Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 марта 2001

ПРИЗРАК АГАСФЕРА

ПРИЗРАК АГАСФЕРА
12(381)
Date: 20-03-2001
"Еврейская тема", как, заметим, и любая другая, никогда не была для газеты "Завтра" "интеллектуальным табу". Мы всегда считали, что проблема действительно существует, и она должна обсуждаться. С другой стороны, вопрос настолько сложен и запутан, что оценки, мнения и выводы зачастую могут быть противоречивы. На страницах нашего издания были представлены самые различные точки зрения на эту проблему. Некоторые из них были неоправданно резки, отдельные моменты были эмоционально заострены и т. д. Но нас ни в коем случае нельзя упрекнуть в одностороннем, однобоком подходе. С одной стороны, издание никогда не изменяло своей принципиальной линии на поддержку справедливого дела палестинского народа, изгнанного со своей земли и ставшего жертвой грандиозной этнической чистки, учиненной израильскими оккупантами. По этой причине, несмотря на откровенную и прямую позицию по Чечне, "Завтра" весьма уважают в исламском мире, а по количеству интервью, которые дали газете послы мусульманских стран, она однозначно занимает первое место среди центральных московских изданий.
На страницах газеты печатались, в том числе, и израильские авторы, среди которых такие замечательные публицисты, как, к примеру, Исраэль Шамир (Роберт Давид), Барри Хамиш и др. В "Завтра" началась и активно велась кампания в защиту Авигдора Эскина, который был брошен в тюрьму режимом Эхуда Барака. Было напечатано и немало позитивных материалов о роли российских евреев в Октябрьской революции (в основном — статьи Александра Дугина), о современных израильских евразийцах (интервью с раввином Шмулевичем) и т. д.
Таким образом, несмотря на принципиальное осуждение сионизма, позицию газеты нельзя назвать не только однозначно юдофобской, но даже односторонне антиизраильской. Она намного сложней, глубже, объемней и не вписывается в прокрустово ложе банальных схем, изобретенных интеллектуально тусклыми и одномерно мыслящими либеральными политологами. Может быть, именно по этой причине наше отношение к "еврейской теме" вызывает и диаметрально противоположные оценки в различных кругах. С одной стороны, демлиберальные СМИ пытаются навесить на нас ярлык чуть ли не "зоологических антисемитов", что, впрочем, не имеет никакого значения для многих мыслящих и думающих евреев как в России, так и за рубежом.
С другой же стороны, некоторые деятели вроде писателя А.Севостьянова, считающие себя "русскими националистами", обвиняют нас в "проеврейской направленности" за публикации, в которых содержалась попытка с позитивной стороны взглянуть на деятельность таких фигур, как, например, Роман Абрамович. Таким образом, попадая под огонь критики с обеих сторон, мы, тем не менее, имеем моральное право считать себя наиболее объективным участником тех споров, которые возникают на "еврейскую тему".
Среди авторов, с которыми газета достаточно давно поддерживала контакты, был и американец Дэвид Дюк, который недавно выпустил книгу "Еврейский вопрос глазами американца". Кстати говоря, послесловие к ней написал тот самый Севостьянов, который обвинял газету "Завтра" в "сионистском уклоне". Исследование Дюка вызвало большой резонанс не только в России, но и за рубежом, в частности в США, где издание книги стало информационным поводом для развязывания еще одной антироссийской кампании. Суть очередного антироссийского удара на фронтах информационной войны заключается в том, чтобы снова представить нашу страну чем-то вроде Германии 30-х годов, где каждый день надо ждать погромов и "хрустальных ночей". Тем самым враждебные России силы пытаются дискредитировать нашу страну, бьют по ее международному авторитету и т.д. Казалось бы, что нам до этого? Ведь антироссийская пропаганда на Западе никогда не прекращалась, и вместо этого информационного повода на Западе могли бы использовать любой другой. Тем не менее, изучить книгу Дюка повнимательней все равно стоит.
На последних страницах своей книги он пишет: "Еврейский генотип является прочным и способным к адаптации, и если мы позволим это, он захватит землю как свой доминион. Хотя спор еще не окончен. В наших людях заложен богатый генетический материал, который еще докажет, что мы способны выжить и т.д.".
