ДОГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ
Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 мая 2002

ДОГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ

0
22(445)
Date: 29-05-2002
Author: Майкл Кантор
ДОГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ
Визит президента США Буша в Россию прошел по меньшей мере странно. Перед визитом все аналитики в один голос говорили, что основной задачей Буша является, безусловно, не подписание достаточно бессмысленного договора, а получение со стороны России одобрения действий США в отношении Ирака и прекращения российских военных поставок в Иран.
Однако после статьи в "Вашингтон пост", напечатанной накануне визита, в которой была раскрыта информация о докладе Объединенного комитета начальников штабов США, в котором говорилось о неготовности американской армии к проведению операции в Ираке в текущем году и предлагалось перенести ее на следующий год, а то и вовсе отменить, тема Ирака практически не рассматривалась.
В то же время Россия практически без боя признала право США размещать свои вооруженные силы на территории СНГ, а вступлением в так называемую "двадцатку" практически полностью привязала себя к атлантической политической традиции, во многом поставив крест на идеях Примакова об особых отношениях с Китаем и Индией.
Все это вместе требует тщательного анализа ситуации, в которой происходил визит. И прежде всего имеет смысл посмотреть на экономическую ситуацию в обеих странах, которая по неизвестным причинам выпала из поля зрения аналитиков. А именно она предопределит будущее как Буша, так и Путина. Причем именно фундаментальные показатели, а не "отрыжку" оголтелой пропаганды, которой заполнены все средства массовой информации. А результаты здесь следующие.
Основные причины, по которым начался кризис американской экономики, никуда не делись. Структурные диспропорции, вызванные гипертрофированным ростом отраслей "новой" экономики в 90-е годы прошлого века, продолжают существовать, и в настоящий момент в американской экономике существует достаточно значительный сектор экономики, который не может себя окупать по причине отсутствия достаточного спроса на его продукцию. Точный его размер можно оценить очень приблизительно, но, по всей видимости, после того, как структура американской экономики будет приведена в "нормальное" состояние, ВВП США должен уменьшиться примерно на 15%. А поскольку структурный спад всегда сопровождается и чисто депрессионными эффектами, то окончательное падение ВВП должно быть еще больше.
Все это происходит на фоне перегретого фондового рынка и явно завышенного курса доллара, из-за чего признать объективность кризиса невозможно. Поскольку такое признание немедленно повлечет за собой и фондовый, и валютный кризисы, с обрушением всей системы контроля за мировой экономикой, которая построена на финансовых механизмах, базирующихся на долларе.
В марте-апреле предыдущего, 2001 года кризис американской экономики достиг нового этапа — в США инвестиционная доходность основных рынков привлечения капитала (фондовый, корпоративных облигаций и облигаций федерального казначейства) опустилась ниже уровня текущей инфляции. Именно этот момент через много месяцев, в ноябре, американские эксперты задним числом назовут "началом рецессии". Но последствия этого события значительно серьезнее, чем просто снижение прироста ВВП до отрицательных значений.
Дело в том, что политика сильного доллара, без которой сейчас невозможно себе представить контроль США над миром, базируется на постоянном притоке иностранных инвестиций в американскую экономику. И снижение доходности основных рынков означает, что с весны 2001 года в любой момент иностранные инвестиции в эту страну могут резко упасть — что неминуемо повлечет за собой падение доллара. А за ним упадет фондовый рынок, начнутся массовые банкротства американских компаний и много еще чего другого, чего никак не могут себе позволить допустить американские власти.
Фактически единственной палочкой-выручалочкой американской экономики в прошлом году оставался потребительский спрос. Под воздействием массовой пропаганды американские граждане тратили все больше и больше, причем даже больше, чем получали, все более и более залезая в долги. Но к исходу лета потребительский спрос стал падать, и стало понятно, что необходимо переходить к резким антикризисным мероприятиям.
Для того, чтобы понять дальнейшие события, необходимо описать два возможных сценария выхода из кризиса. Первый из них состоит в том, что США должны признать наличие острого структурного кризиса, перейти к структурным реформам на базе протекционизма и бюджетной поддержки экономики и отказаться от поддержки доллара, в частности, закрыть территорию США от долларов, находящихся за их пределами (провести денежную реформу). Такая политика, фактически представляющая собой возврат к изоляционизму XIX века, безусловно спровоцирует мощнейший мировой экономический и финансовый кризис, но США имеют серьезный шанс выйти из него первыми за счет серьезного технологического преимущества.
