ПОТОПЛЕНИЕ ФЛОТА
Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 февраля 2001

ПОТОПЛЕНИЕ ФЛОТА

0
Author: Владимир Заборский, капитан 1 ранга
ПОТОПЛЕНИЕ ФЛОТА
6(375)
Date: 06-02-2001
НА ИСХОДЕ МИНУВШЕГО ГОДА по НТВ был прокручен телефильм Г.Кричевского "Гибель линкора". Спустя месяц с небольшим в повторение этой темы по тому же телеканалу прошла "авторская" телепередача Е.Кириченко "Забытый полк". И телефильм (полностью), и телепередача (первые две ее трети) посвящены одному и тому же событию: самой масштабной и тяжелейшей катастрофе в истории Советского Военно-Морского Флота — гибели 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте флагманского корабля эскадры ЧФ линкора "Новороссийск" (бывший "Джулио Чезаре", взятый по репарациям в 1949 году при разделе союзниками флота фашистской Италии). Причина гибели линкора однозначно не установлена до сих пор. Существуют две версии:
— либо взрыв невытравленной немецкой донной мины, часовой механизм которой был "потревожен" вечером 28 октября при отдаче левого якоря линкором и постановке его на швартовные бочки (наиболее вероятная версия);
— либо диверсия (подозреваются подводные боевые пловцы одной из натовских стран).
В катастрофе погибли 611 матросов и офицеров экипажа линкора, других кораблей, участвовавших в оказании помощи "Новороссийску". Сразу при взрыве были убиты около 250 человек экипажа линкора, находившихся в носовых кубриках и помещениях, через которые прошел взрыв. Многие получили ранения разной степени тяжести.
На "энтэвэшные" телефильм и телепередачу об этом событии можно было бы не обращать внимания — прошли их демонстрации, и Бог, как говорится, с ними. Однако можно быть уверенным, что их и подобных "телетворений" демонстрации будут повторяться и, возможно, не один раз, приурочивая такие повторы, как это обычно практикуют идеологические продюсеры НТВ, к дням Боевой Славы ВМФ, может быть, к 23 февраля, к Празднику ВМФ и пр.
Поскольку и телефильм Кричевского, и телепередача Кириченко по содержательной направленности в трактовке причин и обстоятельств катастрофы линкора откровенно тенденциозны и ангажированы (об этом ниже), их повторные демонстрации, на мой взгляд, крайне вредны своим негативным влиянием на сознание телезрителей, прежде всего молодежи, навязывая ей неблагожелательное отношение к флоту и военно-морской службе. НТВ, как это ему присуще, и при катастрофе подводного ракетоносца "Курск", и в этих "произведениях" умышленно продолжает агрессивно нагнетать психоз и страх, травмировать сознание населения всяческими "ужасами" катастроф в ВМФ и попутно оплевывать флот.
Именно такие цели преследуются руководящими идеологами НТВ при стряпании подобных телеподелок. Эти идеологи прекрасно понимают, что назойливыми повторениями трактовок событий и фактов можно формировать восприятие этих событий общественным сознанием в угодных информационных телемахинаторам смысле и направлении. А именно технически оснащенные информационные системы плюс их идеологически и политически ориентированная "обслуга" — становятся в XXI веке одним из самых эффективных средств поражения общественного сознания, морали, нравственности, формирования их суррогатов по заказу владельцев этих средств, а также разрушения духовного потенциала общества и управления его морально-духовными ресурсами в угодных владельцам направлениях. НТВ (а также недалеко ушедшие от него в такой информационной политике телекомпании ОРТ, ТВ-6 и некоторые другие) как раз и зарекомендовало себя в своей деятельности "мощной политической машиной глобальных размеров, осуществляющей непрерывные подрывные операции, направляемые на сокрушение национального сознания, отравление национальной психологии и этики" (А.Проханов, "Завтра" №25, 2000 г.). Тем более, когда во главе "независимой" компании стоит, вернее ее "собственником", является такой наш доморощенный финансовый "магнат", как бывший сочинитель сюжетов эстрадных шоу, никому ранее неизвестный периферийный театральный режиссер, ныне аж президент Российского еврейского конгресса, он же вице-президент Всемирного еврейского конгресса Гусинский.
