Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 декабря 2001

ТУПИК РОДЗАЕВСКОГО

ТУПИК РОДЗАЕВСКОГО
52(421)
Date: 25-12-2001
Работы, посвященные "российскому фашистскому движению в эмиграции", можно пересчитать по пальцам. Объективно рассматривающих этот феномен и того меньше. Тем интереснее соприкоснуться с первоисточниками. В издательстве "ФЭРИ—В" вышла книга Константина Родзаевского "Завещание русского фашиста". В нее вошли работа 1943 года "Современная иудаизация мира или еврейский вопрос в ХХ столетии" и программные документы движения, дополненные архивными фотографиями. Опираясь на богатый фактический материал (в значительной степени неизвестный современному читателю), Родзаевский показывает степень разложения предвоенного мирового сообщества. Анализируя законы функционирования современной ему политической и экономической системы, он приходит к довольно жестким и "неполиткорректным" выводам. Родзаевский констатирует тотальную деградацию сознания человека посредством как hard-, так и soft- насилия. Воля к свободе мысли и действия подавляется в одном случае террором, в другом — искаженной или неполной информацией, обманом, в третьем — продуктами дегенеративной культуры.
Так называемые "русские фашисты" собирались построить национально-трудовое государство, в котором труд является "священной обязанностью всех членов Российской нации", в котором личная заинтересованность и инициатива не подавляются, но ограничиваются в общенациональных интересах, дабы не допустить эксплуатации и угнетения, характерных для буржуазных режимов. Именуя себя фашистами и тем самым соотнося свою идеологию с европейскими феноменами Муссолини, Гитлера и их последователей, партия Родзаевского, тем не менее, в значительной мере наследовала традициям черносотенства, что выражалось в глубоко религиозном характере движения и в отсутствии биологического расизма. Фашисты почитали "Боже, Царя храни" за национальный гимн.
Почему "российских фашистов" постигла неудача? Пытаясь создать новое национальное движение, Родзаевский со товарищи использовали опыт и европейских соратников, и черносотенцев, и даже большевиков. Собрать из столь разных кусков свой оригинальный стиль не получилось — даже название и символы оказались заимствованы. В своей вторичности они забыли о максиме одного из идеологов "коричневой" Германии: "Политики, чуждые искусству, всегда посредственны". За исключением талантливого поэта Арсения Несмелова, трудно вспомнить какого-либо интересного художника в рядах "российских фашистов". К тому же, нахождение в эмиграции делало их зависимыми от настроения национальных властей. Да и в деле "освобождения Родины" они были вынуждены, в той или иной степени, ориентироваться на иностранные державы, что ставило под сомнение их патриотизм в глазах русских людей.
Столкнувшись с послевоенной действительностью, многие, в том числе Родзаевский, испытали шок. Идеи, которые они несли на своих знаменах: идеи национального единства и социальной справедливости — оказались реализованы без их участия, под руководством советских коммунистов. Родзаевский пишет знаменитое письмо Сталину, в котором сожалеет о былых заблуждениях, объясняет их причины и выражает готовность "посвятить оставшиеся дни энергичному служению Родине, партии и ее вождю". "Мы хотим все силы отдать нашему народу и святому делу мира, всего мира через победу светлых сталинских идей",— провозглашает Родзаевский. Однако в Советской России ему места не нашлось: он был расстрелян как предатель и пособник нацистов. Вряд ли когда-нибудь именем Родзаевского назовут улицу или площадь в городах России. Однако это имя, так или иначе, заслуживает быть запечатленным на страницах истории нашей Родины ХХ века.
Денис САДОВ
Заказы на книгу просьба присылать по адресу: 123056, г.Москва, Большой Кондратьевский пер, д.4, кор.3, кв.4. Тел. (095)254-40-26 или: 121165, Москва, до востребования, Дьякову Игорю Викторовичу.



1.0x