Авторский блог Редакция Завтра 00:00 5 мая 2004

ЗАМЕТКИ ЗОИЛА

| | | | |
№19(546)
05-05-2004
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА
Кинофильм "Бумер" молодого русского режиссера Петра Буслаева — это яркий талантливый фильм о нашей сволочной жизни. В отличие от пропагандируемой повсюду коммерчески сделанной "Бригады", в "Бумере" нет ни эстетизации зла, ни его оправдания, ни его осуждения. "Не мы такие, жизнь такая…" — говорит один из героев, поставленных жизнью вне закона. За чертой милосердия.
Я не собираюсь оправдывать их убийства, ограбления. Но я понимаю, они — эта четверка крепких русских ребят, не злодеи по рождению. Они могли быть героями в Великую Отечественную войну, могли быть первыми космонавтами или даже первыми целинниками. Когда есть цель у поколения, у нации в целом, у страны, не сложны никакие трудности. А если цели нет — и выжить в этом мире нечем, а мыкаться в нищете неохота, куда идти молодым: ребятам в банды, девчатам на панель. Больше почти ни у кого из растущих в спальных районах Москвы, а тем более в провинциальных городках, никакого выбора нет. И я понимаю того же Кота, которого невеста зовёт переехать с ней во Францию. А кем он там будет — машины мыть, мусор подметать? Мыкаться всю жизнь на социальное пособие?
Кроме четверки героев — Петя с погонялом Рама,добродушный увалень, верный до предела, гибнущий, как какой-нибудь панфиловец, только не от немецких пуль, а от ментовских, Костян-Кот, мозг банды, разрывающийся между невестой и своей бандой, Лёха-Кила, абсолютный отморозок и сам идущий под пули, но и убивающий других без всякой жалости, Димон-Ошпаренный, из-за которого и начались все беды этой сплочённой группы, которого спасали от смерти у старухи-знахарки Собачницы и который в самом финале фильма сбежал от милицейских пуль, бросив друзей на гибель — пятым героем фильма, несомненно, стал музыкант-композитор Сергей Шнуров, "Шнур", не случайно получивший приз на последнем кинофестивале за лучшую музыку. Рефреном звучащие слова из его песни "Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его…" становятся определяющими для понимания фильма. Больше того, для понимания нашего времени. Не случайно мэр Москвы Лужков закпрещал концерты рок-группы Шнура "Ленинград" . Ни вопли рокеров напугали мэра, а нескрываемый бунтарский вызов всей системе. По сути, и фильм Петра Буслаева — это вызов нынешней системы жизни. Это не изощрённая игра с мечами в последних фильмах Тарантино "Убить Билла". Как бы великолепно ни был поставлен фильм прославленного кинорежиссера, он — пустышка буржуазного кино, умелая отвлекаловка, развлечение в сытой жизни. Цена крови, цена убийства в фильмах Тарантино или же в наших фильмах Петра Буслаева "Бумер", или же Алексей Балабанова "Война" — разная цена. Всё-таки русское кино не может состояться без смысловой идеи. Без проповеди или приговора.
В этом смысле — "Бумер" — чисто русский фильм. Я рад, что он стал культовым у молодёжи. Уверен, не потому, что все подростки захотят подражать тому же безбашенному Киле или пацанам, добивающим одиноких прохожих бейсбольными битами. Конец у таких отморозков всегда один, даже если их не возьмет в оборот милиция, добьют свои же, или сдохнут от водки и наркоты. Это — страшная жизнь, которая "Бригаде" и её лакированным героям и не снилась, это жизнь, показанная почти взаправду. Пропетая так, что начинаешь ненавидеть всё нынешнее время. Ибо, могло же быть у наших пацанов всё по-другому, ибо:
Все мы герои фильмов про войну.
Или про первый полёт на Луну.
Или про жизнь одиноких сердец.
У каждого фильма свой конец.
У нынешнего неореалистичнейшего фильма "Бумер", захватывающего своей правдой невыносимой жизни нашего низового народа, конец мог быть только такой, какой он и в реальности. Это, если уж сравнивать с западным кино, "Бонни и Клайд" наших русских дней. Фильм можно разбирать даже по кадрам, по эпизодам, и нигде не споткнешься на фальши.
Ведь можно этот фильм назвать и печальной концовкой нашей деревенской прозы.
Значительная часть фильма показывает современную вымирающую деревню, безвыходность которой пострашнее даже этих перестрелок парней с ментами. В ней уже нет жизни, она живет уже после смерти, и как бы ни были обаятельны эти осколки старой деревни, что сама врачевательница Собачница, что тракторист, боящийся денег, ибо с ними придется запить, что чудом залетевшая в деревню к больной парализованной матери, и так и застрявшая рядом с ней, родившая от одного из наших героев девочку, но так и не дождавшаяся его, сползающего после неудачного налёта на компьютерную фирму на землю, нашпигованного ментовскими пулями Петю-Раму — все эти герои из доброй детской деревенской сказки. Но делать им в этом разрушенном пространстве абсолютно нечего. Крестьянство ныне потеряло смысл крестьянской жизни. И кинорежиссер Петр Буслаев понимает это лучше нашего президента и всей его команды.
Этот фильм сразу после всех нынешних липовых "Ментов" показывает нам ментов настоящих, ментов в деле, таких же беспредельщиков, как бандиты, ничем не отличающихся от уголовного сброда. Правдивость и цельность этого восприятия в том, что и ментов фильм не осуждает. Он их показывает в реальности нашей сучьей действительности. Каждый выживает, как может. Петя— Рама ворует "Бумеры" (так в блатном мире прозвали машины "БМВ"), сельский мент подкладывает в машину травку, (завёрнутую в газету "Сельская жизнь", которую герои фильма — москвичи, в жизни не видывали), чтобы выбить из ребят деньги. Дальнобойщики то отдают рэкету изрядную долю товаров из фур, то, собравшись вместе, калечат стерегущих их бандитов. И хотя мне искренне жалко Димона, проткнутого отверткой дальнобойщика, и противен сам этот дальнобойщик, но я понимаю, что главная правда на стороне дальнобойщиков. Если их будут и дальше грабить на дорогах, будут и они убивать и беспредельничать. И конец у них тоже один — смерть в жутких обстоятельствах. "Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его…" — вся низовая Россия сейчас живет по таким законам. Не веря никакой власти. В этом смысле, что фильм "Бумер", что книга Лимонова "По тюрьмам" — схожи, говорят об одном и том же. О тех, кто сам сказать не может.
Весьма органически, всерьез, в фильме "Бумер" смотрятся даже вставки, такие тарантиновские наплывы, из прошлого, или из будущего того или иного героя. Они не раздражают, а разъясняют главную линию сюжета. Это фильм с открытым смыслом, осознанно влияющий на зрителей. И меня радует эта новая русская волна в кино. Их уже набралась целая обойма: Балабанов, Рогожкин, Хотиненко, рано погибший Луцик, Бортко, Буслаев. Раньше, чем литераторы, они преодолели постмодернистическую невнятицу и игровую развлекательность, понимая, что в России это не пройдет. Они борются за нашу жизнь, стараясь её изменить, меняя наше настроение, влияя на наши чувства. Пора и русским писателям нового поколения поучиться у них.
Владимир Бондаренко
1.0x