Авторский блог Редакция Завтра 00:00 3 ноября 2004

НЕ ПРЕДАЙ!

| | | | |
Ахсар Кодзати
НЕ ПРЕДАЙ!
Необычайно тревожно для моего многострадального народа нынешнее время, когда над ним нависла новая беда. 230 лет назад Осетия добровольно вошла в состав России в надежде, что будет избавлена от полного физического исчезновения. Однако южная часть ее, волею обстоятельств оказавшаяся за Главным Кавказским хребтом, в XX веке националистическими правителями Грузии дважды подверглась широкомасштабному геноциду. "В 1920 году осетинское население Южной Осетии составляло 100 тысяч человек, а в 1980 году, спустя 60 лет — 68 тыс. человек. Это следствие июньского геноцида 1920 г. и колониальной политики Грузии. Отметим, что грузинское население в Южной Осетии возросло за годы после геноцида в несколько раз и составляет теперь более четверти общего количества. Вот данные июньского геноцида. Свыше 5 тысяч мирных жителей было уничтожено за неделю карательных акций регулярными правительственными войсками Грузии, сожжено дотла 50 деревень, 50 тыс. человек бежали на Северный Кавказ. 100% посевов было уничтожено, 80% из общего количества, т.е. 100 тыс. голов мелкого и 60 тыс. голов крупного рогатого скота, было также уничтожено, распределено среди грузинских переселенцев, разграблено. В результате голода, холода, эпидемий тифа и холеры среди беженцев общее число жертв достигло свыше 15 тысяч человек. Общий материальный ущерб составил свыше 5 млн. руб. золотом" ("Осетия и осетины". Владикавказ — Санкт-Петербург, 1994, стр. 265).
А вот результаты второго геноцида осетин, учиненного грузинским "фюрером" 3. Гамсахурдиа: "С ноября 1989 года по июль 1992 года погибли свыше 3 тысяч мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропали без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию. Грузинами было уничтожено оборудование почти всех заводов и фабрик на территории Южной Осетии, взорвано больше десятка мостов" (газета "Завтра", 2004, № 28).
Такова черная неблагодарность Грузии осетинам за то, что они в течение многих веков помогали ей строить свое государство, приходили на помощь, когда она оказывалась на грани катастрофы. Для грузинских властей, запамятовавших все это, приведу несколько фактов из истории. "Божество грузин" — так назвал великий Руставели осетина Сослана-Давида, мужа царицы Тамар (кстати, ее мать тоже была осетинкой). "В многочисленных походах грузинских войск Сослан-Давид проявил недюжинные способности полководца и бесстрашного витязя, заслужил искреннее уважение грузинского народа, во славу которого он не щадил себя. Грузинский народ в лице его замечательного поэта Чахрухадзе назвал Сослана-Давида "великим осетином" (Г. Д. Тогошвили. "Сослан-Давид". Владикавказ, 1990, стр. 95). "Отныне стали друзьями армяне, картлийцы и овсы (осетины. — А. К. ). Заодно сражались против общего врага", — свидетельствует средневековый грузинский историк Леонти Мровели (Л. Мровели. "Жизнь картлийских царей". М. "Наука", 1979, стр. 35).
Русский академик П. Бутков также отмечал, что с каждого осетинского двора уходило на помощь Грузии до 3-4 вооруженных человек ( М. Блиев. "Русско-осетинские отношения". Орджоникидзе, 1970, стр. 164). Осетины нередко предоставляли убежище для грузинских царей, бежавших от персидских и турецких поработителей. Например, они гостеприимно приютили царей Теймураза, Арчила, царевича Георгия и других.
Историки в один голос говорят: не было сколько-нибудь значительной войны, которую вела Грузия, где бы в состав грузинских войск ни входили осетины.
Порядочные грузины по достоинству и с признательностью оценивали благодеяния, которые совершали осетины во имя процветания их страны. Известный историк Г. Меликишвили отмечал: "Грузины уважают осетин за их доблесть и значение для Грузии, им отводится первенствующее место в официальных церемониях" (Г. Меликишвили. "К истории древней Грузии". Тбилиси, 1959. стр. 338). А вот слова классика грузинской литературы К.Гамсахурдиа, отца того самого Звиада, который пошел войной на абхазов и южных осетин, но потерпел полный крах: "Испокон веков грузинские Багратиони своих царевичей отдавали на воспитание в Осетию". И еще одно высказывание. Принадлежит оно уже нашему современнику, очевидцу событий начала 90-х годов, предчувствовавшему пагубность преступных деяний Звиада и резко осудившему их. Это выдающийся философ М. Мамардашвили: "Защищая достоинство абхаза, армянина, осетина, защищаешь свое достоинство, иначе для меня не существует высокое понятие грузина" (газета "Молодежь Грузии", 21.09.90).