Но у этого пути есть один серьезный недостаток — он разрушает мировую финансовую систему на базе уолл-стритовских инвестиционных банков, систему, с помощью которой США в настоящее время контролируют мировую экономику и проводят свою глобализацию. Второй сценарий состоит в том, чтобы любой ценой поддерживать упомянутую финансовую систему, причем если не получается это сделать чисто экономическими методами, то необходимо применять методы силовые.
В администрации Буша есть сторонники и первого (Пауэлл, О'Нил), и второго (Чейни, Рамсфельд, К.Райс) сценария. Причем последние находились в ситуации, напоминающие ситуацию Франклина Рузвельта в 1941 году — понятно, что надо вступать в войну, но общество в целом не готово поддержать такое решение. Тогда Рузвельт, имея достаточно информации о ситуации, ничего не сделал. И получил Перл-Харбор, после чего вступление в войну произошло автоматически.
Некоторые эксперты в августе-сентябре 2001 года говорили о том, что президенту Бушу настоятельно необходимы крупные террористические акты для начала проведения систематических силовых акций по всей территории Земли. Как показывают последние публикации американской же прессы, действия конкретных организаторов события 11 сентября в лучшем случае "сопровождались" администрацией президента США. А в худшем — речь может идти о провоцировании и содействии. Тем более, что никаких технических сложностей в работе с Бен Ладеном — многолетним агентом ЦРУ— быть не могло.
И силовые акты начались. Однако результаты их, мягко говоря, не бесспорны, во всяком случае, потери американо-английских войск в Афганистане, по некоторым данным, вполне сравнимы с советскими в 80-е годы. Во всяком случае европейская (но не российская и не американская) пресса уже достаточно откровенно пишет о провале американской операции в этой стране. Впрочем, силовая политика требует продолжения. Сейчас на первом месте (пока) Ирак, но кто знает, не начнутся ли боевые действия в любой другой точке земного шара.
Если рассматривать ситуацию в США не с узко экономической точки зрения, то ее можно описать следующим образом. Любой механизм контроля за ситуацией имеет свои ограничения по масштабам. Слишком мелкие или слишком крупные системы он контролировать не может в принципе. С такой точки зрения, разрушение биполярного мира не только стало триумфом США, но и вывело контролируемую ими систему за пределы возможности тех механизмов, которыми они обладали. И в этом смысле структурный кризис, описанный выше и возникший в 90-е годы, был попыткой экономики самостоятельно адаптироваться к новым условиям и новым задачам. Поскольку руководители США не поняли или не захотели понять необходимости разработки и внедрения принципиально новых механизмов контроля.
И попытка эта, как мы видим, оказалась неудачной. И те две группировки, которые существуют на сегодня в США, представляют собой с этой точки зрения два варианта выхода из ситуации: либо уменьшить масштаб контролируемой системы (новые "изоляционисты"), вернуться к прежней ситуации, в которой работают существующие механизмы. Либо же перейти к новым, которые, в условиях временного цейтнота, могут быть только силовыми.
Но ровно из-за того, что президент Буш, являясь фигурой, мягко говоря, не очень сильной, не может сделать окончательного выбора (поскольку это сделает его заложником одной из двух противоборствующих команд), с американской экономикой дела еще хуже, чем могло бы быть. В соответствии с рецептами команды изоляционистов, по итогам 11 сентября денежные власти США начали беспрецедентную накачку финансовых институтов деньгами (под предлогом сохранения ликвидности), протекционизму и поддержке промышленности, прежде всего военной, за счет бюджета. Но опустить доллар, из-за противодействия противоположной команды, они не решились, несмотря на то, что министр финансов О'Нил все время намекает на необходимость такой операции, чем вынуждает сторонников противоположной линии наращивать агрессивность. Уже понятно, что для начала крупномасштабной войны на Ближнем Востоке (не важно, Ирак ли это будет, или кто еще), необходимо снимать госсекретаря Пауэлла — и в Вашингтоне уже пошли соответствующие слухи. Есть серьезные основания считать, что за утечкой, организованной "Вашингтон Пост" стоит именно он. Усиливаются атаки демократической партии лично на президента Буша — и к ним присоединились такие мощные силы, как сенатор Хиллари Клинтон.
И где-то в апреле 2002 г. произошло то событие, которое стало неизбежным после апреля 2001. Резко замедлился приток иностранных инвестиций в американскую экономику, ослабленную не только структурным кризисом, но и рядом грандиозных скандалов (Энрон, Меррил Линч и многие другие). Фактически, текущая ситуация в экономике США напоминает ситуацию августа 2001 г., только на следующем витке спада.
