Авторский блог М. Ковров 03:00 1 января 2001

“ПОКА Я ЛЮБЛЮ...”

“ПОКА Я ЛЮБЛЮ...”
1(370)
Date: 2-01-2001

5 января исполняется
50 лет со дня смерти
Андрея ПЛАТОНОВА

Недавно в издательстве "Наследие" вышло первое полное издание записных книжек Платонова. Тираж — 1000 экземпляров.
"Вся философия есть способ самозащиты угнетенных людей против угнетателей, путем поисков такого слова, чтоб их угнетали не до смерти, чтоб слово это подействовало на угнетателей особым, неизвестным магическим способом." (с. 157).
"Святость есть утрата жизни, утрата и божественного" (с. 50).
"Наука занимается лишь формальными отношениями, поверхностью вещей и явлений, не заботясь о той сущности, где хранится истинная живая тайна мира." (с. 247). "Точные науки... не есть ли они лишь общие схемы, общие абрисы, силуэты еще слишком удаленных видов природы, которыми затем, впоследствии, но навечно, займется все то же искусство?!!" (с. 269).
Запись об академике Губкине: "примитивно-хитрый человек, наигравший на себя достоинство" (с. 127), далее: "помощник Губкина — живущий за счет угождения Губкинку, как Губкин — Атабаеву ("надстройка" паразитизма)"; об Атабаеве: "обожает Туркмению и бережет каждый стебелек ее пустынь: он с жалобным сердцем смотрит даже на песчаные вьюги, развевающие тело родины в бесследном пространстве" (примечание: "клан Атабаевых занимал высокое положение в государственных структурах Туркмении 20-30— гг."); далее — "мне тяжело" (после общения с Губкиным); заключение: "в Каракумах лежат оазисы всесоюзной контрреволюции (не только туркменского байства).”
Письма снабжены подробными примечаниями (около ста страниц). Примечание к тексту Платонова, где упомянут Евклид: "Евклидова аксиома составляет основу классического понимания пространства, опирается на наглядные представления об окружающем нас мире и теорию пределов. Новейшие теории пространства в ХХ в. исходят из предложенной еще в XIX в. геометрии Лобачевского, создателя неевклидовой геометрии, отрицающей постулат-аксиому Евклида о параллельных и исходящей из чистой математической мысли". Аксиома, опирающаяся на теорию, и геометрия, исходящая из чистой математической мысли, — это черт знает что такое!
Но это, конечно, не так невероятно, как сочетание "бережет каждый стебелек" и "клан Атабаевых".
"Старушка такого типа: хлебушка, маслица, кусочек, чуть-чуть (...) говорит, что есть, что видит: столб стоит, санитары едут, солнце взошло и т. д. Получается чудовищно пошло, дурно, смертно. А все верно!" (с. 217).
К словам Чаадаева: "Средства, пускаемые в долг обездоленными классами для завоевания земных благ, без сомнения, отвратительные... Бедняк, стремящийся к малой доле достатка, которого вам девать некуда, бывает иногда жесток, это верно, но никогда не будет так жесток, как жестоки были ваши отцы, те именно, кто сделал из вас то, что вы есть, кто наделил вас тем, чем вы владеете", — с достаточной полнотой описывающим исторические события двух предыдущих столетий (XIX и XX) и наверняка двух последующих, Платонов добавил две-три детали, относящиеся уже к истории России: "Отец Прокофия пришел с империалистической войны в шинели на голое тело" ("Чевенгур"); "Бабы в одной деревне — нерожающие сплошь, после того, как надорвались на полевых работах без мужиков в 1914-17 гг." (с. 208). Запись сделана в 1937 (!) году. Вряд ли к этому можно прибавить что-либо существенное.
По записным книжкам легко восстановить географию жизни Платонова: Воронеж, Москва и Московская область, Тамбов; многократные поездки в Уральскую область, в Поволжье; Ленинград, Северный Кавказ, Фрунзе, Туркмения, Уфа. Маршруты войны: Калинин, Орел, Киев, Могилев, Минск, Курская битва.
"В армии: дисциплина автоматична, как бы консервативна, — один полюс; и другой полюс — бой, война требует творчества, нарушения консерватизма, инерции, иногда устава. Меж этими полюсами — все напряжение военачальника." (с. 277).
"Главное зло" — люди обладают всегда лишь частью знания..." (с. 267).
"Пока я люблю и могу любить, не может быть, чтоб плохо было на свете, да и не будет плохо" (с. 274).
М. КОВРОВ



1.0x