Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 февраля 2001

ФАЛЬШИВАЯ ВИЗА

ФАЛЬШИВАЯ ВИЗА
6(375)
Date: 06-02-2001
Чтобы официально въехать на прибалтийскую территорию, нужно купить визу. По глупости я так и сделала, как гражданин добропорядочный. После всего, что со мной произошло, вряд ли я когда еще стану так бездумно тратить деньги.
Границу я пересекла, вышла из поезда в Риге. Рига мне понравилась. Все говорят по-русски, латышский используется в служебных целях, по принуждению. Полицейские незаметны, в отличие от Москвы, их мало. Я решила, что зря меня пугали латышами-русобофами, и расслабилась. Однако рано. Приближался День независимости. Латыши нервничали, со всех сторон ожидая подвоха. Пресса нагнетала предпраздничную истерию.
Утром, выйдя из квартиры и не успев закрыть за собой дверь, почувствовала, что меня бьют ногами и запихивают назад в квартиру. Следом входит двухметровый лоб в гражданском, мило улыбается и по мобильнику приглашает подмогу. Я в ужасе. Входят еще несколько мужиков. Спрашиваю, кто они. Вопроса не слышат. Требуют документы — показываю. "О, замечательно, ваш паспорт, виза в порядке"... Обшаривают всю квартиру. Никаких объяснений. Своих документов не предъявляют. "Проедем с нами на полчаса, для дачи показаний. Мы ничего не объясняем. Там тебе все расскажут". Я отказываюсь, но моего согласия не требуется. Запихивают в машину, куда-то привозят. Ни о чем не спрашивают, обыскивают. Отбирают документы. Связаться с российским представителем не позволяют. Под вечер возвращаются те, чьи ботинки пинали меня с утра. "Твой отпуск в Латвии закончен, виза аннулирована. На территории Латвии ты находишься незаконно." — "Почему? На каком основании?" — Молчат.
Доставили меня в Пункт содержания нелегальных иммигрантов. Пытаюсь выяснить у дежурного, в чем дело. "Не знаю. Но вас привезли сюда как особо опасного преступника. Вам запрещены звонки. Завтра придет инспектор, с ним разбирайтесь".
Когда за мной закрылась дверь камеры, я поняла, что значит "зверь в клетке". До этого мне не случалось бывать за решеткой. И ладно, если за дело. А то документы в порядке, обвинений никаких, преступником я себя не чувствую. Для сидения в камере ситуация неподходящая. Хотя, может, у них в Латвии так принято перед Днем независимости: бить девушек из России ногами и запихивать их в кутузку? Инспектор вызвал меня вечером следующего дня, хотя должен был сделать это с утра. Никакой ясности в дело он не внес, позвонить мне не разрешил, заявив, что уже пятница, конец рабочей недели. "Ждите до понедельника, российский консул не поможет вам. А за что арестовали, сами знаете. Ведите себя хорошенько".
В понедельник оказалось, что звонить я могу только за свой счет. Хорошо, что у меня были деньги. Тут дежурный стал спорить с инспектором, кому бежать за телекартой. Комедия. Вечером карту мне принесли, но посольство уже не отвечало, поздно. Пришлось звонить в Россию, чтобы сообщить о своем местонахождении, ибо все рижские телефоны остались на квартире в записной книжке. Пять дней никто из моих знакомых и близких не знал, куда я делась. Где меня только ни искали. Если бы меня выволокли из квартиры без денег в кармане, эти пять дней могли бы растянуться Бог знает на сколько.
В понедельник, после Дня независимости, с меня сняли ремень (потом его так и не отдали). Горячие латвийские парни не подумали, верно, что я могу повеситься аккурат в День независимости и испортить им выходные. Помимо ремня, в камере я нашла пару здоровенных гвоздей, ими проще, чем ремнем, производить суицидальный акт. Также можно было наточить выданную алюминиевую ложку... Может, им просто мой ремень понравился, они не в состоянии купить себе ремня на зарплату латвийского тюремщика?
В Российское посольство позвонить возможности мне не предоставили. Более того: хотели выставить меня из страны так, как забрали "на полчаса" из дома. В летней куртке, без вещей. Две недели я не имела элементарной возможности почистить зубы. Две недели отпуска — в латвийской тюрьме. Одеяло с блохами (зато перед посадкой посмотрели, нет ли в у меня вшей). Какая экзотика! Для этого стоило получать визу и ехать в Латвию.
Впрочем, мне еще повезло. Многие сидят в "нелегалке" годами, потому что латвийская миграционная полиция не спешит связаться с посольствами каких-либо государств. Правительство выделяет деньги на каждого "сидельца": чем больше нелегалов, тем лучше кормятся миграционные полицейские.
Например, один индус провел два с половиной года в заключении, пока его не надоумили позвонить в индийское посольство Швеции. Через три дня в Ригу явился посол, вздул латышей — и несчастный индус за 48 часов был отправлен в Индию. Араб из Ирака шесть лет парится в этом клоповнике просто так, без всякого суда и следствия, за то, что не было при нем документов.
Многие сидят, потому что департамент миграции не дает денег на билет до места назначения. Гражданин Узбекистана, потеряв более двух лет в латвийских застенках, был посажен на поезд до Москвы без денег на дальнейшую дорогу и с неправильно оформленными документами, действительными в течение десяти дней. "Хронические" бродяги говорят, что более ужасных условий, нежели в Латвии, для нелегальных иммигрантов — нет ни в одной стране. Они клянут нелегкую, что занесла их в это фашистское государство. Недалеко от Риги, в Олайне, существует лагерь (концентрационный?) для нелегалов. Там над людьми издеваются от скуки, под видом лечения вкалывают им психотропные препараты, избивают. Продуктов выдают, чтоб с голоду не умереть. Спасает только то, что оттуда можно бежать. Не бегут те, кому некуда. Они вынуждены терпеть. Некоторые сходят с ума.
Лишь об одном осужденном я слышала. Ему дали полтора года за переход границы, при этом у него уже было три судимости. Все остальные несудимы. Но сроки отбывают немалые. Есть повод вспомнить о правах человека, но латвийские чиновники культивируют эти воспоминания только для развития личного бизнеса. И бизнес этот идет в ущерб независимости самой Латвии. Может, мне стоит порадоваться, что легко отделалась? Две недели на нарах благодаря своей законопослушности "Было бы за что, убил бы!" Но я все-таки не успокоилась. После депортации пошла в латвийское консульство и написала заявление с просьбой объяснить причину аннулирования визы. Въезд в Латвию мне запрещен "на неопределенный срок". "Может быть, на год, может, на пять или на десять", — стыдливо пряча глаза, объяснял инспектор в Риге. "А может, на сто? Какое же преступление я совершила?" — "Ну если бы преступление... Просто административное нарушение", — туманно закруглил Карлис.
Н. ГУРЬЕВА



1.0x