В этой ситуации явно не улучшается внешне- и внутриполитическая ситуация в США. Их неспособность справиться с ситуаций на Ближнем Востоке блокирует атаку на Ирак. Не решены проблемы с ближайшими союзниками (Саудовская Аравия, Турция, Израиль, Пакистан). Провалилась попытка свержения Уго Чавеса в Венесуэле (можно ли было себе представить такое фиаско в 70-е годы?). Не получается даже остановить рост цен на нефть.
В настоящий момент Бушу можно только посочувствовать. Его команду раздирают мощнейшие противоречия, в экономике ситуация, мягко говоря, не улучшается, а те отдельные оптимистические цифры, которые появляются в печати, либо в дальнейшем дезавуируются, либо не совсем адекватны (как, например, данные о росте отдельных рынков, на которые пришлись наиболее крупные вливания бюджетных денег). Растет безработица, на носу выборы в сенат и конгресс — а союзники ведут себя все более вольно. Особенно хорошо это видно на примере Европы, в которой прямая антиамериканская риторика отдельных политических партий немедленно приводит к резкому улучшению их показателей на выборах (националисты всех мастей).
Что касается российской ситуации, то чисто психологически она удивительно напоминает американскую. Путин не решился избавиться от старой проамериканской группировки, которая контролировала российскую экономику, в результате чего та смогла реализовать все свои задачи. Главной из них стала остановка самого быстрого в мире на рубеже веков экономического роста — принципиальнейшая задача, поставленная перед Чубайсом, Кудриным и Грефом их американскими кураторами. В результате полного бездействия правительства уникальный период экономического роста (более 10% в год на протяжении почти трех лет) прошел без следа и в настоящий момент никаких позитивных тенденций в экономике не ожидается.
Более того. Ухудшение экономической конъюнктуры вызывает активный переход экономики "в тень", что стремительно ухудшает показатели бюджета. Требования Путина о быстром росте вполне понятны — это единственный для него вариант избежать экономического кризиса в преддверии выборов 2003-4 годов. Проблема в том, что Касьянов ничего делать не может, да и не хочет, что касается Чубайса, то его планы уже определились. После захвата контроля над Центральным Банком он готовится перейти к возобновлению сценария 1996-98 годов. Новое руководство ЦБ уже намекает на возможность перехода к политике сильного рубля и внутренних заимствований, об этом же активно говорит министр финансов Кудрин, который публично заявляет, что ситуация со сбором налогов его не волнует. Нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время в России возобновится резкий рост объемов и доходности ГКО, а к выборам 2003 года следует ожидать нового кризиса.
С учетом европейской тенденции, в такой ситуации на выборах 2003 года победят достаточно экстремистские силы — и для "противодействия" им в 2004 году в Кремль на белом коне въедет Чубайс.
У Путина, как и Буша осталось невероятно мало времени для принятие правильного решения. Американскому президенту необходимо определиться с одним из двух сценариев поведения. Либо вернуться к монетарным методам управления государством — с объявлением войны всему миру. Либо плюнуть на доллар (и Уолл-стрит) и опустить его, наконец. А затем, и в том и в другом случае, молиться о достижении положительного результата.
У Путина шансов меньше. Сохранение в неизменном виде чубайсовско-семейной коррупционной модели управления государством делает его полным заложником и не оставляет серьезных шансов даже для завершения президентского срока. Его начинаю "сдавать" собственные назначенцы. Один из полпредов в федеральных округах уже направил своего генерального советника создавать инфраструктуру к выборам 2003-04 годов — не для президентской команды, разумеется.
Поскольку экономическая и особенно бюджетная ситуация стремительно ухудшается решения надо принимать быстро. Только переход от монетарных методов управления экономикой к кейнсианским может компенсировать спад и обеспечить нормальную ситуацию перед выборами — но для этого необходимо принципиально "зачистить" всю систему исполнительной власти от сторонников монетарных методов и верных сотрудников Чубайса, Волошина & Со. Которые уже в который раз убедительно доказали, что тактически их волнуют только личные финансовые показатели, а стратегически они полностью лежат в русле американских интересов — поскольку именно США активно их поддерживают политическими и финансовыми методами.
Визит Буша в Россию прошел достаточно спокойно. Но степень накала ситуации в обеих странах, положение их президентов в настоящий момент таково, что это визит вполне можно назвать встречей двух политических призраков, которые, полностью отказавшись от принятия каких-либо решений, отдались на волю политическим бурям, несущим их на смертельные рифы.
США, штат Джорджия

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой