поступательным процессом, в котором новый принцип утверждается в нелёгкой и драматической борьбе со старым, эпохи революционных преобразований перемежаются временами застоя и регресса.
Революционные эпохи, "точки перехода", совпадения "максимума старого" общества и "минимума нового" богаты непростой борьбой революции и контрреволюции с неоднозначным исходом. Такие переходные периоды, переломные эпохи резко повышают роль в разрешении назревших глобальных противоречий субъективного фактора, способности угадывать вектор истории и творить будущее своими руками. Против творческого бесплодия имущих власть и богатства классов, их неспособности справиться с кричащими проблемами выступают выдающиеся мыслители и организаторы, вооружённые передовой теорией общества, весь подъём народных масс к историческому действу. Кто победит: революция или контрреволюция, новый общественный строй укрепится и будет развиваться или произойдёт реставрация прежнего, откат назад? У одной стороны — власть, все богатства мира, спецы, у другой — историческая правота, народное сочувствие и передовая общественная теория…
О всемирно-историческом значении Великой Октябрьской социалистической революции неспроста писали много, потому что это было настоящее "русское чудо". Ценой титанических усилий советского народа удалось "за годы сделать дела столетий", почти одновременно провести индустриализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, осуществить культурную революцию. Социализм побеждал, пока решал всемирно-исторические задачи лучше — с меньшими ресурсами и эффективнее, чем более богатый и сильный капитализм. Великая Победа во Второй мировой войне, распад колониальных империй, создание мировой системы социализма подытожила безусловное превосходство новой общественной системы.
Советский социализм стал прекрасным примером блестящего решения задач ранних, "национальных" социалистических революций и построения нового общества "в отдельно взятых странах". Вторая половина двадцатого века поставила перед человечеством новую задачу, история объявила тендер на лучшее решение. Развитие производительных сил человечества — науки и техники, технологий и промышленности, средств общения (коммуникаций) и сообщения (транспорта) — открыло колоссальные возможности для человечества в целом и для каждого отдельного человека. Общаться и встречаться с людьми, живущими на другом конце земного шара, стало легче, чем в предшествующие времена с жителями соседней деревни.
На повестку дня встала "мировая революция" в той или иной форме. Были две противоположные модели нового общественного устройства для всего человечества. Первая — свободное объединение народов для развития по примеру СССР и мировой системы социализма, вторая — империалистическая глобализация под пятой единственной сверхдержавы по типу блока НАТО. Необходимость этих преобразований во всемирном масштабе объективно назрела, но осуществились они не как "мировая революция", а скорее как "мировая контрреволюция".
Спора нет, смоделировать и осуществить посткапиталистический миропорядок — реальную альтернативу эксплуатации всего человечества "золотым миллиардом", добиться трансформации США и Западной Европы в социалистические общества — задача не из простых. Но сложность задачи, объективные трудности нисколько не снимают вины с послесталинских руководителей КПСС и СССР за замедление темпов развития и последовавшую реставрацию капитализма. Много ранее задачи построения и обороны Советского государства, социалистического общества были решены Лениным и Сталиным в тысячекратно более сложных условиях, с неизмеримо меньшими материальными и человеческими ресурсами, но с колоссальным напряжением интеллектуальных сил.
Для управления стремительной ездой на "локомотиве истории" требуются только высококвалифицированные "машинисты". Выиграть в заведомо проигрышной позиции может только очень сильный игрок, а первоначально старый мир гораздо сильнее нового. Библейская притча про избиение младенцев царём Иродом учит: никакого рыцарства или джентльменства от "сильного" в такой ситуации ожидать не приходится. Ошибки лидеров революционного процесса обходятся слишком дорого — резко возрастает опасность снижения темпов преобразований, выхолащивается их смысл, нарастает опасность победы контрреволюции.
Контрреволюция всегда спекулирует на ошибках революционеров, предлагая суррогатные решения назревших проблем. Классические контрреволюции развивали в иной форме то ценное, что не успела или не смогла сделать революция. Реакция узурпирует программу революции, проводя необходимые всем перемены по-своему, в своих узкокорыстных интересах. Реставрация является попятным движением, регрессом, деградацией, но эта разрушительная работа проводится только под прикрытием некоей "позитивной программы". Не нащупав это "кощеево яйцо", нельзя ни понять причин реставрации, ни предугадать время завершения возможностей реставрации. Правильное понимание источника силы врага позволяет обернуть его самое мощное оружие против него самого.
"Глобализм" оказался временной альтернативой всемирной революции, имитацией радикального мирового переустройства. Контрреволюция в СССР прошла под знамёнами "возвращения в мировую цивилизацию", вся позитивная программа реставрации капитализма свелась к демонтажу элементов советской системы. Позитивная программа нынешней реставрации — интеграция обломков СССР в глобальную политику, а сырьевых отраслей российской промышленности — в международную экономику "однополярного" мира под руководством США.
