Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 4 декабря 2000

ВРЕМЯ РАЗУМА

Author: Валентин Пруссаков
ВРЕМЯ РАЗУМА (9-й Исламский саммит в Катаре)
49(366)
Date: 5-12-2000
В ноябре столица Катара Доха принимала 9-й съезд Организации Исламская Конференция (ОИК), справедливо называемый мировой масс-медиа исламским саммитом. На сей раз в этом крупнейшем политическом событии в жизни мусульманского мира, происходящем с начала создания Организации (1969 г.) раз в три года, приняли участие короли и президенты, премьеры и министры иностранных дел, представлявшие 56 стран.
Международные наблюдатели и комментаторы не преминули сразу же отметить, что катарский саммит собрался в политической ситуации — весьма схожей с той, что сложилась свыше 30 лет тому назад, когда произошло зарождение ОИК. 21 августа 1969 года неизвестные провокаторы устроили поджог в одном из самых священных для мусульман мест — в иерусалимской мечети Аль-Акса. Это преступление рассматривалось правоверными всего мира как откровенное кощунство. Понимая чувства гнева и возмущения, охватившие всех мусульман, бывший муфтий Иерусалима, шейх Амин Аль-Хусейн (между прочим, родственник Ясира Арафата) обратился с взволнованным посланием ко всем главам исламских государств. В его послании, в частности, говорилось: "Исламская Конференция призывает незамедлительно провести исламский саммит, чтобы обсудить пути выхода из нынешней критической ситуации и выработать общую позицию, необходимую для защиты наших святынь от агрессоров. Исламская Конференция предупреждает мусульман, что преступление против Аль-Аксы — яркий пример пагубных замыслов сионистов, намеревающихся совершать подобные богохульственные акты и в других странах, где они могут избежать наказания, ибо чувствуют себя в безопасности, находясь под защитой колониальных сил". Призыв иерусалимского шейха не оказался гласом вопиющего в пустыне: в сентябре 1969 года в столице Марокко Рабате состоялся первый саммит ОИК, в котором приняли участие главы 25 государств.
Нынешняя 9-я встреча на высшем уровне проходила в накаленной атмосфере возобновившейся интифады, вспыхнувшей после провокационного посещения израильским "ястребом" Ариэлем Шароном территории, относящейся к мечети Аль-Акса. Визит незваного гостя был воспринят как откровенный вызов, брошенный не только палестинцам, но и мусульманам всего мира. Потому-то на саммите в Дохе никого не удивлял тот факт, что палестинская тема практически доминировала в каждом выступлении, независимо от того, какую страну представлял оратор. Поистине, как заметил один арабский журналист, "боль Палестины пронзила сердце каждого мусульманина". Однако исламский мир крайне пестр и разнообразен, и мнения о том, каким образом найти выход из теперешнего кризиса и восстановить законные права палестинцев, — были самыми различными.
Согласно регламенту, первое слово было предоставлено президенту Ирана Мохаммеду Хатами, который председательствовал на предыдущем 8-м саммите, проходившем в 1997 году в Тегеране. Сердечно поблагодарив эмира Катара шейха Хамада бин Халифа аль-Тани, народ и правительство государства Катар "за любезнейшее гостеприимство и великолепную подготовку к саммиту", он передал Его Величеству председательские полномочия, и таким образом эмир Катара стал председателем ОИК на последующие три года. В своем выступлении Хатами поддержал "интифаду на оккупированных палестинских территориях" и провозгласил "хвалу всем мученикам, павшим при защите исламских святынь в Палестине". Глава иранского правительства предложил свое "решение ближневосточного кризиса и восстановления мира в регионе". Его предложение включает в себя, в частности, следующее:
— возвращение всех палестинцев на свою родину;
— проведение демократического референдума с участием всех, кто родился в Палестине, — мусульман, евреев и христиан, для определения будущей системы правления;
— образование демократического палестинского государства на всей территории Палестины со столицей в Аль-Кодсе (Иерусалиме).
Выступивший после Хатами эмир Катара (здесь уместно заметить, что его внешнеполитический курс часто подвергался критике за отход от генеральной линии, присущей другим арабским странам Залива. Например, в течение нескольких лет в Дохе был открыт офис израильской торговой миссии, который закрыли буквально за два дня до начала работы саммита. Если бы эмир не пошел на этот шаг, исламское совещание в верхах оказалось под угрозой срыва. Наверняка не приехали бы ни саудовский наследный принц Абдалла, ни президент Ирана, ни некоторые другие видные государственные деятели.— В.П.) также отдал дань уважения "мученикам, отдавшим жизнь за Палестину". Его Величество вполне резонно заметил: "Не кажется ли странным, что в наше время, когда различные международные организации провозгласили лозунги прав человека, свободы, безопасности и стабильности, только палестинскому народу отказано в том, чем пользуется подавляющее большинство остальных народов". Эмир Катара призвал собравшихся "выработать совместно практическую стратегию для восстановления законных прав палестинцев... Только так мы оправдаем ожидания наших народов, рассматривающих проблему Аль-Кодса (Иерусалима) главнейшей из всех, стоящей перед мусульманами".
