44(467)
Date: 29-10-2002
Author: Олег Головин
ШОУМЕНЫ ТЕРАКТА
Когда вечером в среду случилась трагедия на улице Мельникова, вначале никто не мог до конца поверить в саму возможность проведения такого чудовищного теракта. Но поверить в итоге пришлось. Телевидение приостановило показ всех программ и, по примеру CNN в 1993 году, начало передавать новости с включениями с места событий через каждые 10 минут. На самом деле, сидя за экраном телевизора в тот вечер, можно было узнать гораздо больше, чем присутствуя непосредственно на месте. Другое дело, как все преподносилось. В последнее время все более модным жанром на отечественном ТВ стали так называемые "реалти-шоу". Новости в тот вечер превратились в такое же шоу "реального телевидения".
Чем больше времени проходило с момента захвата заложников, тем более субъективными становились оценки происходящего со стороны телеведущих, которые почти в открытую подталкивали власть на переговоры. Постепенно набирая обороты, синдром "лишь бы не было войны" вылился в апофеозное по своей мерзости "реалти-шоу" "Свобода слова" с Савиком Шустером в главной роли, где ведущий, равно как и гости, буквально требовал от властей выполнения всех требований террористов. Немногочисленные митинги в нескольких районах столицы широко освещались телевидением (в особенности НТВ и ТВС). Однако ближе к вечеру в пятницу, согласно разнорядке, поступившей из администрации президента, истерика в прямом эфире закончилась, уступив место дешевым боевикам и мелодрамам.
Когда же все закончилось более-менее благополучно для большинства заложников, телемэтры, равно как и их постоянные гости в те дни (Хакамада, Немцов, Кобзон, Явлинский, Политковская), достаточно долго отказывались верить в это. Требовали пропустить их на место трагедии, обвиняли спецслужбы в фальсификации. Но когда убедились в окончании операции своими глазами, в вечернем субботнем и воскресном эфирах требования пойти на переговоры с Масхадовым, "чтобы больше такого не повторялось", только усилились. Киселев, как всегда, в русофобии превзошел всех, показав после "Итогов" свой фильм "об истории чеченского вопроса", где генерал Ермолов был показан исключительно в виде садиста, чуть ли не употребляющего мясо чеченских младенцев на завтрак. Что самое поразительное с логической точки зрения: ни на одном канале никто не сказал ни одного слова о фактической ответственности за этот теракт людей, развязавших чеченскую войну — Ельцина, Черномырдина, Грачева.
Если сразу после захвата "Норд-Оста", все чаще слышались вопросы к Путину относительно того, "где же замоченные в сортирах террористы?" и рейтинг Путина серьезно упал, то по итогам операции, позиционирование Путина в глазах населения поменялось на 180 градусов. Хорошо проработанная и немногословная речь президента "Простите нас!", отлично срежиссированный постановочный кадр возымели свое действие на большиство. Колебания рейтинга Путина оказались заметными, но, в итоге, в доверии он фактически не потерял. Одновременно с этим в речах многих телеведущих воскресного эфира проскальзывало желание отнять эту победу у власти. Странное совпадение: Запад пытался делать то же самое, фактически выступая на стороне чеченских террористов, позиционируя их как "повстанцев" и "бунтарей" (английские СМИ). Подобная политика двойных стандартов недопустима, особенно если знать, что англичане были бы в шоке, если бы услышали об ирландских сепаратистах как о "народных бунтарях".
1.0x