К великому сожалению, в последнее время грузинское общество, отравленное националистическим ядом звиадизма, начало утрачивать эти добрые традиции. А что касается нынешнего главы Грузии, то он прямой духовный последователь 3. Гамсахурдиа, с той лишь разницей, что последний был абсолютно откровенен в своих агрессивных целях, Саакашвили же на словах прикидывается добряком, обещая осетинам и абхазам широкую автономию, где якобы они будут благоденствовать. Но в мыслях батоно Саакашвили, конечно же, вынашивает те же гнусные планы создания унитарного грузинского государства с последующей насильственной ассимиляцией инородцев или расправой с ними.
"Какое низкое коварство!" — как писал Пушкин…
Иезуитское предписание о территориальной целостности государств уже более полувека дамокловым мечом висит над малочисленными народами, цинично подавляя их волеизъявление. Этой вопиющей несправедливостью был глубоко возмущен А. Солженицын. В своей Нобелевской лекции (1972) он отмечал: "Четверть века назад в великих надеждах человечества родилась Организация Объединенных Наций. Увы, в безнравственном мире выросла безнравственной и она. Это не организация Объединенных Наций, но организация Объединенных Правительств, где уравнены и свободно избранные, и насильственно навязанные, и оружием захватившие власть. Корыстным пристрастием большинства ООН ревниво заботится о свободе одних народов — и в небрежении оставляет свободу других". Даже А. Сахаров отмечал "национальную проблему в малых империях, которыми по существу являются республики — например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию и другие национальные образования" ("Огонек", 1989, № 31, стр. 26).
То, что эти и многие другие голоса не были услышаны, говорит о полном пренебрежении со стороны ООН и других международных структур к судьбам малочисленных этносов. А ведь именно на них в первую очередь должна распространяться эта пресловутая установка на целостность — именно им угрожает исчезновение, и забота о их сохранении — долг всего человечества.
Урон, который терпели осетины от Тбилиси в течение долгого времени, невосполним. Но власти Грузии были обязаны хотя бы извиниться за свои злодеяния. Этого требуют элементарные нормы человеческого поведения. Увы, они пренебрегли даже этими нормами. Зато набрались наглости снова добиваться возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Это ли не верх цинизма!
Неонацисты, фальсифицируя все и вся, хотят отнять у осетин даже название их исторической родины "Осетия", где они жили еще до нашей эры, и заменить его грузинским топонимом "Шида Картли". Между тем совестливые грузины-географы всегда четко разделяли территорию Южной Осетии от собственно Шида Картли. "Юго-Осетинская автономная область расположена в средней части Кавкасиони между Северо-Осетинской АССР и Шида Картли", — сказано в учебнике по географии для 7-го класса, изданном на грузинском языке в Тбилиси в 1956 г. В другом учебнике на русском языке подчеркивается то же самое: "По своему рельефу Юго-Осетия представляет собой среднегорную и высокогорную область, которая спускается с севера — с Главного хребта Кавкасиони на юг — к Шида Картлийской низине" (А. Н. Джавахишвили. "Физическая география Грузинской ССР". Тбилиси, 1973, стр. 143).
Поражает парадоксальность действий грузинских властей последних лет. Когда они совершают бесчинства по отношению к национальным меньшинствам, нормы международного права для них не существуют. Когда же в результате их преступных акций Грузию постигает беда, они начинают трезвонить во все колокола, призывая международное сообщество к признанию территориальной целостности их страны. И к ним, запятнавшим себя зверствами, спешат на помощь "сердобольные мужи" из-за океана. В то же время эти "милосердствующие дяди" и в грош не ставят интересы более несчастных народов.