В пространном послании Саддама Хусейна, зачитанном министром иностранных дел Ирака, развивалась идея: "...мы считаем, что джихад является нашим долгом и долгом любого верующего мусульманина для освобождения оккупированной Палестины от сионистских негодяев... Каждый мусульманин имеет право сомневаться в верности как настоящего мусульманина и его принадлежности к исламской нации любого, кто не разделяет эту точку зрения". Не забыл вождь Ирака напомнить о "пагубной роли", играемой Америкой. Он сказал, что арабские лидеры должны прекратить "слушать волю Америки и следовать ее указаниям, предавая тем самым великие принципы исламского единства и чувства честных мусульман".
Подавляющее большинство государственных мужей, почтивших Катар своим присутствием, были далеки от чрезмерной риторики, полагая, что пришло "время холодного разума" и хорошо рассчитанных совместных усилий. Такого рода настрой и сбалансированный, прагматичный подход нашли свое отражение в несколько сухих, но тщательно продуманных строках. Заключительного коммюнике 9-го саммита ОИК. В них ничего не говорится о джихаде, но зато содержится четкое и ясное требование "справедливого и равноправного мира, основанного на выполнении Израилем соответствующих международных резолюций, в особенности резолюции 242 и 338 Совета Безопасности ООН, предусматривающей вывод израильских войск со всех оккупированных палестинских и арабских территорий, включая Аль-Кодс (Иерусалим) и Голанские высоты..."
В связи с тем, что правительство Израиля отошло от принципов и положений, выполнять которые оно обязалось еще на мирной конференции в Мадриде, и встало на путь "ничем не оправданных жестокостей и репрессий в отношении палестинского народа", Организация Исламская Конференция предложила мусульманским странам разорвать всякие связи с еврейским государством. Лидеры 56 исламских стран рекомендовали не восстанавливать их до тех пор, "пока Израиль честно не выполнит резолюции Совета Безопасности ООН".
Члены ОИК объявили, что готовы разорвать отношения с любой страной, которая решится на перенос посольства в Иерусалим и признает этот город столицей Израиля. Кроме того, лидеры мусульманского мира поддержали идею о формировании миротворческих сил ООН для защиты палестинского народа. Как известно, именно этому рьяно противится Израиль. Однако любой неангажированный наблюдатель не может не задуматься над таким вопросом: разве не создалась ныне на Ближнем Востоке ситуация, аналогичная той, что в свое время привела к вмешательству ООН в Югославии? Не пора ли продемонстрировать, что ООН действительно служит всему человечеству, а не только интересам определенных сил и государств? Тот факт, что генеральный секретарь ООН Кофи Аннан принял участие в работе исламского саммита,— вселяет надежду на объективность.
Помимо палестинской трагедии, в Дохе шел разговор, разумеется, и о многочисленных других проблемах, волнующих мусульманский мир.
Можно предположить, что наших читателей может интересовать, что же ОИК сказала по поводу Чечни. Удовлетворяя их естественное любопытство, приведем полностью соответствующий пункт Заключительного коммюнике: "Конференция призывает правительство Российской Федерации как можно скорее продолжить переговоры с представителями чеченского народа во имя достижения мирного разрешения ситуации в Чечне. Мы призываем также правительство Российской Федерации и международное сообщество предпринять необходимые шаги, направленные на защиту чеченских беженцев на Северном Кавказе, и принять участие в восстановлении и развитии Чечни. Конференция выражает готовность к продолжению контактов с правительством Российской Федерации в целях достижения мирного разрешения кризиса в Чечне".
Размеры этой статьи позволяют осветить, увы, лишь малую часть проблем, обсуждавшийся в Дохе. Однако никак нельзя забыть о том, что участники саммита ОИК тепло отозвались на приветствованное обращение, направленное им российским президентом. В своем послании Владимир Путин выразил надежду на упрочение и улучшение отношений между Россией и мусульманским миром. По его мнению, должна возрасти роль ОИК в создании мироустройства XXI века.
Очевидно, что реакция в мире на решения исламского саммита в Катаре будет далеко не однозначна. Кое-кто видит в мусульманском единстве прямую угрозу собственному, не совсем праведному существованию. Тем не менее на встрече в Дохе были достигнуты определенные подвижки в правильном направлении, и уже ясно, что 9-й саммит ОИК станет заметной вехой на пути к укреплению сотрудничества и разрушению проблем, стоящих перед всемирной Уммой (мусульманским сообществом).

1.0x