Контрреволюция и реставрация капитализма в СССР продлили век империалистической модели "глобализации". Эксплуатация богатейших природных и трудовых ресурсов России служит резервом развития экономик стран "золотого миллиарда". В России реставрирован капитализм гниющий, на излёте, потому язв тысячекратно больше, чем плюсов, и кучке олигархов-чиновников "вершки", а народу — "корешки". Весь "позитив" реставрации капитализма для россиян в том, что на "проценты" с этих прибылей содержится "оккупационная администрация", олигархи и "новые русские" разных калибров. А широким массам падают крохи с "барского стола" в виде ширпотреба, разнообразных "стеклянных бус" — иномарок, евроремонта, персональных компьютеров, бытовой электроники и мобильных телефонов. Баланс позитива и распада в эпоху реставрации явно неутешителен.
Итак, реставрация осуществляет только временное и частичное решение назревших перед обществом проблем. Необходимые перемены, движение вперёд осуществляются уже однажды отринутым историей путём, черепашьими темпами, и человечеству приходится платить неприемлемо высокой ценой, народными страданиями и колоссальным разрушением созданных богатств. Наступает время, когда реставрация полностью и бесповоротно исчерпывает свои возможности, свой "относительный позитив", даже частичную оправданность. Известно, что каждую революцию подстерегает контрреволюция, но точно так же каждая реставрация страшится повторной революции. Но неизбежно вызревает новая революционная ситуация, которая разрешается "второй редакцией" революционных преобразований.
Внесистемной оппозиции нужно видеть эти внутренние пределы возможностей правителей эпохи реставрации, чтобы верно выстраивать тактику революционной борьбы. Абсолютный предел реставрационных процессов вытекает из их преимущественно отрицательного, разрушительного характера и определяется степенью падения производства, обнищанием и сокращением населения, глубиной идеологической, культурной, моральной деградации.Поэтому никакая предшествовавшая реставрация никогда полностью не уничтожала результатов предшествовавших революционных преобразований. Реставрации оказывались бессильными полностью возродить прошлое, и речь шла лишь о достижении некоей "критической точки" этого возврата. Чем менее радикальными были контрреволюционные преобразования, тем более мягкими и мирными оказывались последующие новые революции.
Разрушительные процессы, сопровождающие реставрацию капитализма в нашей стране, вызвали колоссальный коллапс производительных сил во бывших всех республиках СССР. В самом худшем случае рано или поздно должен остаться некий "абсолютный ноль" — расчленение России, исчезновение населяющих её народов и поглощение её территорий соседними странами. Демонтаж систем советского социалистического общества не может продолжаться бесконечно. "Точка возврата" к старому советскому социализму пройдена, разрушены политическая, экономическая системы, упало производство и сокращено народонаселение, у населения отняты льготы, проводятся грабительские разрушительные реформы системы социального обеспечения. Но это значит, что близок "низший порог", последний предел реставрации.
Относительным пределом реставрации может выступить каждая антиреформа, проводимая властями, любое системное преобразование, резко и искусственно обостряющее нужды и бедствия народа. "Абсолютный" и "относительный" пределы реставрации между собой тесно связаны: чем больше уже разрушено, тем меньше запасы прочности у всей системы, тем более болезненно воспринимаются массами даже не очень значительные, просто знаковые перемены. Реставрация постоянно проходит "критические точки", потенциально чреватые созреванием революционной ситуации.
Такими критическими моментами стали массовые анпиловские митинги 1992 года, подавленное в октябре 1993 года народное восстание защитников Советской Конституции, реальная угроза победы лидера КПРФ на выборах Президента России в 1996 году, перспектива отрешения от власти ельцинской "семьи" в 2000 году. Необходимо заметить, что в "критической точке" вновь начинает играть роль субъективный фактор. Большую роль в проведении контрреволюционных преобразований играют интеллектуальные и организационные качества правящего класса и его лидеров. Осуществляя поэтапный демонтаж социализма в России, опытный партаппаратчик Ельцин при необходимости часто "жал на тормоза": "суд над КПСС" заглох, регистрировались и действовали новые коммунистические партии, КПРФ пустили в Государственную думу, после "дефолта" пригласили "розовое" правительство Примакова — Маслюкова. А когда совсем "запахло жареным", правящую "семью" спас преемник — выходец из КГБ.