Подобная деятельность НТВ как раз и реализована в вышеупоминаемых телефильме и телепередаче, что рельефно выступает в них при всех маскировочных трюках авторов и их "вдохновителей". Это очевидно, поскольку "автор идеи цикла" подобных "телетворений" о "жареных" и неоднозначных событиях нашей истории, чрезвычайных происшествиях в Вооруженных Силах, как с гордостью указывается в титрах, небезызвестный Евгений Киселев. Под его "чутким идейным руководством" уже сляпаны в последнее время и неоднократно прокручены по НТВ по меньшей мере три гаденьких, я бы сказал с антигосударственным душком, телефильма: о гибели дизельной ракетной подводной лодки "К-129" (автор самолично Киселев), о Великой Отечественной войне (автор Сорокина), где вся суть нашей победы в войне вывернута наизнанку и оплевана, и о гибели атомной подводной лодки "К-8" (автор Листова).
Все три фильма вызвали бурю возмущения и поток писем в разные инстанции от военно-морских офицеров, ветеранов войны, граждан, болеющих за честь армии и флота, и получили нелицеприятную критику в народно-патриотической печати. Правда, для Киселева и всей этой прозападно-сионистской телекомпании НТВ вся критика, как говорится, хоть ... в глаза — все божья роса. И так будет, видимо, всегда, пока НТВ не прикроют.
Так что и Кричевский, и Кириченко, и Сорокина, и Листова — всего лишь верные клевреты и исполнители-поденщики главного "идеолога" — гендиректора НТВ Киселева. И можно быть уверенным, что "изготовление" таких телеподелок Киселевым и К° будет продолжаться, а, возможно, этот "процесс" уже поставлен на поток.
Надо отдать должное фильму Кричевского: в нем нет откровенной лжи, чернухи, измышлений. В целом вроде бы выдерживается событийная канва фактов и ряда деталей этой трагедии. Возможно, кому-то из телезрителей фильм даже понравился. Однако в фильме незаметно для непосвященных успешно применена тактика избирательности, жонглирования фактами и умолчания в показе и рассказе о других важных фактах, обстоятельствах и подробностях катастрофы.
Фрагмент передачи Кириченко о "Новороссийске" всего лишь частично повторяет фильм Кричевского — перепевает те же детали катастрофы, но с привлечением других ее очевидцев и прочих фигурантов (некоторые откровенно перевирают факты).
В то же время вся история гибели ЛК "Новороссийск" в мельчайших подробностях и буквально по минутам детально расследована, изучена и хорошо известна интересующейся флотскими вопросами общественности. О катастрофе опубликованы историко-архивные исследования, множество воспоминаний очевидцев (некоторых из них чисто спекулятивно-популистского содержания). Тем не менее, создается впечатление, что авторы энтэвэшных "телетворений" и их "идеолог" не удосужились досконально ознакомиться с этими материалами и тщательно разобраться в обстоятельствах гибели линкора. Видимо, они не знакомы, например, с историко-архивным публицистическим исследованием военно-морского офицера историка Б.А.Каржавина "Тайна гибели линкора "Новороссийск" (изд-во "Политехника", С.-Пб., 1991 год). В своей блестящей работе Каржавин тщательно, буквально по минутам, проследил по архивным документам и опросам очевидцев, уцелевших в катастрофе, и зафиксировал в подробностях и мельчайших деталях разыгравшуюся в Севастопольской бухте ночью, в период 1 ч. 30 мин. — 4 ч. 15 мин., трагедию гибели "Новороссийска". Им сделаны обоснованные заключения и выводы (можно простить ему некоторый субъективизм отдельных оценок) о возможных причинах, обстоятельствах, виновниках катастрофы и героях этой трагической эпопеи. Каржавин вывел на чистую воду и некоторых ушлых борзописцев-литераторов, искажавших в своих писаниях правду, в фантазиях и небылицах спешивших поднять свой так называемый имидж, а заодно и погреть руки на трагедии линкора и флота.
ИТАК, В ЧЕМ ЖЕ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ и ангажированность телеподелок "птенцов гнезда Киселева и К°? Рассмотрим эти "телетворения" подробно и пристально.
Телефильм Кричевского и телепередача Кириченко прошли по НТВ в дни, когда страна переживала гибель атомохода "Курск" в напряженном ожидании объявления результатов обследования затонувшего ракетоносца глубоководными водолазами и выявленных причин гибели корабля. К этой трагедии в это же время добавились пожар Останкинской телебашни с человеческими жертвами и катастрофа в Батуми военно-транспортного самолета Ил-18 с гибелью 84 пассажиров, в основном военнослужащих и членов их семей. Спрашивается, зачем к этим трагическим событиям нужно было НТВ добавлять еще и воспоминания о гибели 45 лет назад линкора "Новороссийск"?
