Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 сентября 2002

РУССКИЙ СВЕТ

36(459)
Date: 03-09-2002
Author: Леонид Бахревский
РУССКИЙ СВЕТ (К 60-летию Константина ВАСИЛЬЕВА)
3 сентября 2002 года Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет. А 29 октября будет 26 лет с того дня, как он безвременно покинул наш мир, так много не успев, не окончив, так много не воплотив в жизнь из того, что уже созрело и было продумано.
Какую боль и досаду чувствуешь в сердце, когда читаешь о последних днях художника. По свидетельствам тех, кто был рядом с Константином Васильевым, когда шла работа над полотном "Человек с филином", он находился в состоянии какого-то великого сосредоточения и отрешенности. Создавая картину, художник чувствовал, что наконец-то нашел то, что искал много лет, тот смысл, ради которого и необходимо было работать. Окончив ее, Константин Васильев отправился на две недели охотиться в глухие марийские леса: то ли для того, чтобы пополнить тот энергетический запас, который был израсходован для создания "Человека с филином", то ли для того, чтобы укрепить в себе те духовные достижения, что были обретены им во время работы над шедевром. Вернувшись, он сказал матери и зашедшему навестить его другу: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать". Что он имел в виду и что бы вышло из-под его кисти вослед "Человеку с филином", мы, к сожалению, теперь уже никогда не узнаем.
Константину Васильеву судьба отпустила только 34 года. Все эти годы были полны сосредоточенной учебы и творческого труда. Не будет преувеличением сказать, что художник отдал всего себя искусству. И этим он схож со многими мастерами эпохи Возрождения. Скажем даже сильнее: судя по воспоминаниям о художнике, он являл собой тип настоящего святого подвижника. И то, что человек этот необычный, осиянный каким-то запредельным светом, чувствовали все его друзья.... Но 29 октября 1976 года всё кончилось. Константина Васильева и его друга нашли на железнодорожном перегоне с пробитыми головами. В соответствии с официальной версией, их сбил поезд. Не слишком убедительно. Под поезд можно попасть во хмелю. А Константин Васильев, как известно, был человеком непьющим.
В 70-х и начале 80-х годов его работы удавалось выставить редко, и всё это были какие-то полуподпольные мероприятия. Лишь в смутные годы горбачевской "перестройки" художник был явлен России. Его выставки прогремели на всю страну. В 1990 году полотна Васильева выставлялись даже в Манеже. И каким же контрастом были они для всей тогдашней обстановки! Страну захлестнула преступность. На окраинах полыхали межнациональные конфликты. Пресса и телеэкран наполнились "чернухой" и порнографией. СМИ выливали ушаты помоев не столько на коммунизм, сколько на родную историю и на само имя России...
И вдруг — "Маршал Жуков", "Прощание славянки", "Тоска по Родине". И вдруг — эти былинные святорусские богатыри, эти родные волшебные пейзажи. Но больше всего, наверное, запоминались людям "Человек с филином" и "Ожидание". Первый образ, старец со светочем добра, плетью самодисциплины и птицей мудрости,— точно призыв обратиться к собственной глубинной памяти, к своему уму-разуму, и перестать слушать заезжих "доброхотов". Второй образ, молодая красавица со свечой у зимнего окна,— образ самой нашей истерзанной, но всё так же прекрасной, как встарь, Родины. Ждет она год за годом, когда же жизнь повернет на верную стезю. Много утрат, много зла видела она. Надежда в ее прекрасных глазах смешана с тревогой. Когда же зажгутся в этих глазах радость и счастье?
Вообще, большинство полотен художника таят в себе значимые символы и мифологемы. В какой-то момент (а Васильев успел побывать в шкуре и сюрреалиста, и абстракциониста, и импрессиониста), для него стало ясно, что настоящие символы могут быть созданы художником только в лоне народной традиции, национальнх архетипов. Такие произведения перестают быть просто картинами. Это точно окна в высшую, освобожденную от морока и страстей повседневности, реальность. Юбилей Константина Васильева — повод для всех, кому не безразлична судьба России, остановиться подобно васнецовскому "витязю на распутье" и оглядеться: куда путь держим?

1.0x