На наш взгляд, мир намного сложней, чем это представляет себе Дэвид Дюк. В современном мире есть как минимум с десяток глобальных сил, каждая из которых стремится к самоутверждению. И мировое еврейское сообщество — лишь одна из них. При тех или иных геополитических раскладах нашими конкурентами могут стать и Большой Китай (КНР плюс мировая китайская диаспора), и мусульманский мир и даже пока еще относительно дружественная по отношению к нам Индия. Велики и противоречия между представителями различных этнических и религиозных групп в местах "стыков цивилизаций", когда меньшинства и диаспорные народы нередко занимают доминирующие позиции и втянуты в вихрь межцивилизационных войн. "Тихая этническая война", о которой говорит Дюк применительно к ситуации в США, на самом деле идет практически во всех концах света, в том числе и там, куда никогда не ступала нога еврейского переселенца. Этнопсихологические проблемы в отношениях между евреями и неевреями — лишь один фрагмент более общей схемы: взаимоотношений между автохтонными и диаспорными народами, порождающей этнические конфликты. Анализ причин этих конфликтов — дело достаточно сложное, и если начать его делать в этой статье, то можно далеко уйти от темы. Скажем лишь, что в одних случаях причиной конфликта является доминирование диаспорного народа в различных сферах общественной жизни, а в других — просто бытовые различия и несхожесть образа жизни. Последний случай достаточно поучителен, поскольку, например, цыгане никак не являются "расой господ" ни в одной из европейских стран, однако постоянно являются мишенью для ксенофобских выпадов со стороны ультранационалистов в своих странах (сегодня это — Чехия, Румыния, Венгрия). Что же касается тех диаспорных народов, которые выдвигаются на доминирующие позиции, то помимо евреев, есть еще как минимум несколько примеров. Это армяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке, индийцы в африканских странах и есть пример китайцев в странах Юго-Восточной Азии. Последний пример, кстати говоря, — самый яркий из всех. Как известно, китайские торговцы "хуацяо" монополизировали от 30 до 50 процентов национального рынка в таких странах, как Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины. В Индонезии, например, проблема приняла такую остроту, что в Джакарте каждый год происходят беспорядки на этнической почве, выливающиеся в погромы китайских кварталов. Но, пожалуй, самый драматичный пример этнического конфликта между "большим" и "малым" народом — это страшная по своим последствиям война между племенами тутси и хуту в африканских государствах Руанде и Бурунди (1993-1995).
Тутси, которых считают пришельцами из верховий Нила, несколько веков назад переселились в район Великих Озер и взяли под контроль эти территории. В годы колониального владычества французы и бельгийцы, завладевшие этими землями, также делали ставку на тутси, но после провозглашения независимости пришло время племени хуту. К концу 80-х - началу 90-х годов проблема достигала такой остроты, что вылилась в гражданскую войну и привела к актам массового геноцида, в которых погибло свыше миллиона людей, принадлежащих к народности тутси.
Склонность же, подобно Дюку, сводить все к противостоянию евреев и "белой расы" приводит к тому, что само значение слова "евреи" начинает приобретать не конкретно антропологический и этнографический, а абстрактно-мифологический характер. Например, идеологи племени хуту в той же Руанде пытались доказать, что их противники тутси на самом деле — заблудившееся "колено Израилево", поселившееся в Центральной Африке.
Не меньше возражений вызывает и тезис Дюка, согласно которому "евреи являются организаторами русской революций".В этом, так же как и в большинстве других утверждений Дюк не оригинален, он лишь повторяет десятки если не сотни российских и иных юдофобов. В сегодняшней России идея, согласно которой Октябрьская революция была результатом "еврейского заговора", поддерживается в нашей стране лишь маргинальными монархическими кругами. Куда более распространена другая позиция — октябрь 1917 был предопределен драматическими противоречиями нашей истории, он был трагическим продолжением и последствием никоновской религиозной и петровской политической реформ. И именно в силу своего "русского генезиса" он и привел в итоге к возникновению великой советской сверхдержавы, которая повела за собой половину земного шара и стала более могущественной, чем дореволюционная Империя...
...Кстати говоря, многие до сих пор думают, что ельцинское окружение образца 1991-1993 годов состояло сплошь из одних либералов-юдофилов, в то время как действительное положение дел было совсем другим. Например, глава ельцинского агитпропа Михаил Полторанин, неоднократно пытавшийся закрыть газету "День" в 1991-1993 годах, прославился своей фразой о "людях, говорящих на лагерном иврите" и был известен как человек, не переваривавший евреев даже на бытовом уровне. Его выдвиженец Борис Миронов занял в 1994 году место главы Минпечати, откуда был вынужден уйти после публикации скандальной статьи "Министр-фашист в правительстве Черномырдина", опубликованной в одной из либеральных газет. Применительно к книге Дэвида Дюка г-н Миронов интересен тем, что написал к ней вступительное слово.
Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание, — это оценка Дэвидом Дюком Священного Писания, в частности текстов Ветхого Завета, в которых он черпает доказательство своего тезиса о присущей евреям доктрине расового превосходства. Дело в том, что Церковь рассматривает эти ветхозаветные тексты в совершенном другом ключе. Она видит в Моисее и Иисусе Навине, Давиде и Соломоне древнеизраильских царей как важнейшие фигуры библейской священной истории, которых почитает как пророков. Церковное сознание видит историческую трагедию еврейского народа в том, что в свое время большая его часть отвергла евангельскую проповедь и устремилась к "служению мертвой букве". В то же время это событие никак не было связано с какими-то специфическими особенностями психологии или генотипа этого народа, а всецело принадлежало к духовной сфере, было духовной катастрофой для Древнего Израиля.
Еще одна важная тема — тема еврейской иммиграции. По официальным данным, число евреев в России не превышает полмиллиона. Однако представители "Натива" и других структур, занимающихся "репатриацией" на землю обетованную, полагают, что число россиян, которые, по израильским законам, могут претендовать на гражданство этой страны, в несколько раз превышает эту цифру.
В это число входят даже те, кто имеет даже самых дальних родственников среди представителей еврейской национальности. Большинство из них не являются носителями еврейской этнической идентичности, а значительная часть даже считает себя русскими. Однако "вброс" материалов, в которых обсуждается тема еврейского генотипа, может существенно изменить эти представления.
Нужна ли сегодня России новая волна иммиграции в Израиль? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, поскольку уезжать из России будут в основном квалифицированные и не слишком высоко оплачиваемые специалисты — врачи, программисты, преподаватели вузов. Это, в свою очередь, нанесет ущерб и без того расшатанной социально-экономической инфраструктуре нашей страны, а убытки будут исчисляться миллионами долларов. В эпоху, когда главным богатством становится человеческий потенциал, мы больше не вправе нести такие потери. Что же касается соратников г-на Гусинского, журналистов-русофобов или адвокатов вроде Генри Резника, то за них можно не беспокоиться. Они прекрасно понимают, что им реально ничего не грозит, и из России они уезжать никуда не собираются. И чем больше будет в обществе муссироваться тема юдофобии, тем успешней они будут проводить свою деятельность.
* * *
В заключение зададимся вопросом: какой же выход предлагает нам знатный американский юдофоб Дэвид Дюк? "Честное разрешение конфликта, — пишет он, — никогда не будет исходить от еврейской гегемонии. Только после того, как мы плавно свергнем власть евреев в наших нациях, мы сможем вести с ними успешные переговоры. Для теперешнего состояния конфликта этническая мирная конференция была бы лучшим решением для обеих сторон, однако история говорит нам, что это вряд ли произойдет". Но что же в таком случае должно произойти? Дюк отвечает так: "Наша власть может утвердить себя только преданностью правде и справедливости, выражая мужество и благородство. Когда мы нарушаем нашу мораль, мы слабеем, и нас можно использовать именно так, как сейчас. Где-то в нашем генотипе запрятаны гены выживания, и действие этих генов выражается сейчас в новом пробуждении. Особенно они сильны в молодежи. Это взгляды, которые преследования и ненависть не смогут разрушить". Как видим, это всего лишь общие слова. Верно в них лишь то, что благополучно разрешить ситуацию можно лишь путем национального возрождения тех народов, перед которыми стоит эта проблема.
Но нужен ли для этой цели образ врага? Дает ли он силы и энергию, нужные для творческой, созидательной деятельности? Скорее, наоборот, он деморализует и ослабляет национальные силы, заставляет растрачивать энергию попусту. Изливая желчь, удастся достичь немногого. С другой стороны, если сосредоточиться на позитивной работе, то в итоге можно решить и проблему этнического дисбаланса. Например, в 70-е годы в Малайзии (где, кстати, собран компьютер, на котором пишется этот текст) стоял "китайский вопрос", когда 95 процентов экономики страны было под контролем китайского меньшинства, а коренные жители — малайцы, прозябали в нищете. Там ситуацию удалось изменить благодаря целенаправленной работе по созданию собственно малайской политической, и особенно — бизнес-элиты, которая в итоге привела к созданию "этнического баланса" на командных высотах малазийской экономики. При этом китайский бизнес в Малайзии не исчез, а стал служить национальным интересам этой страны. Нечто подобное может и должно произойти и в России. Но это возможно только в том случае, если мы сосредоточимся не на изучении талмудических трактатов, а займемся более полезным делом... Мобилизация всех русских национальных сил не на сиюминутные политические цели, а на долгосрочные стратегические проекты — требует массу времени и сил. Но именно на этих проектах должен стоять сегодня основной акцент, чтобы могли во всеоружии встретить те вызовы, которые бросает нам время.
Федор ЛИХОВ



1.0x