Авторский блог Николай Николаев 03:00 4 декабря 2000

МПС: МИНИСТР-ПЛЕМЯННИК-СЫН

Author: Николай Николаев
МПС: МИНИСТР-ПЛЕМЯННИК-СЫН (Семейный бизнес на путях сообщения)
49(366)
Date: 5-12-2000
Товарищи ученые, доценты с кандидатами, сосите лапу и довольствуйтесь жалкой прибавкой к жалованью.
Господа предприниматели, товароделатели с коммерсантами, сопите в две дырки и не обивайте пороги банков — дешевых кредитов вам не видать.
Денег на развитие в России как не было при Ельцине, так нет и при Путине. Нет потому, что доходы от огромного нашего национального богатства как уплывали за границу, так и уплывают.
Летом нынешним, когда президент Путин уже обжился в Кремле, женевский прокурор Даниэль Дево получил информацию: есть в Швейцарии глубоко законспирированная система счетов фирмы "Руником", созданной российским олигархом Романом Абрамовичем. В августе в штаб-квартире этой фирмы и ее филиале прошли обыски. Но "грязных бабок" из России обнаружено не было. У менеджеров "Руникома" , напуганных ранее случившимся скандалом со счетами ельцинской "семьи", все оказалось шито-крыто, и швейцарские воители с "русской мафией" остались с носом. Но уже в начале октября от них ушла утечка в газету "Le Temps": найдены доказательства об утечке из России денег неизвестного происхождения, за которыми стоят родственники министра путей сообщения РФ Николая Аксененко.
Якобы анонимный источник навел женевскую прокуратуру на счета фирмы "Троэль" в банках "Credit Suisse" и "Credit Agricol". Счета как счета, фирма как фирма. Ничего любопытного. Но интерес швейцарских правоохранителей к "Троэль" резко обострился после того, как они узнали, что данная фирма — филиал транснациональной компании "Сеабеко", которую возглавляет бывший советский, а ныне израильский гражданин Борис Бирштейн.
В свое время в Швейцарии было заведено уголовное дело на бизнесмена из России Сергея Михайлова, именуемого в прессе Михасем. В рамках этого дела Антверпенская особая следственная бригада Бельгийской жандармерии, работавшая по просьбе женевской прокуратуры, пыталась доказать: в 1994 году Михайлов и Бирштейн основали компанию "МАВ International", которая занималась отмыванием денег, вырученных от наркоторговли. Доводы следствия швейцарским правосудием не были приняты и криминальная связь Михайлова и Бирштейна не стала фактом. Дружественные же связи Бирштейна с видными российскими чиновниками в суде доказывать не надо. О них много написано. Но что они означают в каждом конкретном случае?
В дочерней структуре бирштейновской "Сеабеко", фирме "Троэль", трудоустроен сын главы российского МПС Николая Аксененко — Рустам. Он же, Рустам Аксененко, является одним из узкой группы сотрудников этой фирмы, у которых есть доверенности на проведение банковских операций по счетам "Троэль".
Чем вызвано такое высокое доверие Бирштейна к молодому и, в общем, не успевшему зарекомендовать себя сотруднику, который, не дожив до седых волос, уже даже по высоким швейцарским меркам выглядит нынче преуспевающим бизнесменом, имеющим в стране голубых озер особняк стоимостью в несколько миллионов долларов?
Вспомним недавний скандал, разгоревшийся в России вокруг Кингисеппского завода суперфосфатных удобрений. Назначенному после процедуры банкротства новому управляющему предприятием удалось выяснить, что в течение нескольких лет этот гигант химической индустрии поставлял на экспорт в Швейцарию фосфатные удобрения по цене ниже себестоимости. В результате, по оценкам правоохранительных органов, прямой ущерб заводу, а заодно и госказне исчисляется суммой почти в полмиллиарда долларов США! Соответственно, немалая дельта между ценой продажи и рыночной ценой согрела чей-то бездонный карман. Чей же? Теневые операции с убыточным экспортом удобрений странным образом совпадали с периодом активной деятельности в области грузовых ж/д перевозок транспортно-экспедиторской компании "ПФГ—Евросиб", которую возглавлял не кто иной, как племянник министра путей сообщений РФ Сергей Аксененко, начинавший свой путь в бизнес совместно с сыном главного железнодорожника Рустамом. Похоже, занявшиеся перевозками минеральных удобрений железнодорожные братья не могли не пересечься на тесных международных перекрестках с главой "Сеабеко" Бирштейном, в сферу интересов которого также входили экспортно-импортные операции с химической продукцией.