Однако все сделано продуманно и умышленно: это один из традиционных информационных трюков НТВ — вбрасывание в общественное сознание тяжелых воспоминаний о прошлых трагических происшествиях в момент тяжких моральных переживаний и психологического напряжение в обществе. Ну никак не могут удержаться Киселев и К°, чтобы в добавление к нескольким последовавшим друг за другом тяжелым ЧП, взвинтившим общество, не насиловать сознание телезрителей напоминанием о случившихся когда-то "страшных" авариях и катастрофах в армии и на флоте! Как видите, "мастера" информационных технологий НТВ с мазохистским наслаждением некрофилов-гробокопателей в дополнение к новым ранам в душах и сердцах людей разрывают и старые, посыпая их солью неуместных, к тому же тенденциозных, воспоминаний о прошлом. Так, в том же ключе в августе и повторно в сентябре прошла подобного рода телеподелка о гибели атомной подводной лодки "К-8" в 1970 году, а в октябре очередь дошла и до линкора "Новороссийск". Кто следующий? Большой противолодочный корабль "Отважный"? Атомная подводная лодка "Комсомолец"? Атомный подводный стратегический ракетоносец "К-219"? Так что широкое поле деятельности открывается перед Киселевым со товарищи!
Но ведь живы еще большинство уцелевших членов экипажа линкора "Новороссийск", вдовы, дети, внуки и даже некоторые родители погибших. Зачем же воспоминаниями об их гибели будить в душах и сердцах живых сдемпфированную временем боль пережитых потрясений и горечь утрат родных и близких. Это не по-христиански и не по-людски.
Оставленные авторами в фильме и передаче фрагменты и подробности истории гибели линкора преподнесены зрителям всего лишь по воспоминаниям нескольких уцелевших в катастрофе матросов, то есть как бы снизу, из отсеков и боевых постов гибнущего корабля. А много ли увидишь из-под палубы? При этом авторы явственно делают намеки на этакую сумятицу на корабле после взрыва и чуть ли не панику. Ну, может, в первые минуты и была какая-то неразбериха, но потом экипаж действовал строго по расписаниям и инструкциям, а паники даже признаков не было. Но зато в обеих телеподелках ничего не говорится о действиях командования корабля, эскадры и флота, почти в полном составе прибывших на аварийный корабль в попытках спасти линкор. Бывшему начальнику штаба эскадры контр-адмиралу Н.Никольскому (и.о. командира эскадры, поскольку командир эскадры вице-адмирал П.Уваров находился в отпуске) в фильме милостиво позволили высказать пару незначительных реплик. А ведь на помощь гибнущему кораблю по приказанию командующего флотом вице-адмирала В.Пархоменко были стянуты все аварийно-спасательные силы Главной базы ЧФ. В фильме говорится только об аварийной партии крейсера "Кутузов", отправленной на линкор (все погибли). Но такие же партии и группы были направлены и с других кораблей. Все плавсредства находившихся в гавани кораблей были двинуты к линкору — именно они и спасли большую часть людей, оказавшихся после опрокидывания корабля в воде, многие в состоянии шокового потрясения.
Да, были и ошибки в борьбе за непотопляемость корабля, и элементы нераспорядительности и промедления командования с отдачей приказания личному составу покинуть корабль. Но не следовало бы осуждать погибших и проклинать уцелевших. Мертвые сраму не имут — так всегда было на Руси. А уцелевшие виновные — они ведь тоже тонули (некоторые и погибли) — понесли соответствующие наказания. Нынешние умники-критики катастрофы "Новороссийска" сильны задним умом, что подтверждается известным афоризмом "каждый мнит себя героем, видя бой со стороны". Такому стратегу-телевизионщику побывать бы в "шкуре" командующего флотом, начальника штаба эскадры, старпома или любого офицера и матроса на гибнущем корабле, — я бы посмотрел, как он себя вел, а, уцелев, какую бы "песню" запел. Подобным умникам надо бы знать, что в Корабельном уставе ВМФ тех лет была строжайшая и священная для всех корабельных офицеров личного состава, и прежде всего для командиров кораблей, статья, требующая от экипажа бороться за живучесть и непотопляемость корабля до последней крайней возможности!
После гибели "Новороссийска" по приказанию уважаемого всеми моряками мира Главнокомандующего ВМФ адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (во время катастрофы находился в длительном отпуске после тяжелого инфаркта), буквально накануне его оскорбительного снятия с должности "кукурузником" Хрущевым, была внесена в Корабельный устав статья, разрешающая командиру корабля при угрозе его гибели выброситься на берег или ближайшую отмель, а экипажу корабля по приказу командира покинуть корабль. Ну а командир сходит с гибнущего корабля всегда последним.
