Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 апреля 2004

НЕ ВЫВЕЗЕМ, ТАК СГНОИМ!

| | | | |
№15(542)
06-04-2004
Виктор Белов
НЕ ВЫВЕЗЕМ, ТАК СГНОИМ!
Хроническая болезнь российского села заключается в том, что у хозяйств нет денег на горюче-смазочные материалы, на технику, на удобрения, на пестициды, на зарплату, в конце концов. Ни на посевную, ни на уборочную: снова нет денег на горюче-смазочные материалы, на технику, на зарплату.
Почему в рыночной России у крестьян нет денег, а в той же рыночной Америке у фермеров деньги есть? Попытались крестьянина переделать в фермера. Не получилось. Снова у российского крестьянина, хоть и назвали его фермером, нет денег. Почему? Почему российский крестьянин-фермер на деле оказался крепостным московских и местных чиновников?
Разобраться, с этим вопросом легче на конкретном примере 2002-2003 гг. В 2002, 2003 годах Россия собрала небывало высокий урожай. Если верить данным Минэкономразвития, валовой сбор зерновых составил 84-90 млн тонн, почти по 600 кг на человека. Россия собрала рекордный урожай — и сгноила.
Сгноила с огромными издержками по хранению собранного урожая. Ведь зерно — это не песок, который можно свалить в одну большую кучу. Зерно, сваленное в кучу, горит. Его необходимо ворошить, продувать, сушить. Естественные потери при хранении зерна на наших элеваторах достигают 10%. Да, Россия сгноила, и будет продолжать гноить собранное зерно.
Норма потребления хлебобулочных изделий составляет 110 кг на человека в год. Из 100 кг пшеницы получается 75 кг муки. Из 1 кг муки выпекается 1,3 кг хлеба. Итого человек в год съедает 112 кг пшеницы в виде хлебобулочных изделий. Добавим еще 30 кг на выпечку, макароны, каши и проч. Добавим еще 25 % на семена и естественные потери при хранении. Теперь мы знаем, что на мучные изделия уходит не более 180 кг зерна в год на одного человека. А развитые европейские страны, не экспортирующие зерно, собирают по 600 кг на человека.
Итак, один человек за год съедает 180 кг, а собирают 600 кг. Куда идет остальное зерно? На корм скоту и птице. Две трети от валового сбора страны, не экспортирующей зерно, идет на корм скоту и птице. Две трети от объема финансирования зернового с/х проходит через продажи свинины, говядины, бройлерного мяса, яиц, молочных продуктов. Вот несколько полезных цифр.
На производство одного десятка яиц уходит 1,7 кг кормов в пересчете на зерно, на 1 л молока — до 0,4 кг. На 1 кг бройлерного мяса — 3 кг. На 1 кг привеса свинины — до 5-ти кг. Чтобы совсем уж покончить со скучными цифрами и перейти к существу вопроса, отметим следующее. США выкармливает по две коровы и по одной свинье на семью из 4-х человек. Германия — по одной корове и 1,5 свиньи на семью из 4-х человек. Да что там говорить, Швейцария, банкирская, высокогорная страна с численностью населения 6,5 млн человек, выкармливает свиное стадо и стадо крупнорогатого скота численностью по 2 млн. голов каждое.
Хлебом, мясом, яйцами, молочными продуктами США, Канада, Западная Европа не только кормят себя сами, но еще и экспортируют. Почему?
Финансирование любой отрасли, любого предприятия в рыночной экономике проходит только через продажи. Даже госзаказ — финансирование производителя из бюджета — это закупка государством товара или услуги. Большая доля субсидий с/х поступает через государственные закупки с целью поддержания высоких цен на продукцию фермеров (см. рис. 1).
Две трети зернового с/х финансируется через продажи бройлерного мяса, свинины, говядины, яиц, молочных продуктов. Если страна импортирует мясо, сыры, сливочное масло, а не производит эти продукты сама, то с/х разваливается и страна теряет продовольственную независимость. А мы экспортируем мясо из 27 стран мира, том числе одних только "ножек Буша" на 1,2 млрд долларов в год. Вот почему нет денег у российского крестьянина! Потому что его деньги наше правительство отдает американскому фермеру.
г.Новосибирск
1.0x