Но аферы с фосфатом — дела давно уже минувших дней. А каково нынешнее положение министерского сына в Швейцарии? При трудоустройстве Рустама Аксененко в структуру Бирштейна была до мелочей продумана "операция прикрытия". По версии, запущенной с подачи разработчиков этой операции, наследник железнодорожного олигарха работает в Швейцарии не где-нибудь, а в российско-швейцарском СП "Транс—Рейл". Переведя стрелки на компанию, ровным счетом не имеющую никакого отношения к семейным связям министра, разработчики данной версии убили сразу двух зайцев. Во-первых, развязали руки Аксененко-младшему. Во-вторых, позволили самому Николаю Емельяновичу умело переориентировать внимание контролирующих органов со своих "семейных фирм", наподобие "ПФГ— Евросиб" и "Иристон", на чужую.
А тем временем денежки полноводной рекой текли на швейцарские счета не только по железным дорогам и не только в минераловозах. Вот одна из платежек, поступившая на счет филиала "Сеабеко" от фирмы "Трансваг ЛТД", зарегистрированной по адресу: Кипр, Никосия,— в самом конце января 2000 г. Об этой фирме со странным железнодорожным названием известно, что она совместно с компанией "Трасико" (США) и МПС РФ является соучредителем компании "СФАТ". В свою очередь зарегистрированная в г.Москве по адресу: ул. Краснопрудская, д.20, корп.1 (гендиректор — г-н В.Кузин) компания "СФАТ" по роду основной деятельности специализируется на морских перевозках нефти и производных видов топлива. В собственности этой компании, к примеру, имеются два танкера класса "река-море" с названием "Сфат" и "Волгонефть-147".
А теперь откроем на выбор любую из российских или иностранных газет за 4 — 5 февраля нынешнего года: первые полосы украшают сообщения об аресте в Персидском заливе танкера "Волгонефть-147", перевозившего в нарушение эмбарго иракскую нефть. Скандал в ту пору разгорелся нешуточный: морской разведке ВМФ США удалось выяснить, что только за несколько месяцев осени 1999—зимы 2000 гг. эти российские танкеры совершили не менее сорока нелегальных "ходок" с иракской нефтью. Вопрос разруливали на самом верху: глава МИДа Иванов даже встречался с госсекретарем Мадлен Олбрайт. Дипломатический конфликт уладить все же удалось. Но, по слухам, лишь после того, как глава МПС лично посетил ушедшего на пенсию, но все еще влиятельного президента Ельцина. Заметим: штрафные санкции за нарушение эмбарго взвалили на государство. Между тем, частная компания, учрежденная на 40% МПС, полностью сохранила прибыль от рейсов своих танкеров. А следы ее денег тут же затерялись в банковских каналах между Кипром и Швейцарией.
Во всех денежных историях остается открытым лишь вопрос о степени участия в финансовых операциях самого главы МПС Николая Аксененко. Слов нет, отец за взрослого сына, а тем паче за племянника — не отвечает. Но зададимся вопросом: осторожный Бирштейн стал бы связываться с молодыми акулами бизнеса, пусть даже происходящими из семейства Аксененко, без доверительных отношений с высокопоставленным родителем? И не делит ли деньги со швейцарских счетов Рустам Аксененко по-братски с Бирштейном, обходя родного батю?
Вопрос этот риторический. Важно, что Николай Емельянович уже и сам твердо решил легализовать свой олигархический статус. В предложенной им концепции реформы МПС четко прослеживается мысль о необходимости отделить зерна от плевел — разграничить административную функцию министерства и хозяйственно-коммерческую. Произойдет это — и отцу с сыном ничто не помешает превратиться в крупнейших в мире железнодорожных коммерсантов. Благо стартовый капитал для этого, похоже, накоплен немалый…

1.0x