У нынешних имущих власть и собственность классов "тормоза", похоже, отказывают. Паразитический и компрадорский капитализм, предельно коррумпированный государственный аппарат гипертрофированно воспроизводят худшие черты позднего советского чиновничества. Радикальные реформаторы путинского разлива вконец зарвались и потеряли всякое чувство меры. Едва ли не решающую роль в создании революционной ситуации "сверху" играет "партия власти" "Единая Россия". Как было сказано про персонажей реставрации после Великой Французской революции: они ничего не запомнили и ничему не научились. В 2005 году путинско-"единороссовский" режим, проведя целый пакет предельно антисоциальных законов, подвёл реставрацию к "критической точке".
"Субъективный фактор" предъявляет особые требования к коммунистам и патриотам. Глупая и неуступчивая власть может помочь сформироваться революционной ситуации, но никогда не "упадёт" сама. Коммунистам и их союзникам сегодня необходимы наличие яркого позитивного общественного проекта, консолидация общественных сил ради его реализации, умение объединиться и организовать массы, готовность бороться за лучшую жизнь до последнего. "Мировое сообщество" добилось реставрации капитализма в нашей стране, и расчленения СССР. Но наша Родина, насильно "возвращенная в мировую цивилизацию", вначале найдёт силы поставить точку в отечественной новейшей истории реставрации капитализма, а потом поможет всему человечеству вернуться на новый путь общественного развития. Да, мы отошли назад, но только для разбега и нового прыжка вперёд.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Ричард Косолапов, доктор философских наук, профессор:
“По моему глубокому убеждению, глубоким народным революциям предшествовали революции в умах: Великой Французской революции — век Просвещения, Октябрьскую революцию в России задолго готовили революционные демократы, Герцен, Чернышевский и многие другие, Ленин и Сталин были великими мыслителями. Причина реставрации капитализма обратная: после Сталина в руководстве Коммунистической партии не оказалось кадров соответствующего теоретического уровня, они просто поддерживали движение в заданном направлении. Капиталистическая контрреволюция была подготовлена политически и идеологически приходом к власти группы Хрущева. Не было адекватного осознания происходящих в мире и в стране изменений, понимания необходимости осуществления сдвигов и преобразований.
Важным симптомом того, что процесс реставрации исчерпывает себя, сегодня служит нарастание всеобщего недовольства властью, массовые акции протеста и консолидация для борьбы всех трудящихся. Если пенсионеры борются за "болотную копейку", то "интеллектуальный пролетариат" выступает за лучшее будущее — за возможности отечественного научно-технического прогресса, творческого труда на уровне двадцать первого века.
Всё ещё впереди: чтобы организоваться и победить, трудящиеся должны ощутить "волю к власти". На это можно надеяться, это происходит внезапно, как озарение. И тогда мы станем свидетелями и сотворцами "исторического чуда" — новой революции”.
Александр Фролов, член Президиума ЦК КПРФ:
“Явление реставрации связано с ранним характером революции и угрожает стране-первопроходцу по новому историческому пути. Попятное движение истории, временное возвращение на предшествующую ступень не является исторической необходимостью, объясняется совпадением трагических случайностей и ошибок политического руководства. Реставрация восстанавливает те противоречия, которые и послужили причиной революции, и потому неизбежно ведёт к новой революции. Это противоречия не решаются, а только накапливаются и обостряются.
Нынешняя ситуация реставрации капитализма в России напоминает период между 1905 и 1917 годами. Поэтому "второе издание" русской революции неизбежно, это даже мэр Москвы Юрий Лужков признал, причём в самой ближайшей перспективе”.
Виктор Тюлькин, первый секретарь ЦК РКРП-РПК:
“Реставрация капитализма в СССР и других странах социалистического лагеря произошла из-за отступлений в теории и практике социалистического строительства от научного коммунизма, от отношения к делу построения нового общества именно как к науке. Стало ясно, что с реставрацией капитализма потерян не просто уровень потребления, а общество с товарищескими, по-настоящему человеческими отношениями между людьми. Нужно говорить не только об исчерпанности возможностей российской реставрации капитализма, а об исчерпанности возможностей капиталистического развития в масштабах всего мира, модели "общества потребления", которое навязывают всем как идеальную модель развития. Элементарные расчеты показывают, что весь мир не может жить как население США, которое составляет пять процентов человечества, а потребляет сорок процентов природных ресурсов.
Вместе с тем уровень развития производительных сил вполне позволяет осуществить разумную и справедливую организацию общества с условиями для развития каждого человека. Однако перейти к такой модели общественного развития можно только через борьбу, причем борьбу яростную, поскольку ни мировые империалисты, ни российские реставраторы своего неправедно нажитого мирно отдавать не собираются, откровенно говорят: "мы будем стрелять". Что ж, эти господа сами выбирают оружие, на котором нам предстоит сражаться”.
1.0x