И в телефильме, и в телепередаче странно избирательно и неравноценно расставлены акценты при характеристике героического поведения офицеров и матросов линкора. Почти все внимание и почести отданы единственному корабельному офицеру — командиру электротехнического дивизиона инженер-капитану 3 ранга Ефиму Матусевичу, исполнявшему обязанности командира электро-механической боевой части корабля. Действительно, Матусевич проявил себя и погиб геройски. Но он далеко не единственный вел себя мужественно, героически и показал высокий профессионализм в исполнении своего долга. В обоих "телепроизведениях" НТВ ничего не сказано, что не менее, если не более героически исполнял свои корабельные обязанности командир дивизиона живучести инженер-капитан-лейтенант Юрий Городецкий. Матусевич заведовал электротехническим "хозяйством" корабля, поэтому всей борьбой за живучесть и непотопляемость линкора — постановкой линий обороны для предотвращения распространения воды по кораблю, спрямлением крена и прочим — руководил непосредственно Городецкий. Кроме того, оказывал помощь корабельным офицерам-механикам прибывший на корабль начальник Технического управления флота инженер-капитан 1 ранга Виктор Иванов, в прошлом командир БЧ-5 линкора. Все они, а также командиры групп БЧ-5, находившиеся на корабле: машинной — инженер-старший лейтенант Радомир Мартынов, котельной — инженер-старший лейтенант Виктор Писарев, трюмной — инженер-лейтенант Анатолий Михалюк, — все они тоже самоотверженно, героически боролись за непотопляемость и спасение корабля и ПОГИБЛИ с большинством старшин и матросов своих подразделений.
Не менее мужественно исполнял свои обязанности и действовал командир радиотелеграфной группы боевой части связи (БЧ-4) старший лейтенант Анатолий Астафьев (командир БЧ-4 был в отпуске), обеспечивая связь корабля. Он в последний момент успел вывести большинство связистов со своих постов в нижних помещениях корабля. Но сам, видимо, выйти не успел и погиб.
В корабельном лазарете оказывали медицинскую помощь громадному количеству поступивших раненых добровольно прибывшие на корабль начальник отдела Медслужбы ЧФ подполковник медслужбы Владимир Романов (хирург) и фельдшер линкора лейтенант медслужбы Рафаил Страчунский. Эти офицеры тоже погибли, оставаясь с ранеными, которых не успели эвакуировать наверх.
Из офицеров экипажа корабля, оставшихся на линкоре в ночь его трагедии, погибли 11 человек.
Но как это ни странно, в фильме Кричевского о мужестве экипажа линкора сказано буквально несколько слов всего лишь матросом Л.Лембергом. Как бы стесняясь, невнятно, он сообщил, что из отсеков опрокинувшегося корабля глухо доносилось пение "Варяга". И все? В передаче Кириченко о самоотверженности и мужестве матросов и офицеров линкора вообще ничего не говорится (кроме упоминания фамилии Матусевича).
Действительно, задыхающиеся в отсеках опрокинувшегося линкора матросы и офицеры в преддверии неминуемой гибели пели "Варяга" и "Раскинулось море широко..." Но почему же Киселев как "идеолог" телепродукции НТВ не подсказал авторам фильма и передачи, что о мужестве и героизме экипажа "Новороссийска" надо не бормотать скороговоркой, а кричать во весь голос ведущих комментаторов и показывать этот героизм в таких же наигранных статистами сценах, как это делалось в фильме по другим сюжетам. Почему же этот важный идеологический момент прошляпил Киселев — по небрежности и халатности или умышленно?
Председатель Правительственной комиссии зампред Совмина В.А.Малышев в ходе расследования обстоятельств катастрофы так оценивал поведение экипажа корабля: "...не было ни одного случая паники. Личный состав вел себя геройски. Один матрос с руками в крови держался за леер и не покидал корабль. Матросы вели себя изумительно. Никаких претензий нет и к офицерам с точки зрения храбрости. Люди до конца боролись. Матросы героически делали свое дело..."
Следует также отметить, что на линкор после взрыва прибыли семь адмиралов и 28 старших офицеров, командования штаба и управления флота — фактически весь Военный Совет ЧФ. Все они до самого последнего момента находились на тонущем корабле, вместе со всеми остатками экипажа линкора оказались за бортом (некоторые не выплыли). И об этом тоже ничего не сказано ни в фильме, ни в телепередаче.