В такой тяжелой ситуации осетинам остается уповать только на Россию. По всей видимости, корни нашей естественной тяги к русскому народу таятся в глубокой древности, в индоевропейском мире, включающем как славян, так и скифо-сармато-алано-осетин. Свою роль, очевидно, сыграло и то обстоятельство, что мы единственный на Северном Кавказе народ, исповедующий христианство: аланские храмы относятся к числу самых древних на территории Российской Федерации. Величайший наш поэт Коста Хетагуров отмечал, что "осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских". Впрочем, на доброе отношение осетин к русскому народу задолго до Коста многократно указывали и сами русские. "Из всех прочих народов горских наиболее оказывают привязанность к России и даже склонность к закону христианскому осетины", — писал в XVIII веке астраханский губернатор И. Брылкин. Другой документ свидетельствует: "Осетинский народ с давних времен предан России". То, что осетины "глубоко преданы русским", подтвердил и военный историк XIX века, генерал-лейтенант Н. Дубровин.
Наши предки принимали самое активное участие во всех сферах жизни империи. Это особенно проявлялось в лихолетья. "Вообще поведение Осетинского дивизиона в эту кампанию по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы", — писал прославленный русский генерал М. Скобелев во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (Б. В. Скитский. "Хрестоматия по истории Осетии". Ч. I, Дзауджикау, 1949, стр. 319). Чудеса храбрости показали осетины и во время Русско-Японской войны. А вот факты из другой эпохи. В войне с германским фашизмом сражалось более 100 тысяч моих земляков. Около половины из них не вернулось домой, т.е. почти каждый шестой сложил свою голову на полях сражений. 35 осетин стали Героями Советского Союза, столько же — генералами. Осетины занимают первое место в стране по числу Героев Советского Союза (в процентном отношении к численности населения). "Народ Осетии выполнил свое историческое задание... Слово "осетин" с уважением произносится на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами", — писал известный русский писатель П. Павленко.
Весомый вклад внес мой народ и в русскую культуру. Упомянутый выше Коста Хетагуров был не только великим осетинским поэтом, но и талантливым русским литератором. Всему научному миру известно имя крупнейшего ираниста-этимолога XX века академика В. Абаева. Осетины Г. Газданов и Т. Кибиров стали видными представителями русской литературы. Одним из лучших исполнителей роли шекспировского Отелло был признан народный артист СССР В. Тхапсаев. За выдающийся вклад в культуру человечества осетину В. Гергиеву присвоено звание "Артист мира".
Осетия является кузницей по подготовке атлетов по многим видам спорта. Олимпийскими и многократными чемпионами мира стали С. Андиев, М. Хадарцев, Л. Хабелов, Д. Мусульбес, А. Фадзаев, В. Богиев, Т. Таймазов. В 1999 году на чемпионате мира по армрестлингу наши спортсмены завоевали 25 золотых медалей.
В истории русско-осетинских отношений не было ни одного случая, когда бы мой народ предал Россию. Можем ли мы рассчитывать на то, что и Россия ответит нам тем же? У нас, признаться, большие сомнения на этот счет — ведь она уже однажды, в начале 90-х годов прошлого века, совершила вероломство по отношению к нам и абхазам. Народам, которые желают быть вместе с ней, "демократическая" Россия отвечает молчаливым отказом или ссылками на незыблемость границ…
Да и ООН, как уже было сказано, ревниво оберегает свободу одних народов, пренебрегая свободой других, что подтверждают события последних лет. Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина с родственным по языку населением вышли из состава Югославии, а осетины и абхазы, языки которых ничего общего не имеют с грузинским, почему-то лишены права на самоопределение.
Хотелось бы спросить у президента России: разве Россия, когда-то, увы, "подарившая" Грузии Абхазию и южную часть Осетии, не ответственна за их сегодняшнюю судьбу, тем более, что 90% населения этих республик — ее граждане? Если Россия, наконец, решится на ответственный шаг и примет в свой состав непризнанные республики, она, во-первых, исправит прошлые ошибки, а во-вторых, осетины и абхазы с чувством глубокого удовлетворения произнесут вслед за русским поэтом: "В Россию можно только верить". Но коли Москва по-прежнему будет придерживаться политики двойных стандартов, она окончательно потеряет наше доверие к себе, и в случае грузинской агрессии, весь юг России рискует быть вовлеченным в бессмысленную войну.
Автор — член Союза писателей России, главный редактор журнала "Мах дуг"
1.0x