Авторский блог Александр Лысков 03:00 5 августа 2002

“ДВИНА” В ИСТОКЕ

32(455)
Date: 06-08-2002
Author: Александр Лысков
“ДВИНА” В ИСТОКЕ
Более сорока лет Поморье жило без своего журнала. Чаяния трех поколений северных писателей воплощены в новом периодическом издании Архангельска — журнале "Двина". И уже теперь, спустя всего лишь четыре номера, можно с уверенностью назвать его одним из лучших среди аналогичных отечественных изданий: и по содержанию, и по дизайну.
Уносимые Летой, успели напечататься в "Двине" немногие из старшего поколения литераторов северной стороны: Александр Михайлов, Адольф Клочев (посмертно), Алексей Коткин. Большинство же писателей-фронтовиков Архангельска ушли из жизни, так и не дождавшись "своего" журнала. На протяжении всей своей творческой биографии им приходилось отсыласть рукописи по почте в Петрозаводск, где располагался "Север" — журнал легендарный, содержавшийся на паях с Вологодской областью, Коми и Карелией.
Говоря морским, поморским языком, у журнала "Двина" позади четыре навигации. В качестве лоцмана, ведущего редакцию по быстринам и плесам, выступает Михаил Попов — опытнейший издатель с взыскательным вкусом макетировщика и художника, автор многих замечательных книг прозы. Сам Астафьев его заметил и, "в гроб сходя, благословил". С тревогой читал первые номера, выискивая в подтексте политическую линию "работодателей". Всматривался, не взыграло ли ретивое к партийщине. Думал, не поведет ли редактор какую-то особую линию, разрывая каждым номером духовное пространство Поморья, и без того теперь не прочное. Слава Богу, русский интеллигент в лучшем смысле этого слова перевесил в Попове политические пристрастия.
В программных статьях журнала просматриваются фундаментальные идеи человеческой жизни. Судьбы русского языка, например. И чеховская Мисюсь, милая, женственная, ставится выше ее сестры, из которой выросла неистовая революционерка Лариса Рейснер.
Интонации благородные, чувство достоинства пронизывает публикации. Эксцентриков ни на политическом, ни на литературном поприще поморская сторона терпеть не может. Художественные открытия журнала появятся именно в высотных пластах русского духа, в сердечной наполненности и простоте абрамовской манеры письма. Мне кажется, на флаге редакции я разглядел силуэт именно этого писателя-северянина.
Можно ли на традиционных инструментах сыграть про нашу теперешнюю жизнь? Без диссонансных страшилок, без шутовской затейливости, без поп-интеллектуализма? Почитайте первые номера "Двины" — и вы получите утвердительный ответ.
Проклятый вопрос западничества и почвенничества, раздирающий Москву надвое, также решен в архангельской "Двине" самим ходом вещей. Западничество — не идейное, разговорное, а естественно-историческое — в природе Архангельска, из которого до норвежского Вардё один переход. Архангельск по природе город западнический, в отличие от почвеннической Вологды. Эти два города — как два полюса заповедного русского Севера, как Питер и Москва для всей остальной России. Если в центре Архангельска вонзила шпиль в небо лютеранская кирха, то Вологда сияет золотом куполов Святой Софии.
Но с другой стороны — из Архангельска в хорошую погоду и Соловки видны.
Потому естественно смотрятся в "Двине" переводы стихов норвежских поэтов, путевые дневники архангельских писателей, навещающих соседей-норманнов в своем северном "ближнем зарубежье", издающих с ними общие сборники.
В отличие от многих других губернских центров страны, почвеннических по своему географическому положению, где писательские организации раскололись в 90-е годы, "западнические" архангелогородцы сохранили верность Союзу писателей России в полном составе. Тут заслуга Инель Яшиной — руководителя местной писательской организации, одновременно и менеджера "Двины", хотя за словечко "менеджер" мне бы досталось от главного редактора, выставляющего "черную метку" всем дефолтам и хитам, брифингам и промоушнам.
Разумеется, выпуск подобного издания не может быть "чисто писательским" делом, он должен поддерживаться всеми силами общества, которым дорога отечественная культура. "Пусть словесность "Двины" будет сродни нашей матушке-реке, которая дала журналу свое имя,— живописной, величавой и глубокой",— эти слова из напутствия губернатора Анатолия Ефремова, принявшего деятельное участие в создании "Двины", редакция воплощает на практике.


1.0x