В обоих злополучных "телетворениях" НТВ, конечно, педалировалась излюбленная либерал-демократической телевизионной и прочей журналистской братией тема зажима "гласности" при Советской власти. Наверное, Киселеву очень хочется, чтобы после каждого ЧП во всех СМИ устраивались такие же информационные свистопляски (поистине наподобие шабашей ведьм и ведьмаков на Лысой горе), как это было после гибели атомохода "Курск". Более разнузданной и распоясавшейся "гласности", наверное, не видывала ни одна "цивилизованная" страна. Поэтому полагаю, — и думаю, меня в этом поддержат многие, — наоборот, сведения о тяжелых происшествиях и масштабных преступлениях, особенно связанных с большими человеческими жертвами, следует доводить до населения очень продуманно и дозированно, чтобы не травмировать психику людей, а в отношении преступлений — не подавать пример потенциальным преступникам и ненормальным (кстати, во Франции, как сообщалось по телевидению, результаты расследования причин и обстоятельств крупных катастроф и ЧП обнародуются только через 30 лет). Но наши печатные и особенно электронные СМИ этого понимать не желают. При этом больше всего старается НТВ.
Что касается гибели линкора "Но
вороссийск", то для того времени решение правительства СССР "не радовать врагов официальным сообщением о гибели линкора" было совершенно обоснованным. У нас же кому следовало знать — все знали о катастрофе. Я в то время был курсантом Военно-морского училища — даже с нами был сразу же проведен тщательный разбор всех обстоятельств этого ЧП. Кроме того, командованием ВМФ были приняты и проведены в жизнь жесткие решения и меры по совершенствованию организации борьбы за живучесть и непотопляемость кораблей (и организационные, и по линии кораблестроения).
Так что сетования и крокодиловы слезы телевизионщиков, что "мы узнали и свободно могли говорить" о трагедии "Новороссийска" только с 1988 года — ложь и ерунда. Мы, моряки, все гражданские специалисты ВПК, связанные с ВМФ, знали о ней все, а кому следовало — и в подробностях. Памятник погибшим на Братском кладбище в Севастополе воздвигнут в 1963 году — это тоже "безгласно", что ли, свершалось?
Таким образом телефильм Кричевского и телепередача Кириченко информационно ничего нового не содержат. Они только изощренно-избирательно выпячивают под киселевским ракурсом отдельные детали катастрофы, стараясь мазнуть хоть малость грязью и флот, и военных моряков в их нелегкой службе.
В обеих киселевских телеподелках о "Новороссийске" из командного состава ЧФ фигурировал, как выше отмечалось, только с парой коротких реплик контр-адмирал Н.Никольский, — заслуженный и уважаемый на флоте военный моряк сложной героической и трагической судьбы. Он ведь даже через штрафной батальон в войну прошел, после чего был реабилитирован и возвращен на флот. О нем одном можно было бы снять поучительный для молодежи фильм. Да и в фильме Кричевского надо было дать ему более подробно высказаться. Или все, что он говорил, неугодное для Киселева, вырезали?
Но Киселеву надо было бы постараться разыскать и других, кроме нескольких уцелевших матросов — очевидцев катастрофы. Например, в Москве живет бывший в то время капитан 2 ранга флагманский артиллерист эскадры ЧФ, в день трагедии оперативный дежурный эскадры, ныне капитан 1 ранга в отставке Смоляков Иван Георгиевич, находившийся в момент взрыва в оперативной рубке линкора. Он был главным лицом оперативной дежурной службы эскадры, полностью видел всю катастрофу и, если можно так выразиться, "участвовал" в ней с начала и до конца, а также в последующих расследованиях и разбирательствах.
Именно им оповещены оперативная служба флота и корабли эскадры о взрыве на линкоре, отданы первые приказания на корабли в гавани об оказании помощи линкору. В дальнейшем он распределял по задачам прибывающие к линкору спасательные и другие плавсредства с аварийными партиями, передавал приказания командования флотом и эскадры на другие корабли и в штаб флота, докладывал обстановку ОД флота. Смоляков до последнего момента находился на корабле и вместе со всеми, когда корабль начал опрокидываться, просто свалился в воду, рискуя быть накрытым палубой корабля.
Но НТВ для ее телеподелок нужны не свидетели, а, вероятно, лишь статисты. И от Киселева и К° нам остается ждать только очередной "чернухи".



Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой